Некоторые факты о формировании потребительских стилистических штампов
Модные цвета
Модные цвета меняются раз в один-два года. Как вы могли заметить, происходит это синхронно в коллекциях всех ведущих модельеров и компаний — производителей одежды. Откуда такая слаженность? Дело в том, что раз в год происходит встреча в организации CMG (Color Marketing Group). Суть мероприятия — определение тенденций в области производства тканей на ближайший год: это касается фактур и цветов. Происходит серия брейн-штормингов, мозговых атак и консультаций, в результате чего публикуется консенсус-мнение. Это рекомендация производителям тканей, в каких направлениях им вести разработку собственных дизайнов, каковы тенденции в области цвета, узоров и фактур. Отдельные фабрики приступают к разработке коллекций тканей, которые через некоторое время презентуются производителям одежды и модельерам. Те отбирают понравившиеся им варианты, разрабатывают модели и презентуют их оптовым закупщикам. Так формируются пакеты заказов на коллекции одежды, из которых, в свою очередь, создаются пакеты заказов на ткани.
Структура этой цепочки обусловлена различной степенью технологической сложности производства тканей и одежды: если шитье требует сравнительно небольших вложений (необходимо приобрести швейные машинки и ряд вспомогательных устройств), то изготовление тканей возможно только на огромных мощных производственных линиях, которые для обеспечения сравнительно низкой цены должны выпускать огромные объемы продукции. Соответственно, и разработка трендов начинается с наиболее капиталоемкого элемента цепи.
Для нас важно, что будущие модные цветовые тенденции ни для кого не являются секретом: с ними можно ознакомиться на сайте ассоциации CMG, более подробную информацию — найти в специализированных изданиях, а также отслеживая цветовые тенденции в коллекциях ведущих марок одежды (причем важно ориентироваться не на премиальный, а на массовый сегмент).
Мебельная мода: Европа и Москва
Работай около шести лет тому назад в сфере продаж элитной мебели, н заметил интересную особенность: новые, модные в Европе цвета становились таковыми в России через год-полтора. Иначе говоря, если в этом году (условно) в Милане вы видели множество вариантов отделки мебели, выполненной в цвете «беленый дуб», то могли быть уверены, что активный спрос на него в России начнется через указанный промежуток времени. Сами же европейцы переключаются на модные цвета очень быстро, т е. коллекции, представленные на выставках, фактически отражают спрос. С чем это связано?
По моему мнению, есть несколько причин: во-первых, наши потребители, едва начавшие знакомиться с западным современным дизайном, в большинстве своем интуитивно если и принимают его, то уж точно не могут уверенно оценить. Отсюда колебания: это действительно так здорово или быстро разонравится? В такие моменты на потребителя оказывают влияние западные журналы и каталоги, т. е. он рассуждает так: если тренд развивается, то его можно принимать и ссылаться на то, что это «модно в Европе». Во-вторых, знакомство с мебелью западного дизайна — это своего рода тест на привыкание: посмотрел раз, два... затем принял решение. Еще одна причина отставания российской мебельной моды состоит в том, что образцы поступают в наши салоны не так быстро, как в европейские, а значительная часть покупателей по-прежнему не доверяет каталогам и образцам материалов.
Еще одна интересная особенность российского элитного мебельного рынка — явное расхождение вкусов его профессиональных участников и потребителей.
Огромное число салонов представляет современную мини мал истичную мебель. Их владельцы занялись этим бизнесом во многом именно под влиянием собственных эстетических предпочтений, тяготения к современному дизайну и желания ощущать сопричастность к лидерам мировой моды. Они создают большие экспозиции, требующие значительных вложений, однако российский потребитель консервативен.
По моим оценкам, около 70% продаваемой элитной мебели — классического стиля. Именно такой ее привыкли представлять себе наши покупатели, воспитанные на интерьерах музеев, усадеб и советских мебельных магазинов.
Зачастую доходит до смешного: салон, заставленный экспозицией минималистичной мебели передовых (в плане дизайна) итальянских фабрик, основной оборот делает на продаже классических моделей из каталогов.
РЕЗЮМЕ
-> Любые приемы, ускоряющие и упрощающие понимание, жизненно важны для успеха бренда, его прорыва в группу лидеров.
Сохранение стиля — один из таких приемов.
-> Стиль должен соответствовать трем критериям:
• быть знакомым потребителю;
• быть интересным, актуальным в представлении потребителя;
• соответствовать базовым идеям и свойствам, заложенным в бренд.