ПОЧЕМУ РОССИЙСКАЯ РЕКЛАМА НЕ ПОХОЖА НА ЗАПАДНУЮ?
Очень часто в качестве аргумента при обсуждении предлагаемых решений апеллируют к опыту и примерам рынков Западной Европы. Там действительно есть масса удачных, успешных решений, опыт рынков этих стран значительно превосходит российский, но корректно ли проводить аналогии и использовать их примеры в качестве аргументов при разработке брендов для наших рынков?
Я не буду утверждать, что это совершенно не похожие и различные рынки и ментальности. Безусловно, сам рыночный подход, допускающий конкуренцию и свободный выбор со стороны потребителя, физиологические особенности человеческого организма и восприятия едины, однако есть ряд факторов, о которых стоит помнить, поскольку они серьезно ограничивают использование подобных кейсов.
Первый: рынки на Западе и в России находятся на разных стадиях развития.
Политика и построение коммуникации на этапе роста бренда и на этапе удержания его позиций различны. Например, большинство брендов на Западе переживают вторую или третью стадию своего развития, в то время как российские только создаются. У них разные коммуникативные задачи: первые должны, образно говоря, поздороваться с потребителем —спокойно и буднично, как старые знакомые, а вторые только представляются публике, и поэтому им необходимо произвести на будущего покупателя должное впечатление.
Здесь можно еще раз обратиться к схеме «зависимость дизайна логотипа от этапа жизни бренда», чтобы увидеть различия в подаче логотипа на разных этапах развития марки.
Этой ситуацией обусловлен второй фактор: разное конкурентное окружение.
Каковы привычки и стереотипы брендов, принадлежащих конкурентам, и как это нужно учитывать? Например, давно замечено, что один бренд не может быть «тихим», если все остальные — «громкие»... И наоборот, если бренд громко кричит, заявляя о себе, то он будет пугать своих тихих соседей. Именно такая ситуация сложилась на западных рынках —если большинство брендов достигло стадии зрелости и может позволить себе сдержанный стиль и тон коммуникации, то новый бренд должен либо разрушить стандарты, либо себя вести так же спокойно, как остальные.
Многие не готовы на революционные перемены и предпочитают сохранить стиль коммуникаций, принятый в отношении данной категории товаров.
Третий фактор: ментальные различия. Они обусловлены как культурными корнями, так и привычками потребителей.
О первых можно говорить много, но в данном случае просто вспомните, насколько сильно отличаются интерьеры церквей, принадлежащих к разным религиям и конфессиям и существующих уже сотни лет. Почему же на бытовом уровне предпочтения посещающих эти храмы людей должны совпадать? Так же сильно различается и житье среднестатистического русского, англичанина и китайца. В главе 2 мы будем подробнее говорить об источниках формирования вкуса потребителя и сделаем вывод, что на человека влияет весь массив образов, с которым он сталкивается на протяжении жизни, буквально с момента своего рождения, и это не может не оказывать воздействия на его сегодняшнее восприятие визуальных образов, используемых в рекламе.
Говоря про привычки покупателей, я подразумеваю, что российское и западное общества имеют разный опыт потребления рекламных коммуникаций. То, что в России мы можем наблюдать на протяжении максимум 15, а в более или менее грамотных формах — около 10 лет, на Западе существует более века.
У настолько подрастает первое поколение, считающее, что реклама — это неотъемлемая часть любой газеты или телеканала. Большинство же населения еще помнит времена, когда не было в помине никаких рекламных пауз (и не только на телеканале «Культура»).
Длительное сосуществование с рекламными коммуникациями неизбежно порождает определенный опыт их восприятия. Вполне вероятно, что в ответ на агрессивную рекламу у людей может сформироваться внутренний психологический барьер, сквозь который нужной информации будет сложно пробиться, и тогда владельцам бренда придется изменить форму коммуникации с потребителем.
И еще один важный момент: проверяйте, что и с чем сравниваете.
Если вы делаете массовый бренд, то сравнивайте его со всей совокупностью товаров на полках западных магазинов, а не с одним-двумя примерами из прошлогоднего портфолио нескольких известных лондонских студий. Еще не факт, что новые разработки будут успешными; вполне вероятно, что принимавший их клиент тоже набрался смелости и выбрал нестандартное решение. Это интересный кейс, но не финальная версия, а начальные, стартовые условия для внимательного изучения: чем же закончится продвижение бренда на западном рынке?
Обращайте внимание, нет ли различий в ценовом уровне и позиционировании вашего и западных брендов, похожи ли их потребители (хотя бы по социальному уровню). Помните: фестивали и конкурсы не учитывают рыночных успехов компании, это смотр свежих, новых идей, попытка похвалить коллег и привлечь внимание клиентов. Это так же далеко от массового рынка, как одежда haute-couture от масс - маркет-брендов: их роднят лишь некоторые элементы, промежуток в несколько лет да единая категория — одежда.
В заключение хочу отметить, что зачастую в дискуссиях об уместности использования западного опыта отмечается определенное недопонимание. Когда речь идет об отдельных элементах бренда (например, мелком изображении логотипа), тезис о неприменимости западного опыта воспринимается как утверждение о невозможности использовать его вообще и в особенности лаконичный минималистский стиль, столь милый современным российским дизайнерам.
Так вот, мой опыт в области маркетинга, а также многочисленные тесты, результаты которых мне доводилось изучать, свидетельствуют о том, что российский потребитель весьма благосклонно относится к лаконичным решениям, но он резко их не приемлет, если они ему непонятны, если на этикетке сложно найти мелкий логотип, понять рекламируемый вкус продукта и т. п.