ТИПЫ АГЕНТСТВ
Начнем с того, что агентства делятся (условно) на специализированные и многопрофильные.
Первые, как следует из названия, специализируются на каком-либо одном виде деятельности. Поскольку в данной книге мы говорим о креативных разработках, то лишь кратко отметим, что особенно часто узкую специализацию имеют агентства, связанные с оказанием определенных услуг, имеющих ярко выраженную технологическую особенность. Это может быть BTL, разного рода услуги по производству рекламных материалов (от роликов до вывесок), медиа, Интернет (внутри двух последних категорий тоже есть ряд специализаций).
Из числа креативных агентств есть компании, специализирующиеся только на графическом дизайне (упаковка, фирменный стиль, иногда статическая реклама) или ориентированные на ATL-креатив.
Подобные специализированные агентства компактны, гибки в работе с клиентами и более прозрачны с точки зрения портфолио (очень узкая направленность обеспечивает более четкое понимание, >-то именно они делали для клиента, а специализация позволяет более детально ознакомиться с работами именно в этой области).
Преимущество креативных агентств, как правило, — в очень хорошем знании соответствующих технологий, например специфики печати упаковок или съемки ролика. Кроме того, сотрудничая с такими агентствами, вы очень четко понимаете, за что именно платите деньги. К числу их недостатков относится необходимость увязывать работу различных агентств, с которой сталкивается менеджмент компании - заказчика.
В ряде случаев компактность агентства может стать его минусом: если хорошая идея никак не рождается, то в более универсальной и крупной компании к этому процессу могут подключить дополнительных специалистов, а «узко заточенное» агентство иногда вообще состоит из двух или трех разработчиков. Однако в каждом из креативных направлений деятельности существует ряд специализированных агентств-лидеров с достаточно большим штатом. Так что этот вопрос стоит уточнить в ходе переговоров.
Многопрофильные агентства оказывают услуги одновременно по нескольким направлениям деятельности. Часто к креативной составляющей добавляются медийная, BTL. Нередко такие компании занимаются полиграфическим бизнесом или продажей какого-то определенного вида рекламоносителей (достаточно специфического, поскольку все их крупнейшие виды уже давно сосредоточены в крупных специализированных агентствах).
При достижении определенных оборотов подобные бизнесы выделяются в отдельные компании, им даются самостоятельные названия, а их совокупность начинает называться рекламным холдингом. Это связано с удобством финансового управления и возможностью «разводить» близких по виду деятельности клиентов. Дело в том, что часто крупные контракты (особенно медийные и комплексные) сопровождаются пунктом об эксклюзивности сотрудничества агентства и компании из соответствующей отрасли. В этом случае одна из них может формально работать с одной структурой, входящей в состав рекламного холдинга, а ее конкурент — с другой. Устраивает ли это сами компании — вопрос к ним самим и формулировкам их юридических документов.
Внутри холдинга, как правило, существует очень тесное взаимодействие, поэтому преимуществом подобных структур служит фактическое единство исполнителя и минимальные потери информации при переходе от одного этапа реализации проекта к другому, а недостатком — непрозрачность стоимости каждого вида работ. Представленные вам сметы по отдельным пунктам могут быть весьма условными и не отражать реальных цен. Агентство ориентируется на общие суммы контракта и заложенной прибыли, поэтому зачастую умышленно занижает цены на легко проверяемые позиции, «отыгрываясь» на менее прозрачных. Это затрудняет сравнение многопрофильных агентств со специализированными.
Риск неравномерной эффективности во время работы над каждым этапом проекта (из-за разного уровня квалификации и различной загрузки сотрудников, неодинаковых возможностей отделов) может привести к его «провисанию» по отдельным аспектам. Поскольку создание и продвижение бренда — процесс, напоминающий ситуацию «скорость эскадры определяется скоростью самого медленного корабля», последствия могут быть очень серьезными.
Важным нюансом служит следующий факт. Сейчас в агентствах очень популярна тема «комплексного подхода». Суть ее в том, что необходимо одной командой, состоящей из разных специалистов, разрабатывать все ключевые элементы бренда (идеологию, стиль, коммуникацию, иногда медийные решения). При этом подобный подход могут пропагандировать как специализированные, так и многопрофильные агентства. Первые формируют команды из своих профессионалов и зачастую приглашают специалистов из компаний-партнеров, вторые — из собственных сотрудников.
Подход по сути своей очень верный, единственное, необходимо четко понимать, что из необходимого перечня работ и какими силами будет сначала разрабатываться, а затем реализовываться. Иначе говоря, такой подход должен быть для вас организационно прозрачен, и вам как заказчику необходимо понимать, как он ресурсно поддерживается. К примеру, вы должны быть уверены, что идеологию бренда не будет описывать аккаунт-менеджер после разработки креатива.
Вторым популярным подходом к делению агентств служит их классификация на сетевые и независимые.
Суть сетевых агентств состоит в том, что существует центральный офис такой сети в какой-либо развитой стране (например, в США, Франции, Великобритании, Японии), а также множество офисов в разных странах мира — как развитых, так и развивающихся.
Бурный рост рекламных сетей обусловлен в первую очередь популярностью у транснациональных корпораций концепции «глобальных брендов», когда бренд с одной идеологией продвигается по всем (или большинству) странам, представляющим интерес для корпорации. Справедливости ради отметим, что сейчас эта теория в некоторой степени потеряла свои позиции и стало модным говорить об учете местных ментальных различий.
Как квинтэссенцию этой идеологии можно рассматривать лозунг IBM: «Думай глобально, действуй локально», однако ее расцвет стал катализатором развития сетевых агентств. Центральный офис агентства разрабатывал креативную стратегию глобального бренда, презентовал ее центральному офису корпорации, заключался договор на работу агентства над этой стратегией по всему миру, и локальные офисы начинали заниматься ее адаптацией: переводом на местный язык, учетом ментальных, юридических и прочих ограничений, местных медийных возможностей и задач корпорации в каждой отдельной стране.
Начав пользоваться таким подходом, корпорации обнаружили, что это выгодно и с финансовой точки зрения: рекламные расходы становятся более прозрачными и предсказуемыми, особенно на сложных развивающихся рынках. Собственно говоря, корпорации вырастили удобных для себя крупных партнеров.
Достоинства сетей: отлаженная система разработки, обкатанная в разных странах мира, единые стандарты предоставления данных и материалов, наличие общих (мировых, в рамках сети) баз данных и креативных наработок.
В ряде агентств практикуются собственные исследовательские методики. Это интересные массивы информации, однако нужно учитывать, что в подавляющем большинстве случаев такие методики ориентированы на работу на развитых рынках, а базы данных в основном состоят из информации по развитым, а не по развивающимся рынкам.
Таким образом, местное сетевое агентство (а Россия сейчас относится к категории развивающихся рынков) создано для обслуживания глобальных контрактов сети на данной территории, и глубина креативной работы агентства зависит от исходных параметров и договоренностей между собой штаб-квартир.
Такие агентства часто сотрудничают и с местными заказчиками, однако выбирают из них самых крупных и денежных, а остальным уделяется внимание по остаточному принципу. Сила сетевых агентств и их российских филиалов — в больших финансовых ресурсах. Это позволяет им привлекать высококлассных специалистов, при необходимости удерживать их, а также осуществлять масштабную имиджевую и PR-поддержку.
Юридически форма сетевого агентства обычно выражается в виде лицензии центрального офиса, а зачастую (и это признак заинтересованности сети в рынке и развитии агентства) — в определенной доле Всемирной сети в структуре собственности российской компании- агентства.
Независимыми являются агентства, как правило, не составляющие сеть с местными собственниками. Такие агентства бывают и мелкими, и крупными.
Для средней российской компании попытка работать с сетью — не лучшая затея. В любом случае стоимость услуг будет высокой, а степень вовлеченности — неопределенной.
В настоящее время в мире среди крупных корпораций входит в моду обращаться в независимые (но пока не российские) агентства. Считается (и доказывается на ряде примеров), что у них более свежий, яркий и нестандартный креатив. Крупные сети в ряде случаев уже в большей степени бизнес-структуры, чем креативные сообщества, их руководство управляет своими структурами, руководствуясь финансовыми показателями. Другое дело, что независимые агентства, выиграв один-два глобальных тендера, сами стремительно обрастают сетью представительств в наиболее для них важных странах и часто становятся объектом поглощения со стороны крупнейших рекламных холдингов.
В заключение стоит отметить следующее: агентства создаются и распадаются довольно часто. Еще чаще в них приходят новые
люди, а другие уходят. Я не знаю статистики, но сильно удивлюсь, если окажется, что среднее время работы на одном месте среднестатистического сотрудника рекламного агентства превышает в России два года. Поскольку от разработки креатива до его появления может пройти от полугода до полутора лет, то вполне вероятно, •-то именно тот специалист, который его придумал, в агентстве уже не работает. В такой ситуации важно узнать, сохранился ли костяк команды, и не удивляться, когда одни и те же работы встречаются в портфолио разных агентств.
а