Фаянс с дополнительным слоем (вариант А)
Иногда попадаются образцы фаянса, в котором между двумя слоями вещества — основой и покрывающей ее глазурью — имеется еще дополнительный слой. Этот дополнительный слой был впервые обнаружен Рейснером[954], который, насколько мне известно, единственный и приводит его описание. Однако любые обобщения относительно преобладания этого третьего слоя были бы опасны без предварительного анализа такого большого количества образцов фаянса разных видов и разных эпох, которое не в состоянии исследовать один человек. Трудность заключается также и в том, что наличие третьего слоя можно обнаружить только на разбитых предметах, которые редко экспонируются в музеях. Тем не менее я постараюсь изложить все, что знаю по этому поводу на основании собственных наблюдений. Кроме описанного Рейснером фаянса XII династии из Керма, третий слой имеется в фаянсе той же эпохи из Шальфака (Саррас), также в Судане, в чем я лично убедился при осмотре образцов из обоих мест. Но из сорока одного образца I и
II династий третьего слоя не оказалось ни в одном. Не было его ни в синих изразцах
III династии из Саккара, ни в нескольких образцах XII династии из Лишта, ни в образце той же эпохи из [260] Эль-Берше. Он был обнаружен лишь в одном из нескольких сотен образцов XVIII династии, а именно на обломке синего изразца из Дейр-эль-Бахри, и на нескольких недатированных образцах, возможно, той же династии. Третий слой изредка попадается на образцах более поздних периодов, но из многих сотен обследованных образцов он был обнаружен в сравнительно небольшом количестве экземпляров, а именно: (а) в нескольких кусках грубой коричневой сердцевины, найденных Махмудом Хамзой в Кантире[955]; (Ь) в группе фигурок ушебти XXVI династии и (с) в двух из большого количества образцов греко-римской эпохи. На четырех образцах арабского времени третьего слоя не было. Толщина добавочного слоя в измеренных экземплярах колеблется от 0,5 до 2,5 мм. По-видимому, такая же толщина типична и для всех остальных образцов. В образцах из Керма он был белым на светло-сером веществе основы и, по словам Рейснера, был очень похож на штукатурку из обожженного гипса; в образце из Шалфака он был белым на светло-синей основе; на упомянутом изразце XVIII династии — белым на бледно-голубой основе; на кантирских образцах — белым на коричневой основе; на фигурках ушебти XXVI династии — белым на темно-серой основе; на одном из образцов греко-римской эпохи
— белым на красноватой основе, а на другом — белым на серой основе. Во всех случаях, когда его удавалось тщательно изучить, дополнительный слой состоял из очень мелко истолченного кварца, всегда более тонко измельченного и более компактного, чем вещество основы. Можно не сомневаться, что, как утверждает Рейснер, этот особый дополнительный слой наносился для усиления или изменения цвета глазури. Так, например, чтобы коричневое, серое или желтоватое вещество основы не повлияло на красоту и блеск синей глазури, между ними прокладывали слой идеально белого вещества. Иногда для получения зеленой глазури под синюю глазурь наносился желтый слой, отчего она приобретала зеленоватый оттенок, а в одном случае белый слой под темно-синей глазурью был нанесен лишь местами для достижения более светлого оттенка, в [261] результате чего получился светло-голубой узор на темно-синем фоне.
Что же касается способа нанесения этого «особого» слоя, состоящего из чрезвычайно мелко истолченного порошка кварца, то опыты показали, что хороший, крепко пристающий белый слой любой толщины может быть образован из смеси тончайшего кварцевого порошка с раствором природной кристаллической соды при последующих сушке и обжиге. Ввиду пористости вещества основы эта смесь не должна была быть слишком вязкой (иначе вследствие поглощения воды кварцем она настолько загустевает, что не накладывается ровным слоем), и, если ею аккуратно облить изделие, она образует ровный слой с гладкой поверхностью и крепко держится после сушки и обжига.