БРАТ МОЙ, ВРАГ МОЙ. ИСТОРИЯ БРАТЬЕВ КЕЛЛОГГ
Читатели старшего поколения, думается, не забыли появившийся в середине пятидесятых годов роман американского писателя М. Уилсона с таким названием, только братья носили другую фамилию —
Мэлори— и были придуманы автором, чтобы показать, к каким семейным катаклизмам может привести конфликт между чистой наукой (речь шла о прообразе телевидения) и погоней за чистоганом. Роман был опубликован в США в 1951 году, когда в мичиганском городе Бэттл Крик скончался вполне реальный персонаж истории американского бизнеса, миллионер Уильям Келлогг, младший из двух братьев, совершивших переворот в традициях и обычаях питания целой нации. Каждый из них за долгую жизнь (а прожили они ровно по девяносто одному году) мог не единожды сказать о другом именно этими словами — «брат мой, враг мой», что, впрочем, для человечества не было «свежей» формулой, если припомнить библейских Авеля и Каина.
В середине прошлого столетия местечко Бэттл Крик (Battle Creek), получившее название по имени речки, на берегах которой когда-то первопоселенцы сражались с индейцами, — было ничем не примечательным, глухим поселком Среднего Запада. И оставаться бы ему таковым, если бы протестантская секта «адвентистов седьмого дня» не выбрала его своей штаб - квартирой. Среди населения, насчитывавшего тогда немногим более тысячи человек, быстро распространились главные постулаты религиозных
«отщепенцев»: вера во второе пришествие Христа, признание субботы седьмым днем недели, а также культ повседневной воздержанности и вегетарианства. Истовым приверженцем нового вероучения стал и глава многодетного семейства, владелец крошечной мастерской по изготовлению метелок Джон Престон Келлогг. Генеалогия этой не совсем обычной фамилии уходит в глубину веков, предоставляя биографам докапываться до германо-шотландских или иных языковых корней. Во всяком случае, современные Келлогги предпочитали древнескандинавские источники, романтически интерпретирующие «кеИ» как «весну», a «log» — как ручей. Хотя во всех поколениях среди них обнаруживаются не романтики, а суровые прагматики, умеющие добиваться цели. Это полностью относится и к двум сыновьям метелочного мастера (всего имевшего от двух браков двенадцать детей) —Джону Харви, родившемуся в 1852 году, и его младшему (1860) брату Уильяму-Кейту.
Для них обоих с самого детства адвентистские ритуалы, особенно в питании, стали привычкой. Было бы заблуждением полагать, что повальное увлечение оздоровительными диетами— принадлежность нашего времени. Отнюдь нет. Так, в тридцатые годы XIX века, когда единственными средствами «массовых коммуникаций» оставались церковные проповеди да робко зарождающаяся пресса, бурным поветрием внезапно стало учение пресвитерианского священника Сильвестра Грэхема о телесном здоровье. Этот популярный гуру утверждал, что у человечества есть четыре главных врага: мясо, белая мука, алкоголь и... секс. Панацеей он объявил зерно грубого помола, а анафеме предавал соль и специи. Питаться приготовленным по этим рецептам месивом было почти невозможно, но его сочинения неплохо расходились, хотя по справедливости их следовало бы назвать «Книги о невкусной, но здоровой пище». Однако именно они приглянулись основательнице и главному пророку секты адвентистов седьмого дня Эллен Уайт, посчитавшей, что мир нуждается в диетическом прибежище. В 1866 году она открыла в своей «столице» учреждение с довольно претенциозным названием: лечебно-оздоровительный реформаторский институт.
Через десять лет в родной городок вернулся старший из братьев Келлогг— двадцатичетырехлетний Джон, только что закончивший медицинский колледж в Нью-Йорке по специальности «гигиеническая терапия». Лучшей кандидатуры, чем этот наследный адвентист-доктор, на должность главного врача института и придумать было нельзя. Спустя пару лет он переименует свое детище в Санаторий (именно так, с большой буквы, хотя принимал поначалу двенадцать пациентов) и будет его бессменно возглавлять шестьдесят семь лет подряд, вплоть до своей кончины. А что же младший брат Уильям? Родительская авторитарность и вечные попреки Джона, который был старше на восемь лет, привели его к юношеской замкнутости и склонности проводить время не с домочадцами, а с единственным домашним животным — лошадью по кличке «Пятно», чья арабская родословная была скорее семейной легендой. Но мальчик так верил в ее реальность, что пронес свою детскую увлеченность через годы: пройдет всего полстолетия, и он станет владельцем самой крупной в стране конюшни скаковых арабских лошадей.
А пока четырнадцатилетний Уильям посчитал свое школьное образование завершенным и вступил на путь мелкого бизнеса. На несколько лет он — разъездной продавец метелок в отцовской мастерской. Кабриолет и сани стали его транспортным средством, а география перемещений даже вышла за пределы Мичигана. 1880-й год— приметная дата в его биографии. Во-первых, он женился, внеся в семейный дом все свои накопления — тысячу долларов, а во-вторых, получил первую работу с твердой оплатой. Его женой стала сверстница-соседка, дочь булочника Эллен Дэвис, а работодателем — родной брат Джон, к тому времени превративший Санаторий в известный «центр здоровья». Обычно жесткий, просчитывающий варианты Джон Келлогг на сей раз допустил промашку. Ну никак он не мог предположить, чем обернется через два десятилетия его братское приглашение. Оклад Уильяму он положил мизерный — 6 долларов в неделю, о выходных днях и отпуске предложил забыть. Что же касается самой работы, то это была помесь порученца со слугой: бухгалтер, кассир, клерк по снабжению, письмо нош а, а в промежутках — личный брадобрей и чистильщик обуви главного врача, всегда недовольного, переполненного упреками в лености. В дневнике того времени Уильям записывает: «Я вечно боюсь остаться бедняком!»
Между тем Санаторий рос, а вместе с ним росла и слава доктора Джона. К старому лечебному корпусу он пристроил дополнительный, что позволило принимать одновременно до пятисот пациентов. К их услугам были массажные кабинеты, ванны с бодрящим содержимым, первая практика электроаппликаций. К вегетарианской диете — строгому канону адвентизма— добавил самые последние достижения медицинской диагностики. И изучал их не просто по литературе, а в лучших клиниках Вены, Лондона и Берлина. Посещал занятия знаменитого Луи Пастера в парижском институте микробиологии. И всю эту причудливую смесь научных знаний, религиозных догм и опыта гигиениста Джон перелил в десятки сочинений, разошедшихся по стране. Среди пациентов доктора Келлогга в разные времена были многие мировые знаменитости, тем более, что еженедельный лечебный курс стоил немалых денег. В списках почетных клиентов можно встретить, например, имена промышленников Джона Рокфеллера и Генри Форда, писателя Бернарда Шоу и полярного исследователя Руаля Амундсена, и даже олимпийского чемпиона по плаванию Джонни Вайсмюллера, позднее ставшего неувядаемым кино-Тарзаном (не без помощи ли лечения в Санатории?).
И все же главным увлечением неугомонного главврача оставался поиск новых, безупречных питательных составов, способных совершить чудо возрождения человеческого организма. И поскольку одному было несподручно возиться с печами и котлами, он привлек к экспериментам Уильяма, явно без воодушевления занимавшегося рекламой санаторных изданий или разборкой огромной почты. На несколько лет кухня лечебного учреждения превратилась в лабораторию, где два энтузиаста стали готовить то, что впоследствии назовут революционным переворотом в традициях питания.
Как выглядел в конце XIX века обычный утренний завтрак американской семьи? Кусок жирного бекона с яичницей, жареный картофель или тарелка каши, а в завершение внушительный кусок яблочного пирога. Конечно, молотобойцу или кузнецу было несложно утилизировать этот Монблан калорий. Но новая промышленная эпоха уже замещала кувалду и молот машинами и автоматами, возвещая наступление пресловутого неподвижного образа жизни. Что же противопоставил этому доктор Джон с помощником-братом? Поначалу, в соответствии с канонами Сильвестра Грэхема — манипулирование с зернами пшеницы, превращавшимися в твердые сухари. После неприятности с одной из пациенток, сломавшей за завтраком свой протез и потребовавшей компенсации в размере десяти долларов, пришлось искать альтернативные варианты. Было решено зерна предварительно размачивать в кипятке, а затем разогретую массу пропускать через пару стальных валков. Режимы времени менялись от пятнадцати минут до часа, но с огорчительной последовательностью перед братьями представало тягучее и липкое пшеничное тесто. И тут вмешался Его Величество Случай, исстари, еще со времен Исаака Ньютона, награждающий неутомимость исследователей.
Однажды летом 1894 года Уильям колдовал над плитой и так увлекся, что забыл о порции давно замоченных зерен. Пшеница пролежала в воде более двух суток и даже заплесневела. Прежде чем месиво было выброшено. братьев что-то подтолкнуло выпарить его и расплющить в валках. В выходной воронке примитивной установки лежали тонкие, мелкие хлопья, прекрасно пропеченные. С плесенью быстро справились, производя длительное замачивание в оловянной посуде. Так в скромном санаторном «пищеблоке» родился продукт, получивший название «cereal». Слово это, сравнительно новое для английского языка, восходит к латыни, где прилагательное «cerealis», означающее «сделанный из зерна», имеет в качестве прародительницы имя римской богини плодородия Цереры. Джон тут же решил, что успех достигнут и можно на самодельном оборудовании перейти к внедрению. Его не смущало, что хлопья имели вкус опилок, а пациентов удерживал от бегства из столовой лишь авторитет доктора. Но Уильяма этот авторитет уже давно тяготил.
Врожденный практицизм подсказывал ему, что золотую жилу открытия следует разрабатывать немедленно. И если старший брат с его научными фантазиями и религиозным менторством будет этому препятствовать, — он выйдет, наконец, из повиновения. Один из современников, близко наблюдавший противостояние двух Келлоггов, точно заметил: «Они были похожи на двух людей, пытавшихся одновременно подняться по одной и той же лестнице». Уильям настаивал: настоящий коммерческий успех невозможен без улучшения вкусовых качеств хлопьев. И собственноручно пропитывал их ячменным солодом и даже сахаром. «Только строгость начального рецепта, — парировал Джон, — иначе сниму свое имя с продукции». Младший брат понимал, что рассылка пакетов с хлопьями по почте старым пациентам бесперспективна и предлагал индустриализовать процесс. Старший страшился превращения Санатория в фабрику, помятуя, что богоугодное дело — гнать торговцев из храма.
Многие часто наблюдали забавную сценку, когда по дорожкам Санатория быстро перемещался на велосипеде толстоватый маленький доктор Джон во всем белом, от шляпы до обуви, а рядом семенил яростно жестикулирующий Уильям. Так проходило их утреннее производственное совещание. Белые одежды — очередное чудачество главврача, были данью его последнему увлечению. Бэттл Крик посетил популярный в те времена пропагандист здорового питания Гораций Флетчер. Его главной установкой, получившей название «флетчеризм», являлась необходимость тщательного пережевывания пищи перед проглатыванием каждого кусочка, а именно — точно тридцать два движения ртом, по числу зубов. Плюс к этому— белый цвет платья и всех аксессуаров— тогда, мол, солнечные лучи, свободно достигая тела, помогут пищеварению.
Но Уильяму было не до чудачеств. Как он и предполагал, конкуренты не дремали. Позднее подсчитали, что на грани веков идею массового выпуска готовых к употреблению зерновых хлопьев подхватило более сорока различных компаний, не останавливавшихся ни перед чем, чтобы добыть рецепты нового изделия, благоразумно запатентованного Келлоггами. Ответом Уильяма было создание нового продукта — кукурузных хлопьев (corn flaces) — и строительство завода для его выпуска. В последний раз он предложил брату сотрудничество, но тот заносчиво отказался, полагая, что без его вечного покровительства дело не сладится. И ошибся. В 1906 году Уильям Келлогг создает собственную фирму по производству
корнфлекса. Начинает с главного — с рекламы, которая, являясь сегодня кровью американского бизнеса, тогда только зарождалась.
Прежде всего, он задумался над оформлением коробки с корнфлексом, и интуиция не подвела его. Факсимильная подпись владельца компании как бы символизировала надежность качества содержимого. Уже минуло сто лет с момента первого появления этого имени в торговых витринах, но и сегодня преемники процветающего продовольственного гиганта
мало что изменили во внешнем облике изделия. Разве что немного позднее рядом с рукописной вязью фамилии «Келлогг» появился веселый петушок, украсивший запомнившийся торговый знак. В одном из интервью представители компании так объяснили появление его «ку-ка-ре-ку!» на глянцевой картонке: «С незапамятных времен петухи приветствуют наступление нового дня. Наш продукт тоже “приветствует'1 покупателей каждое утро перед завтраком вот уже десятки лет». Припоминается, что если другой знаменитый петух — пушкинский «золотой петушок» (кстати, эта сказка является вольным переложением Пушкиным сюжета из книги «Альгамбра» известного американского писателя Вашингтона Ирвинга) будил своего хозяина по утрам пренеприятными новостями, то его младший заокеанский «коллега» — красногребешковый петушок Келлогга — несет утреннюю вкусовую радость. Однако броскость упаковки была только одной из составляющих в тотальном рекламном наступлении бывшего метелочного торгового агента. В ведущих женских журналах страны Уильям закупил целые страницы, с которых миловидные манекенщицы, обнимая колосья пшеницы или сочные початки кукурузы, улыбались потенциальным покупательницам. Известная человеческая слабость — удовольствие от получения чего-либо бесплатно— была использована весьма своеобразно. Келлогг успешно провел нашумевшую рекламную операцию, получившую название «Подмигивание». Женщины разных
городов были весьма заинтригованы, прочитав в газетах такое анонимное объявление: «Подмигните вашему бакалейщику, и вы увидите, что произойдет». Понятно, что любопытной тут же вручалась бесплатная коробка корнфлекса. Надо сказать, что Уильям поначалу опасался, что вся эта по своему дерзкая акция сорвется, столкнувшись с общественным поведенческим ханжеством. Но куда там! От покупательниц, готовых к игривости, не было отбоя. В одном Ныо-
Йорке объем продажи кукурузных хлопьев подпрыгнул с двух грузовых вагонов в месяц до одного в день (завод Келлогга вскоре перешел на отгрузку продукции по стране товарными составами).
Не забыты были и дети. Внутри пачек с корнфлексом их поджидали неожиданные сюрпризы: миниатюрная жюльверновская подлодка «Наутилус» или фотографии кумиров бейсбола. Но, пожалуй, апофеозом рекламного натиска Уильяма стало его вторжение в 1912 году на Бродвей, Великий Белый Путь, когда на крыше одного из зданий Таймс-Сквер появилось грандиозное (30X15 м) световое табло, по размерам не имевшее тогда аналогов в мире. Америку охватил настоящий бум. Сухие завтраки фирмы «Kelloggs» стали необходимым элементом рациона. Завод в Бэттл Крике, полностью перестроенный после пожара 1907 года, по насыщенности автоматикой и транспортными системами справедливо сравнивали с автомобильным конвейером Форда в соседнем Детройте. Вот тогда-то и встрепенулся старший брат Джон Келлогг.
Только теперь он осознал, что опекаемый и понукаемый Уильям прочно переместился с вечного второго места на лидирующее. «Несправедливая перемена»,— решил Джон и начал многолетние судебные тяжбы о незаконности использования в торговой марке фамилии Келлогг без его согласия.
В течение десяти лет в местных судах следовали одна за другой многочисленные «братоубийственные» стычки, в которых стороны попеременно менялись местами, становясь то истцом, то ответчиком. Джон даже опускался до клятвопреступления, заявляя, что младший брат якобы воспользовался его поездкой в Европу и исподтишка присвоил семейное имя в меркантильных целях, тем самым нанеся в медицинских кругах моральный ущерб главному врачу. Не удержался он и от того, чтобы на базе подсобных производств разросшегося Санатория создать собственную продовольственную фирму с тем же, ставшим популярным названием. Ничего не помогло. В декабре 1920 года Верховный суд штата Мичиган подтвердил правоту Уильяма Келлогга по всем пунктам. Это была полная победа, и вместе с тем поставлена последняя точка в давнем семейном конфликте. В последующие двадцать пять лет до смерти Джона два брата, живя в одном городе, никогда не встречались.
Уильям, которому к этому времени было уже около шестидесяти, давно подумывал о наследнике. Из пяти детей, рожденных в браке с рано
скончавшейся Эллен, он с юных лет выделял смышленого Леонарда (второй брак с санаторным врачом Кэрри Стейне был бездетным, супруги чаще всего жили раздельно, и примечательным этот союз был, пожалуй, только тем, что брат у брата «увел» хорошего специалиста). Сын быстро стал незаменимым помощником отца, показав себя не только талантливым бизнесменом, но и незаурядным изобретателем. Более двухсот патентов было зарегистрировано на его имя, среди них, например, сохранившаяся до наших дней технология изготовления вощеной бумаги в качестве внутреннего пакета, сохраняющего свежесть и вкус продукта. Отцовский опыт и сыновняя энергия, соединившись, вывели компанию «Келлогг», выпускавшую уже десятки вариантов зерновых хлопьев, на просторы мирового рынка: в 1914 году был открыт филиал в ближнем зарубежье — Канаде, а вскоре и в Австралии.
Уильям страдал болезненной бессонницей и убедил себя, что найдет спасение только в морских путешествиях. За Египтом последовали Филиппинские острова, за Японией и Индией — Аляска и Южная Африка. Обычно замкнутый и молчаливый, лишенный каких-либо предрассудков, он позволял себе одну постоянную причуду: его апартаменты в отелях должны были непременно находиться на седьмом этаже, а номера заканчиваться магической семеркой. Это же, кстати, относилось и к цифровой комбинации его автомобильных номеров. Столь загадочную привязанность он объяснял так: «Я был седьмым сыном своего отца, родился в седьмой день недели, в седьмой день месяца. Кроме того, в фамилии “Келлогг” семь букв». Добавим от себя, что Уильям оставался всю жизнь пусть не истовым, но адвентистом седьмого дня.
Однажды в начале 20-х годов, вернувшись из многомесячного вояжа, он обнаружил, что оставленный «на хозяйстве» Леонард плохо справился с делами фирмы, поставленной на грань финансового кризиса. Отец не стал учитывать, что глубинные причины этого лежали в общей послевоенной экономической депрессии. Он был разгневан, а опыта в семейных ссорах ему было не занимать. Обидчивый сын подал в отставку. Пришлось снова думать о «престолонаследии». Выбор по мужской линии был невелик, только внук Джон (сын опального Леонарда), старательный и толковый юноша, показался подходящим кандидатом. И Келлогг, не щадя сил, стал вовлекать его в бизнес. Джон, боготворивший деда, повсюду следовал за ним по пятам: разбирался в тонкостях работы нового оборудования, участвовал в заседаниях совета директоров компании. Рабочим нравились его общительность и простота. Постепенно его роль стала настолько значительной, что он был назначен вице-президентом.
И вдруг посреди, казалось бы, безоблачной карьеры произошло несчастье. Лошадь, которую объезжал Джон, споткнулась на незаметной яме, наездник был выброшен из седла и с серьезными травмами госпитализирован. Он уже никогда не оправился от этого падения. Жесткий дед, для которого сердобольность и бизнес были несовместимыми понятиями, подождал немного, поговорил с врачами и освободил внука от вице-пре - зидентства, предложив стать торговым агентом. Униженный Джон ушел из компании, переехал в Чикаго, где попытался открыть небольшую собственную фирму. Спустя два года его безжизненное тело было обнаружено в служебном кабинете. В предсмертной записке не содержалось никаких объяснений причин самоубийства.
Следует заметить, что Келлогг был довольно странным миллионером. Дворцы или яхты вовсе не интересовали его. Он чуждался публичности, отказывался от почетных званий и наград, никогда специально не позировал фотографам. Большой редкостью является его единственный портрет кисти известного английского художника Фрэнка Сэлсбери. Персонажу с пытливым взглядом и неулыбчивым лицом на этом полотне 78 лет. Достоянием прессы стало высказывание Келлогга: «Значительно легче заработать состояние, чем умно им распорядиться». Предметами его постоянной заботы были мир природы и мир детства.
Ранчо в Калифорнии он приобрел для большой конюшни чистопородных арабских скакунов. Устраиваемые здесь конные праздники стали достопримечательностью (на одном из них, увы, и пострадал внук Джон). Если в голливудских фильмах требовалась восточная экзотика, то именно тут проводились съемки «лошадиных» эпизодов. Прославленная звезда немого кино Рудольф Валентино, всегда игравший шейхов или их сыновей, в зрительской памяти был неотделим от четвероногих красавцев из калифорнийской конюшни Келлогга.
Вся страна знала о созданном Уильямом научном птичьем заповеднике на мичиганском озере Галл-лейк, где осенью находили прибежище тысячи водоплавающих птиц, уток и канадских гусей, а миллионы посетителей любовались красотами первозданного пейзажа. И все же самой известной стороной его деятельности, кроме индустрии питания, была филантропия. Всю жизнь ощущавший недостаточность своего образования, он передал миллионы долларов на создание более полутора тысяч программ — строительство учебных центров и медицинских комплексов для молодежи, где комбинация знаний и спорта должна была дать свои всходы. Он так сформулировал свое кредо финансового жертвователя: «Я буду помогать людям, чтобы они помогали сами себе».
Келлогга рано стала мучить тяжелая глаукома, а в последние десять лет он и вовсе потерял зрение. Один за другим ушли из жизни брат Джон, жена Кэрри, сын Леонард... Старик остался один. Его постоянным спутником была лишь собака-поводырь Ринетта, без которой он не покидал дом, однако продолжал интересоваться событиями внешнего мира. Незадолго до смерти (1951 г.) он получил письмо, продиктованное братом Джоном перед кончиной, но не отправленное адресату по воле секретаря, посчитавшей, что в здравом рассудке старший брат никогда бы не послал подобное младшему. Вот цитата: «Я глубоко сожалею, что обстоятельства развели нас в разные стороны. Убежден, что ты был прав в выборе пути продовольственного бизнеса. Будущие поколения будут благодарны тебе. Я искренне желал бы исправить все то горькое, что причинил тебе...» Ах, как поздно пришло это письмо! С опозданием на целую жизнь.
Да, у Уильяма Кейта Келлогга было слабое зрение, но он обладал поразительным даром предвидения. Вот почему его детище, промышленный гигант «Келлогг», процветает и поныне. Несколько красноречивых цифр: объем продажи — более шести миллиардов в год, число сотрудников — 18 тысяч, десятки заводов на всех континентах...