Вступительная статья Л. Пейкоффа, посвященная 35-й годовщине первой публикации романа

А

йн Рэнд назначение искусства видела в «созидании художествен­ной реальности в соответствии с философской позицией худож­ника». Художественное произведение — будь то литературное, музы­кальное или кинематографическое творение— это уникальная Вселенная, приглашающая читателя и зрителя войти, осмыслить и отреагировать; роман не нуждается в пояснительном предисловии и не терпит такового.

Айн Рэнд никогда не одобряла ни разъяснительных, ни хвалебных введений к своим книгам, и я не имею желания нарушать ее волю. Напротив, я намереваюсь уступить место ей самой. Я хочу познако­мить вас с некоторыми ее суждениями того периода, когда она гото­вилась написать роман «Атлант расправил плечи».

Прежде чем приступить к работе над романом, Айн Рэнд много писала в своем дневнике о его теме, сюжете и персонажах. Писала не для публики, а лишь для себя, для уточнения концепции произведе­ния. Дневниковые записи во время работы над «Атлантом» дают яркий пример оригинальности ее суждений, ясных, даже при движе­нии по неизведанной территории, блестяще афористичных и рацио­нальных. Дневники Рэнд иллюстрируют завораживающий процесс поэтапного рождения бессмертного произведения искусства.

В свой черед будет опубликовано все, что выходило из-под пера Айн Рэнд. Для этого издания «Атланта»1, подготовленного к 35-й годовщине его первой публикации, я предлагаю нечто вроде подарка почитателям великой писательницы: несколько характерных днев­никовых записей. Позвольте мне предупредить читателей, что отрыв-

Подпись: іAyn Rand. Atlas Shrugged. A Signet Book. USA. 1996.

426

ки эти приоткроют сюжет и лишат непосредственности восприятия тех, кто прочтет их, не зная сюжета повествования.

Как известно, фраза «Атлант расправил плечи» стала названием романа только после того, как муж мисс Рэнд (Фрэнк О’Коннор, ак­тер, ему посвящен этот роман) предложил это в 1956 году. В процессе написания роман носил рабочее название «Забастовка».

Самые первые наброски, сделанные мисс Рэнд для «Забастовки», датированы 1 января 1945 года, это примерно через год после публи­кации романа «Источник» (Ayn Rand. The Fountainhead. 1943). Впол­не естественно, что ее интересовало, чем новый роман будет отли­чаться от предыдущего.

Комментарии закрыты.