ВИЗУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
У каждого бренда должен быть свой стиль. Лучше, если он не меняется от коммуникации к коммуникации, а сохраняет единый подход, единый образ. Тогда, меняя послание, мы с помощью стиля наводим потребителя на мысль, что две коммуникации принадлежат одному бренду (разумеется, на это прямо указывает используемый логотип, а стиль коммуникации облегчает и ускоряет данное понимание).
Как мы видели выше, в условиях существующей конкуренции между брендами скорость и легкость их понимания должны быть крайне высоки. Соответственно, любые приемы, ускоряющие и упрощающие этот процесс, жизненно важны для успеха бренда, его прорыва в группу лидеров.
Сохранение стиля — один из таких приемов.
Чтобы его реализовать, для начала необходимо определиться со стилем. Далее под ним будет пониматься как общестилевое решение коммуникации, так и дизайн отдельных элементов, таких как шрифт, манера изображения товара, ракурс фотосъемки, стилистика значков, дополнительных надписей и т. п. (это список не обязательных, а, как правило, используемых констант).
Каким должен быть стиль?
Он должен соответствовать трем критериям:
-> быть знакомым потребителю;
-> быть интересным, актуальным в представлении потребителя;
-> соответствовать базовым идеям и свойствам, заложенным в бренд.
Быть знакомым потребителю означает, что целевая аудитория бренда (подавляющее большинство этих людей) должна была видеть какие-либо визуальные произведения в данном стиле, причем в объеме, достаточном для его понимания и будущей идентификации. Тогда потребители, видя бренде подобной коммуникацией, смогут быстро понять, что там изображено, а не решать ребус.
В этом кроется одно из базовых различий между искусством и рекламой. Искусство — это поиск новых образов; это побуждение
потребителя к решению интеллектуальной головоломки или шарады; это поиск ответа и нахождение собственного понимания, которое у каждого зрителя может быть своим. А реклама —это использование уже устоявшихся образов для донесения одного, четко определенного в брифе послания: все должны понять одно и то же.
Хороший пример из этой области: стиль иллюстраций, который стал популярен среди молодых женщин благодаря его постоянному использованию в журнале и на сайте Cosmopolitan.
|
Через несколько лет, когда этот стиль стал устоявшимся, узнаваемым и привлекательным, он перекочевал в рекламу и на упаковку, а затем его стали использовать даже при оформлении палаток у метро (нижнее фото).
Интересный и актуальный в представлении потребителя стиль должен быть не только ему знаком, но и вызывать позитивные эмоции, а также нести в себе какие-либо важные для него ценности. Приведу пример: в 1990-е гг. советская стилистика была, естественно, известна всем потребителям, но она совершенно не использовалась в рекламных коммуникациях, поскольку имела однозначно негативный имидж
(«совок, убого») в глазах платежеспособной аудитории. Но в 2000-е ситуация резко изменилась: этот стиль вдруг стал актуален. Резко активизировались ключевые советские бренды, было создано несколько «псевдосоветских» брендов. Надписи про СССР и Олимпиаду-80 стали темами для оформления модных маек и одежды.
Это было вызвано целым рядом причин: сохранившая платежеспособность аудитория 1990-х пресытилась всем западным и одновременно постарела на 10 лет, став более ностальгирующей; уровень жизни части пожилых людей повысился, и они стали представлять интерес как целевая аудитория, а молодежи эта стилистика показалась экзотической и забавной.
Стиль может быть ультрамодным или оэз - данным несколько сотен лет назад — главное, чтобы он был интересен аудитории.
Говоря обобщенно, выбор стиля бренда — это элемент его манифеста: либо бренд укладывается в доминирующие в обществе настроения (он может быть или ультрамодным, или поддерживать ностальгию «по великому прошлому», или использовать еще какой-либо популярный тренд), либо он занимает позицию нонконформизма, заявляет свои претензии на прорыв, создание своего стиля, своей идеологии. Бренд сам стремится стать трендообразующим законодателем моды.
Второй путь — намного более рискованный, но и размер выигрыша в данном случае значительно выше. Необходимо только учитывать, что брендинг — это не высокое искусство, и владелец бренда не может, как художник-одиночка, «мыкаться» несколько десятилетий по подвалам и чердакам в ожидании, когда общество проникнется его идеями. Поэтому на самом деле подобные «прорывы» строятся на имеющихся, но плохо формализуемых потребностях покупателей.
Соответствовать базовым идеям и свойствам, заложенным в бренд. У каждого бренда есть две составляющие — продуктовая и идеологическая, и используемый стиль должен не противоречить каждой из них (задача-минимум), а лучше их подчеркивать (задача - максимум). Можно ли нарушать данную логику? Конечно, но важно понимать, насколько большую аудиторию вы сможете завоевать своим решением. Кого может привлечь реклама компьютеров в стиле арт - нуво, даже если на их корпусах для оформления будут использоваться узоры приведенного на рисунках стиля?
Конечно, некоторое число потребителей такой прием привлечет, более того, вполне вероятно, что это будут высоколояльные к марке люди, но насколько их будет много? И что подумает большинство? Скорее всего, начнет сочинять анекдоты в стиле « компьютер плюс педальная швейная машинка Zinger».
Есть такой бренд: Kitchen Aid. Под ним выпускаются кухонные комбайны в стилистике 1950-х гг.
Стоит такое устройство около 15 000 рублей, при том, что аналогичный по свойствам комбайн известнейших мировых брендов можно купить за 5000-6000 рублей.
KitchenAid — очень стильная вещь, ее часто используют в фотосессиях дорогих итальян - ских кухонь. Комбайны хорошо продаются, и успех для производителя обусловлен высокой ценой, абсолютно неадекватной с точки зрения соотношения: цена/число функций. Но объемы продаж продукции KitchenAid несопоставимы с показателями лидеров рынка кухонных комбайнов
и даже компаний, входящих во вторую десятку, ни в штуках, ни в денежном измерении.
Если создаваемый бренд нацелен на узкую нишу и для процветания компании-брендовладельца достаточно нескольких десятых процента рынка, то стилистические парадоксы — отличный путь для достижения этой цели. Для других придется поискать более привычные, С ТО'-КИ зрения потребителя, сочетания.
Чтобы успешно работать со стилями, необходимо понимать, откуда они берутся в сознании потребителя. Они формируются на основе жизненного опыта человека, его наблюдений за окружающей обстановкой и впитывания поступающей к нему информации.
Важно понимать, что мы говорим в данном случае не о чистых художественных стилях, а об их бытовой интерпретации: стиль живописи здесь приравнен к стилю оформления телепередачи, причем если последняя популярна, то она имеет большее влияние на среднестатистического человека, чем стиль живописи.
-> Стилистические штампы можно разделить на два типа:
• появляющиеся независимо от мнения потребителя (мы имеем в виду российского);
• возникающие в результате «обратной связи», когда при их создании в той или иной форме учитывались предпочтения потребителей.
-> Наиболее активно влияют на потребителя следующие независимые стилистические штампы:
• историческое наследие — культура, искусство (это так называемые классические произведения, которые «принято знать»); такого рода штампы активно впитываются человеком в школьном и студенческом возрасте во время получения образования;
• городская архитектура и городская среда — ее стилистика ориентируется исключительно на мнение узкой прослойки наиболее влиятельных лиц; для среднестатистического потребителя она является данностью, с которой он очень часто контактирует;
• автомобильный дизайн — в настоящее время российские разработки не внедряются, дизайн продающихся в России новых моделей создается за рубежом, а объем нашего рынка пока не заставляет разработчиков учитывать мнение российских потребителей (возможно, за исключением крайне ограниченного числа моделей);
• дизайн компьютерных коммуникаций, в первую очередь Windows и связанных с ним приложений;
• зарубежная культура, и прежде всего кино, а также музыка в формате видеоклипов, дизайн обложек и т. п. Важно учитывать, что речь идет о массовой продукции: чем популярнее фильм, тем на большее число потребителей он оказал стилистическое влияние (причем, как правило, самим человеком оно не осознается). Другими словами, следите за кассовыми сборами. Арт - хаусное, авторское и тому подобное кино в расчет принимать не следует (если, вы, конечно, не работаете с особыми, узкими целевыми аудиториями).
А вот перечень стилистических штампов с обратной связью, которые тоже очень активно влияют на потребителя:
• дизайн СМИ (газеты, журналы, интернет-сайты, телепередачи) обладает мощнейшим воздействием на формирование новых стилистических образов (это особенно касается телевидения с его высоким уровнем контактов с потребителями). Правило анализа такое же, как в области зарубежного кинематографа: смотрите на тиражи и рейтинги. Самые популярные издания и телепрограммы оказывают максимальное влияние, а ночные телепередачи и малотиражные издания — минимальное (как бы изысканны они при этом ни были);
• мода, которая находится на грани между независимыми стилистическими штампами и штампами с обратной связью. С одной стороны, базовые принципы и ключевые идеи закладываются на Западе, а с другой — активный отбор коллекций для российского рынка (с учетом местного менталитета) позволяет говорить о наличии определенной обратной связи в виде фильтра российских закупщиков, т. е. мы получаем не коллекцию в том виде, как она представлена на Западе, а ее усеченную версию;
• мебель и предметы интерьера;
• реклама и дизайн упаковки — пожалуй, они в наибольшей степени подвержены восприятию обратной связи, так как в данной сфере проводится максимальное число разнообразных исследований и тестирований, а заказчики уделяют особое внимание тому, чтобы потребители приняли разработанные варианты;
• российская культура, и в первую очередь кино, — правило рейтингов и кассовых сборов здесь так же актуально, и в значительной степени именно показатель кассовых сборов (т. е. чис-
ла людей, посмотревших фильм) служит одним из ключевых элементов «обратной связи»: снять можно все что угодно, не оглядываясь ни на кого (кроме инвестора), но вот будут ли это смотреть?
На вклейке можно увидеть пример того, как стилистика элементов Windows влияет на стилистику логотипов брендов, используемых в самых разных сферах бизнеса.
Важно понимать, что стилистические штампы с обратной связью часто не являются результатом прямого следования потребительским предпочтениям и желаниям. Это синтез новых веяний и потребительской готовности их воспринимать. Более того, как правило, наиболее «прорывные» решения как раз находятся на грани «нового и привычного». «Новое» обеспечивает выделяемость, а «привычное» — легкость восприятия.
КЕЙС