СПОСОБНО ЛИ АГЕНТСТВО РЕШИТЬ ВАШУ ЗАДАЧУ?
Ответ на этот вопрос состоит из трех частей и затрагивает следуюшие моменты: творческий потенциал агентства (оценивается через его портфолио), понимание задачи клиента (выясняется в ходе общения) и технические возможности (обсуждаются в ходе переговоров).
Но в первую очередь нужно решить для себя, «чего мы (как заказчики) ждем». Начните со сбора креатива конкурентов: рекламных роликов, плакатов, логотипов, фирменных стилей и упаковок — того, что вы планируете заказать и что косвенно пересекается с вашей задачей
Полезно ознакомиться с зарубежным опытом. Многие развитые и развивающиеся рынки существуют намного дольше российского и на них накоплен большой опыт, благодаря которому вы сможете увидеть более широкий диапазон решений. Позиционирование брендов, представленных конкурентами, тоже легко мониторится: вам не нужны «пирамиды», «колеса» и прочие оккультно-маркетинговые символы — просто посмотрите, о чем говорится в их коммуникациях. Того, ^то невозможно понять из коммуникаций бренда, не существует и в его позиционировании.
Собрав этот массив информации и изучив его (желательно с лицами, которые будут принимать решение), вы начнете понимать, какого уровня результат хотели бы получить. Обратите внимание, речь не идет о выборе образца для копирования (если есть такое желание, то выбирайте фрилансера или самое маленькое агентство и честно ставьте задачу — будет очень дешево), а о понимании качества работы и наличии (или отсутствии) в вашей компании стилистических предпочтений. Кому-то ближе золото, а кому-то — минимализм.
Мнение потребителя — это, конечно, важно, но если стиль бренда будет раздражать владельца или топ-менеджмент компании, шансов у него будет мало. Хорошее агентство способно предложить компромиссные решения: можно и минималистский логотип сделать «побогаче», а можно предложить вариант, где и золото будет выглядеть мини - малистично. Но такие задачи сложны, и потребуется соответствующий уровень агентства.
Завершив этот этап, можно переходить к портфолио. Теперь вы будете не просто смотреть на картинки, а сравнивать их со своими представлениями о том, какие разработки вам должно предложить агентство. Соответствует ли их уровень (по креативу по техническому воплощению) вашим представлениям? Есть ли примеры работ в том стиле, который вам близок? Правильны ли они с точки зрения рынка? Способны ли сотрудники агентства в портфолио или при встрече аргументированно объяснить, почему эти работы выполнены так, а не иначе? Есть ли среди них подходящие для вашей целевой аудитории (и хороши ли они)?
Еще один популярный вопрос об опыте работы агентства с продуктами вашей товарной категории мы обсудим в конце раздела, говоря о мифах и штампах.
Теперь следующий этап: во время встречи с представителями агентства объясните свое понимание задачи и добейтесь обратной связи: как они ее понимают, как предполагают решать и что предлагают для достижения результатов. Все понятно? Их мнение совпадает с вашими ожиданиями результата? Если есть сомнения, переспрашивайте.
Хорошим тоном со стороны агентства при обсуждении крупного контракта, включающего множество пунктов, считается сделать небольшую презентацию, посвященную пониманию поставленных клиентом задач, а исходя из них — предложениям по ходу работ, а также срокам, стоимости и ожидаемым результатам. (Разумеется, если агентству заказана разработка одного логотипа, презентация будет выглядеть немного странно.) Она наглядно продемонстрирует понимание агентством ваших задач. Этот же документ, как правило, дает возможность понять язык общения агентства: его подход к доказательной базе, аргументации. Понятен ли он вашей команде?
Последний момент, который необходимо прояснить, —технические возможности агентства. Есть ли в нем специалисты, имеющие опыт выполнения соответствующих работ? Предоставит ли вам агентство финальные материалы, или это будут промежуточные эскизы, которые придется дорабатывать? У каждого из агентств свой стиль работы, и он может зависеть не только от них самих, но и от других ваших суб- подрячиков, например производителей упаковки.
Здесь появляется дополнительный плюс комплексной работы с одним клиентом: обмен всеми материалами между креативными, медийными подразделениями и субподрядчиками, а также документооборот — задача агентства, а не ваша.
Хороший пример: однажды у сотрудников маленькой дизайн-студии, которая делала логотипы и фирменный стиль для мелких заказчиков, спросили: «А сколько у вас будет стоить разработка позиционирования?» Они так обрадовались, что мигом ответили: «Пятьдесят тысяч за все!», чем с головой выдали собственную неопытность в данном вопросе.
СООТВЕТСТВУЮТ ЛИ УСЛОВИЯ, ВЫДВИГАЕМЫЕ АГЕНТСТВОМ,
ВАШИМ ВОЗМОЖНОСТЯМ?
Ваши возможности — это, прежде всего, финансовый и временной ресурсы. Хорошо, если в этом смысле (в рамках тех условий, которые вам называют агентства) вы не испытываете ограничений.
Но чаще при создании нового бренда (это самая сложная и емкая по времени процедура) такие ограничения все же существуют, и весьма ощутимые. Продаж еще нет, а масштабные финансовые затраты уже есть, а впоследствии их будет еще больше: дистрибуция, размещение рекламы...
Тут можно применить два подхода: заказать много, но дешево, или мало, но дорого. Я имею в виду количество различных креативных и маркетинговых материалов.
Рекомендую очень критично взвесить, что вам действительно нужно на ближайший период времени (полгода/год), и отбросить все материалы, которые планировалось разработать «на всякий случай». Создайте ядро бренда, несколько самых важных его элементов, без которых запуск продукта невозможен. Потом будете дополнять, развивать... Вполне вероятно, на практике выяснится, что необходима корректировка каких-то элементов, и вам останется только порадоваться, что вы не заказали на старте кучу «неправильных» материалов. Сравнив первоначальные сроки и стоимость с новыми, сокращенными, вы будете приятно удивлены.
Вернемся к цене. Как я уже говорил, это вопрос очень субъективный. Рекомендую в процессе выбора ознакомиться с агентствами разного ценового уровня и ответить по каждому из них на наши четыре вопроса. Тогда станет понятнее, сколько действительно стоит платить, и вы сможете предложить менеджменту своей компании вилку решений, в том числе ценовых. Помните, периодически руководители, особенно исповедующие силовой стиль управления, устраивают акции типа «все воруют» или «все зажрались», цель которых — расшевелить коллектив и получить лучшие условия. Такое часто встречается, когда компания начинает заниматься новой деятельностью (к примеру, брендировать свою продукцию): из чего складывается ценообразование в новой сфере, непонятно, цифры большие, а оценить продукт сложно...
Реакцией руководства становится эмоциональное давление на подчиненных. Подход прост: если их «погонять», то они испугаются и досконально во всем разберутся. В такой ситуации вилка цен особенно полезна.
Общаясь с агентствами, спрашивайте, чем обусловлена та или иная сумма. Возможно, вы услышите аргументы, которые убедят вас и ваших руководителей пересмотреть рекламный бюджет.
Касательно сроков общие рекомендации такие же, как и в отношении цен. Добивайтесь их обоснованности, корректируйте перечень задач.
Здесь есть хитрость: многие виды работ можно делать параллельно, что серьезно сократит сроки. Обсудите эту возможность с агентством.
Изучая сроки, используйте «правило полутора», т. е., увязывая сроки креативных работ с другими процессами (медиа, производством, дистрибуцией), умножайте время, указанное в коммерческом предложении агентства, на 1,5. Так будет точнее. Эта цифра — не гарантия, что все всё успеют, но она гораздо более реальна, чем «чистый» тайминг агентства.
Причины — вовсе не в халатности агентств (сроки — это как раз тот момент, который можно четко оговорить в контракте). Причины — в вас. Вы будете принимать решение о выборе тех или иных концепций на разных этапах работы над проектом, предоставлять технические данные, согласовать тексты и вносить другие обязательные или желательные изменения. Кроме того, есть такое понятие, как правки, которые отражают ваши комментарии и пожелания после первой презентации. Как правило, прогнозировать, сколько времени займет эта работа, невозможно: никто не знает, насколько трудоемким окажется процесс внесения правок.
Для оптимизации цен и сроков можно применить и «прием разделения работ». Дело в том, что агентства имеют специализацию и их эффективность в разных областях неодинакова (как с точки зрения сроков, так и цен). Пример: чем креативнее агентство, тем, как правило, хуже оно проявляет себя, выполняя такие «рутинные» работы, как верстка каталогов, тиражирование дизайна упаковки на огромное число ассортиментных позиций и т. п. Такие работы можно поручить более специализированным компаниям, для которых это типичный вид деятельности. Скорее всего, выигрыш будет и в сроках, и в цене, а проигрыш — в необходимости тратить время на контакты с двумя агентствами и координацию их работы.
Еще один аспект, который стоит учесть, — степень открытости агентства и формат его взаимодействия с клиентом. Некоторые заказчики хотят активно участвовать в творческом процессе, а другие, наоборот, рассматривают агентство как специализированную организацию, которая должна предложить готовое решение.
Если вы относитесь к первой группе и уверены, что вашей компетенции достаточно для оценки эскизов, набросков и «почеркушек», обговорите этот момент с агентством. Некоторые из них не приемлют подобного подхода, резонно замечая, что пока продукт не приобрел окончательный вид, даже сотрудникам и руководителям агентства бывает трудно оценить перспективность и правильность разрабатываемой идеи, не говоря уже о людях, слабо разбирающихся в нюансах креатива и дизайна. Кроме того, подобное вмешательство может серьезно удлинить сроки реализации проекта, что, разумеется, скажется на издержках агентства и, как следствие, его рентабельности.
Уточните также формат предоставления результатов креативного труда. Что это будет? Эскизы или макеты, близкие к фотореалистичному качеству, «почти готовые» для размещения рекламные модули, упаковка, выглядящая, как настоящая?.. Важно понимать, что в Европе и России сложилась разная культура подобных презентаций. Там клиент готов оценивать эскизы и наброски, а у нас заказчики часто требуют представить законченные работы.
Причина как в клиентах, так и в агентствах. Первые имеют меньший опыт подобных просмотров, к тому же большую роль играют первые лица компании, такого опыта зачастую вообще не имеющие. Вторые не всегда могут довести идею до грамотного воплощения, и тоже из-за отсутствия соответствующего опыта.