ВНИМАНИЕ К БРЕНДУ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ
Регулярно общаясь с владельцами, управляющими и разработчиками брендов, сталкиваешься с тем, насколько у них гипертрофированное представление о роли их бренда в жизни обычного человека. Складывается впечатление, что, как они считают, потребитель львиную часть своей жизни думает об их бренде и его отдельных деталях. Удивительно, но подобной уверенностью обладают даже те, кто не тратит десятки миллионов долларов в год на телевизионную рекламу...
Давайте рассмотрим, что же происходит на самом деле.
Для начала представим, о чем думает самый обычный человек. Бот список основных тем:
семья: родители, супруг(а), ребенок/дети и всевозможные родственники;
-> дружба: друзья и отношения с ними, встречи, разговоры на общие темы ит. п.;
-> секс — свой и чужой, а также все, что с ним связано;
-> работа:
• профессиональная деятельность;
• социальные взаимоотношения в рабочем коллективе;
-> жилье: купить/снять квартиру, сделать ремонт, съехаться — разъехаться с родственниками, дача и ее благоустройство;
-> хобби: от самых изысканных видов увлечений до банальных женских романов и футбола;
-> отдых: где, когда и как можно провести свободное время, причем это касается не только о собственного отпуска, но и отдыха всех своих знакомых;
-> транспорт: личный и общественный;
-> «я, любимый» — мысли о себе, своей привлекательности, неотразимости и социальной роли (т. е. все наши комплексы);
-> поддержание жизнедеятельности — еда, гигиена, медицина.
Итак, у нас десять тем. Не имеет значения, равнозначны они или нет и можно ли их было структурировать по-другому. Важно то, что мыслительная деятельность человека охватывает самые разные направления и связана с самыми разными сферами. Среди них потребление занимает в жизни человека лишь небольшое и, вероятно, для большинства людей далеко не самое значительное место, тем более если рассуждать о нем через призму брендов.
Предвижу возражения, потому что, касаясь самых разных тем, можно выйти и на вопросы потребления брендов. Согласен. Например, мысли о пиве могут возникнуть в связи с ужином, или с хобби (например, при просмотре футбольного матча), или с планируемой встречей с друзьями. Однако вспомните собственные подобные раздумья. Что займет у вас больше времени: размышления о том, чем угостить друзей (пивом, вином или крепкими напитками) или выбор конкретной марки пива? О чем дольше будет думать болельщик: о том, в каком составе выйдет на поле его команда и «порвет это мясо», или о том, какую марку пива взять накануне футбольной трансляции?
В большинстве случаев (если речь не идет о гурманах или приобретении каких-либо особо дорогих товаров) выбор марки не займет много времени.
Если говорить о дорогих покупках, к примеру о машинах, то, конечно, над их выбором потребитель размышляет долго. Но он не оперирует исключительно брендами: Ford или Nissan, Nissan или Ford? (Так и до лечебницы недалеко...) Покупатель учитывает множество технических и эстетических параметров (мощность двигателя, размер автомобиля, дизайн, оформление салона, удобство кресел и т. п.) и на их основе делает свой выбор.
Разумеется, есть культовые марки (например, BMW), но, во-первых, их не может быть много в одной категории (одна-две, не больше), поскольку культовость подразумевает исключительность, а если все будут таковыми, то ни один бренд не будет культовым. Во-вторых, культовость может быть не во всех категориях, так как она базируется на сильных эмоциях, которые возникают по отношению далеко не ко всем типам товаров (согласитесь, странно звучит: «культовый стиральный порошок», хотя десяток производителей бытовой химии спят и видят свой продукт именно таким). В-третьих, культовость тоже имеет свои границы. Что предпочтет покупатель: 10-летний BMW или новенькую Mazda? Какой вариант лучше: новенький BMW или Mazda плюс деньги на первый взнос за квартиру? Выбор уже перестает быть очевидным...
Хорошей иллюстрацией того, сколько времени уделяет потребитель выбору конкретного бренда, служит поведение людей в супермаркетах. Понаблюдайте, сколько времени они стоят и выбирают марку продукта. Хотя, как правило, вообще не стоят, а идут мимо поток с тележкой или корзинкой и останавливаются только для того, чтобы положить в них выбранный на ходу товар определенного бренда. Человек, взявший с полки две-три разные марки и изучивший этикетки, — редкость, таких покупателей всего несколько процентов...
Таким образом, выбор бренда на полке осуществляется мимоходом. Некоторое время назад мне довелось работать над проектом по ребрендингу магазинов детской одежды. Наши наблюдения показали, что средний посетитель проводит в магазине всего несколько минут и осматривает лишь небольшую часть полок с товарами (при том ^то площадь магазинов была невелика). Иначе говоря, потенциальный покупатель, осознанно посетивший специализированный магазин, *-то следует из названия и оформления витрины, фактически пробегает по помещению, окинув полки беглым взглядом и приблизившись всего к нескольким вещам.
А как обстоят дела с восприятием рекламы? Не лучше. Как правило, потребитель в этот момент ждет чего-то совершенно иного: если смотрит телевизор — любимую телепередачу, если читает прессу — интересную статью, если едет на транспорте — свою остановку. Лишь изредка его потребности совпадают с рекламными сообщениями, но в условиях многократной повторяемости и определенных методов планирования коммуникаций брендам этого достаточно.
Чем же объясняется такое отношение потребителя к рекламе? Почему он уделяет каждой марке так мало внимания?
По элементарной причине: в мире существует просто фантастическое количество брендов. Например, каталог «Утконоса» содержит более 60 000 позиций, а ассортимент типичного супермаркета состоит примерно из 20 000. Если предположить, что на один бренд приходится 10 позиций, то получается, что в «Утконосе» —6000 брендов. Словарный запас среднестатистического человека составляет от бдо 8000 слов. Иначе говоря, получается, что у каждого из нас должен быть один словарный запас — для жизни, а другой, такой же по объему — для потребления...
Естественно, это невозможно, и человек на физиологическом уровне защищается от наплыва брендов: игнорирует рекламу, ограничивает свой выбор (в том числе пробегая мимо полок: может быть, он и нашел бы там что-то более подходящее, чем то, что уже купил, но ему хочется выйти из магазина в тот же день, когда вошел в него...).
Даже если бренд — один из лидеров в своей категории, потребитель будет думать о нем не более двух минут в месяц. Несколько контактов с его рекламой (если кампания проводится в этот период),
ф
Примеры объемов воздействия на потребителя: часто он одновременно видит рекламу не только нескольких разных брендов, но даже брендов одной категории (например, пива на правом плакате).
Естественно, человеческий мозг старается просто блокировать подобную информацию
полминуты у полки; может быть, рассмотрит упаковку, доставая ее дома из сумки (хотя, скорее всего, не глядя засунет в шкаф), или за столом, во время потребления. Если бренду очень повезет, люди упомянут о нем на работе, обмениваясь опытом и впечатлениями, или во обеденного перерыва. Несколько разрозненных информационных вспышек — таков результат усилий креативных и управленческих команд и вложения значительных рекламных бюджетов.
Это приводит к появлению парадоксальных на первый (коммерческий) взгляд результатов, таких как рекомендация «less in тоге» для магазинов розничной торговли[7]. Ее суть в том, что с меньшим количеством товара можно добиться более высокого товарооборота. Достигается это за счет того, что точно подобранный для целевой аудитории ассортимент хорошо презентуется потребителю: практически каждую вещь можно увидеть, причем не в нагромождении других, а в таком виде, когда ее удобно рассмотреть.
Обувь, расставленная с интервалом, одежда, висящая не боком, а лицом к покупателю — все это уменьшает число возможных позиций в магазине, но позволяет потребителю, не затрачивая усилий, хорошо рассмотреть каждую вещь (а не откапывать ее, как кладоискателю, среди нагромождения других). Авторы концепции убеждены, что дома у современного потребителя уже избыток вещей и еще боль-
ший избыток встречает его в магазине. Он (потребитель) не особенно и нуждается в новой одежде или обуви и совершает покупку спонтанно, потому что вдруг «просто понравилось». А чтобы это произошло, нужно показать хороший товар с хорошей презентацией.
Все это приводит нас к мысли о том, что не стоит рассчитывать на особое, пристальное внимание к бренду и его коммуникациям со стороны потребителей. Это не классическое произведение искусства, которое принято тщательно разглядывать или перечитывать (хотя многие ли это делают?). Бренд — утилитарная вещь. Его владельцы должны быть в восторге, если он вообще прорвался в сферу внимания какой-либо значимой группы людей (конкуренты не считаются — они много не купят) и если потребители проявили интерес к одному или двум ключевым коммуникационным элементам бренда.
Это означает, что бренд должен быть самобытным (ярким, выделяющимся) и понятным, т. е. последовательным и узнаваемым, транслирующим определенную небольшую группу ценностей (среди которых обязательно значительную часть должны занять его потребительские свойства).
Усложнять бренд, насыщать его множеством характеристик, транслировать их через едва понятные символы или сложные логические цепочки — лучший путь к тому, что он останется некупленным и незамеченным на полке.
Точно так же придумывать сложные рекламные послания, менять их стиль и формат, ключевые сообщения с каждой новой рекламной акцией — значит фактически каждый раз заново начинать продвижение бренда на рынке. А это очень дорого и крайне неэффективно.
КЕЙС
Наглядный пример создания отличного в эстетическом отношении дизайна и неудачного (с точки зрения коммуникации с потребителем) бренда — это история марки «Верность качеству».
Владельцы компании, будучи перфекционистами и в производстве, и в подходе к созданию бренда, заказали его разработку одной из ведущих российских дизайн-студий, особенно известной своими сайтами.
Ее специалисты предложили следующее решение (см. рис. на с. 55 сверху).
А вдогонку написали на своем сайте: «Использовать фокус-группы, чтобы оценить новый продукт, нет особого смысла. Потребители скажут, что на коробке шоколада должны присутствовать чашка чая с золотой каемкой, свеча и роза»1.
Что касается использования именно фокус-групп и именно для оценки дизайна, то тут создатели бренда частично были правы: нужно использовать другой метод (об этом мы расскажем в 4-й главе), а вот их мнение о том, что нет необходимости проводить исследования, оказалось абсолютно ошибочным.
Это и подтвердил опыт кондитерской фабрики. Промучившись несколько лет с прежним дизайном, на предприятии были вынуждены сделать рестайлинг в другой известной российской компании, которая специализируется именно на упаковке, а значит, знает ментальные стереотипы российских потребителей.
Вот как коробки для конфет выглядят сейчас.
Примечательно, что в значительно меньшей степени изменилось оформление шоколадных плиток: на фабрике по-прежнему выпускается линия этого продукта со старым дизайном (сверху), а новый (внизу) пополнился лишь изображением продуктовосюжетной группы (создающей ощущение натуральности, качества и вкуса), а кроме того, разработчики перешли на единый шоколадный цвет и резко увеличили информационный блок о вкусе (процентное соотношение какао и наполнителей).
Как это объяснить? Дело в том, что в первом варианте дизайна не был учтен ряд моментов, обязательных для коммуникации бренда. Различные ситуации и мотивы потребления. Традиционно коробка конфет — это в первую очередь подарок, который, как правило, преподносят с хорошим, праздничным настроением.
Поэтому логично, что коробка должна вызывать два чувства: ощущение ценности (дороговизны, причем в понимании широкой прослойки потребителей) и праздничности (соответствующим оформлением). Этого не было в первом варианте коробок, но появилось во втором. Цветы на новом варианте коробок, обрамляющие «плашку» с названием бренда и вкуса, и позитивные пастельные тона создали праздничное настроение, а изысканный подбор цвета фона, видов растений и золотистых каемочек — ощущение ценности и дороговизны.
Тут важно понимать ментальные расхождения: с точки зрения небольшого числа (относительно общего числа потребителей) прозападно воспитанных дизайнеров, первый вариант выглядит дороже (его легко представить в элитных западных магазинах), но с точки зрения большинства обычных российских покупателей богаче смотрится второй. Плиточный шоколад, напротив, люди значительно чаще покупают для себя лично, особенно если учесть нестандартную фабричную фасовку —по 100 и 30 г. Дизайн плитки требует меньше радости от ее получения, а больше — от ощущения вкуса (как ни цинично это звучит, но в подарке роль этого фактора относительно других у наших потребителей снижается) и четкого указания на состав конкретной плитки. Поэтому на первый план выходят ощущение «шоколадности» (фон) и вкусности (сюжет), а также информация о типе продукта (процентное соотношение ингредиентов).
РЕЗЮМЕ
-> Потребление занимает в жизни человека лишь небольшое и, вероятно, для большинства людей далеко не самое значитель
ное место.
-> Не стоит рассчитывать на особое, пристальное внимание к бренду и его коммуникациям со стороны потребителей.
-> Бренд должен быть самобытным (ярким, выделяющимся) и понятным, т. е. последовательным и узнаваемым, транслирующим определенную небольшую группу ценностей (среди которых обязательно значительную часть должны занять потребительские свойства).
-> Усложнять бренд, насыщать его множеством свойств, транслировать их через едва понятные символы или сложные логические цепочки — лучший путь к тому, что он останется некупленным и незамеченным на полке.
-> Придумывать сложные рекламные послания, менять их стиль и формат, а также ключевые сообщения с каждой новой рекламной акцией — значит фактически каждый раз заново начинать продвижение бренда на рынке.