«BAKER’S CHOCOLATE»

Р

омантика и бизнес — «две вещи несовместные», не прав­да ли? И тем не менее... 1745 год. Австрия. Бена. В Евро­пе ширится мода на новый тропический напиток — горячий шоколад. В городах появляются прообразы будущих кафе, названные «шоколадными домиками». Молодой наследный принц Дитрихштейн посещает один из таких «домиков», что­бы открыть для себя вкус нового деликатеса. Но его ожидало значительно более важное открытие: принца обслужила обая­тельная юная официантка, в которую он влюбился без памя­ти. Звали ее Анна Балтауф, и была она дочерью разорившегося рыцаря. Сказка француза Перро «Золушка» стала реальностью в австрийской столице. В качестве свадебного подарка невесте принц заказал ее портрет знаменитому в то время швейцарско­му художнику Жану Лиотару, оставившему потомкам мастер­ски исполненные облики пап, кардиналов и членов европейс­ких королевских семей.

Художник пастельными красками изобразил Анну такой, какой ее впервые увидел счастливый жених: длинная юбка, передник, голландский чепец, а в руках поднос с чашками молока и горячего шоколада. Порт­
рету, получившему название «Прекрасная шоколадница», была суждена долгая жизнь. Спустя сто лет он стал украшением дрезденской картинной галереи, где пребывает и поныне (с перерывом на послевоенные годы, когда картина «жила» в московских запасниках).

А теперь от дня встречи австрийского принца и Золушки мысленно перенесемся на двадцать лет вперед и окажемся в Северной Америке, в предреволюционном Массачусетсе, бывшем тогда еще колонией. Осенью 1764 года доктор Джеймс Бейкер познакомился с молодым ирландским иммигрантом Джоном Хэнноном, мелким торговцем, который посетовал на то, что в Новом Свете не используют оборудование мельниц для про­изводства шоколада. Бейкер решил ему помочь и арендовал мельницу на берегу реки Непонсет в Дорчестере, бывшим еще самостоятельным горо­дом, а не частью Бостона, как сегодня. Когда для дробления какао-бобов стали использоваться мельничные камни, бизнес начал процветать, пока в 1779 году не случилось несчастье: Хэннон отправился на острова Вест- Индии за сырьем и погиб во время кораблекрушения. Бейкер, оставшись один, дело не забросил, напротив,— основал фирму «Baker’s Chocolate», передал ее «на ходу» сыну, а тот, в свою очередь, — внуку основателя Уол­теру Бейкеру, которому судьба уготовила встречу с «Прекрасной шоко­ладницей».

Путешествуя по Европе, У. Бейкер оказался в 1862 году в Дрездене и, посетив галерею, замер перед портретом принцессы-официантки. Он тут же понял, что лучшего торгового знака для его шоколадной продукции не придумаешь. Заплатив немалые деньги, Уолтер получил право на ти­ражирование, и с 1872 года венская красотка появляется на всех фирмен­ных упаковках. Долгие годы это был штриховой рисунок, реалистично повторяющий оригинал, а нынче художник-современник превратил его в выразительный профиль-медальон.

Комментарии закрыты.