«NIKE»

Э

«NIKE»та фирма, выпускающая всемирно известную спортив­ную обувь и одежду, весьма молода. Она возникла на па­мяти нынешнего поколения. А вот кроссовки с пористыми подошвами и надувной стелькой были запатентованы еще в 80-е годы XIX века, однако промышленного успеха тогда не имели. Им пришлось ждать своего часа, который наступил вместе с эпи­демией бега труспой.

В 1958 году в университете штата Орегон встретились тренер команды легкоатлетов Билл Броверман и студент экономического факультета и бе­гун-стайер Филл Найт. Сразу стало ясно, что они — единомышленники: качество выпускаемых до сих пор кроссовок их не устраивало. Причем Билл даже начал изготавливать их кустарно, в мастерской, оборудованной в собственном доме, и обувать в них своих учеников. Результатом были рекорды в беге. Дело шло к созданию новой компании по производству современной спортивной обуви, что и произошло в 1964 году. Компаньо­
ны вложили в «Blue Ribbon Sport Со.» по пятьсот долларов каждый и для начала решили покупать первые партии кроссовок в Японии. Небольшая ежегодная прибыль не удовлетворила честолюбивую пару, да и полагать­ся только на импорт было неперспективно. В 1971 году партнеры купили первый «кроссовочный» завод, придумав компании новое имя — «Nike». Разумеется, такое название выбрали неслучайно. Древнегреческая крыла­тая богиня Ника персонифицировала победу греков в военных делах и спорте. По легенде, упомянутой выше в разделе о марках бензина, гонец из Марафона в Афины с сообщением о полном успехе греков в сражении с персами упал, обессиленный, на финише с благодарственной молитвой в честь Ники на устах. Не суть, что он бежал не в кроссовках, а в сандалиях или, скорее всего, босиком. Важно, что Ника, Победа и Бег неразрывны.

В том же году Филл Найт предложил студентке школы художественно­го дизайна Керолайн Давидсон поработать над торговым знаком фирмы, высказав только одно пожелание: рисунок должен передавать движение. Из десятка вариантов Найт выбрал лаконичный абстрактный силуэт - символ застывшего скоростного полета. Забавно, что за этот рисунок бу­дущая фирма-миллиардер заплатила художнице 35 долларов.

Самый крупный рекламный успех принес «Nike» многомиллионный контракт с блистательным игроком Национальной баскетбольной ассо­циации Майклом Джорданом. Начиная с 1984 года он должен был являть­ся на игру только в кроссовках фирмы, остановившейся на черно-красной гамме цветов для спортсмена. Она оказалась настолько броской, что ру­ководство НБА даже решило оштрафовать Джордана за ношение обуви, нарушающей униформу команды. Одна из газет писала: «Самым ярким и запоминающимся в матче был не Майкл, а его кроссовки». Найт без про­медления заплатил штраф за Джордана. Всплеск популярности кроссовок среди болельщиков обернулся для «Nike» только за первый год более ста миллионами долларов.

Комментарии закрыты.