НАЗВАНИЕ БРЕНДА
Название бренда в формате визуальных коммуникаций преобразуется в такое понятие, как логотип, главная особенность которого заключается в том, что он вездесущ. По мере развития бренда его логотип может появляться в самых неожиданных местах. Первое, чего следует ожидать, — что он «оторвется» от упаковки и рекламного плаката бренда и начнет появляться самостоятельно на визитках, в буклетах, а в рамках спонсорских мероприятий — как элемент оформления стен, сцены и т. п.
Из этого следует, что логотип должен «приживаться» в разных условиях. Под этим понимается сохранение его узнаваемости при соответствующих метаморфозах: он должен читаться при уменьшении, распознаваться при печати в черно-белом или другом двухцветном варианте (например, сине-белом). Для этого логотип должен быть, с одной стороны, достаточно простым (т. е. число всевозможных графических элементов нужно свести к минимуму), а с другой — характерным. Под характерностью понимается его уникальность, непохожесть на другие логотипы и, что не менее важно, — на надпись, набранную стандартными шрифтами.
Технически этого добиваются, делая надпись уникальным шрифтом (точнее говоря, это даже не шрифт, а придуманные графические изображения букв, используемые в названии). Зачастую дизайнеры применяют несколько стандартных и несколько доработанных букв, приобретших уникальность. В этом случае акцент делается на логически доминирующих буквах: чаще всего — на первой и последней, а иногда еще на тех, что находятся посередине, если нужно сделать какой-то смысловой акцент в этом месте названия.
Главное в таком процессе — помнить о сохранении читабельности. Нередко дизайнеры увлекаются «игрой в графику», и в результате получаются очень красивые, но двусмысленные или нечитабельные надписи. Сохранение читабельности при уменьшении логотипа тоже важная задача. Она тем легче решается, чем меньше букв в логотипе. Два слова, особенно если каждое состоит из десятка букв, практически невозможно уменьшить, каким бы талантливым ни был дизайнер.
Если это неизбежно (по каким-то причинам), то выход может быть в использовании графического символа-знака. Это еще один прием создания уникальности. Такой символ — необязательный, но желательный элемент. Степень его необходимости можно оценить, изучив решения конкурентов: если в категории принято использовать знак, то лучше от этого не отказываться, если, конечно, концепция не предполагает построения бренда «от противного».
Категорий, в которых не принято включать в логотип символы, крайне мало. В то же время хороший символ после определенного периода продвижения становится самостоятельным идентификатором бренда и может не требовать надписи (посмотрите на иллюстрацию).
Наверняка вы сразу определили бренд товара, которым торгуют в этом магазине. Но обратите внимание: его НАЗВАНИЕ нигде не указано! Вся информация о компании — галочка-знак swoosh.
Вообще логотип должен решить три задачи:
-> отразить название бренда (поэтому важна читабельность);
-> передать суть бренда (его позиционирование и область компетенции);
-> запомниться.
Второй пункт очень успешно решается с помощью знаков (см. иллюстрацию). Чем занимается эта компания? Наверное, вы близки к правильному ответу: производством концентратов для соков. Просто, понятно, адаптируемо для самых разных носителей (фотография сделана с бочки концентрата).
Спецификой логотипа для товаров является необходимость увязывать его с упаковкой, а в некоторых случаях — и с самим товаром. Это крайне важно, поэтому часто разработка логотипа и дизайна упаковки ведется одновременно.
В сфере услуг ситуация иная — упаковки нет, и на логотип ложится еще больше ответственности за коммуникации с потребителем.
Развитие логотипа — фирменный стиль бренда, который реализуется в формате брендбука (brand-book). Именно в этом документе содержится четкий ответ: что можно, а что нельзя изменять и модифицировать в логотипе, как он выглядит в черно-белом цвете, а как — при увеличении/ уменьшении, на различных печатных, сувенирных материалах и торговом оборудовании. Полная версия брендбука отражает все аспекты визуальной коммуникации бренда (и логотип, и те, о которых мы будем говорить ниже), а минимальная — правила использования логотипа.
Всегда ли нужно заказывать его разработку? Думаю, в любом случае целесообразно создать документ, вкратце отражающий правила масштабирования и изменения цветности логотипа. Фундаментальное описание необходимо в том случае, когда один бренд-менеджер не может контролировать все выпускаемые рекламные материалы. Сигнал тревоги — когда вы видите ваш бренд (как правило, какие-либо из его визуальных элементов) в совершенно неожиданном для вас виде. Скорее всего, тот, кто это делал, просто не имел соответствующей информации о том, «как надо».