АГЕНТСТВА: ИНТЕРЕСЫ И СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Этот раздел посвящен специфике различного рода агентств. Такая информация позволит представителям заказчика точнее выбирать тот тип компании, который им нужен в настоящий момент.
Но кроме знания типов агентств будет очень полезно понять систему их бизнеса и причины, по которым будущие «рекламщики» выбирают подобный вид компаний и остаются им верны. Это позволит тем, кто представляет интересы клиента, лучше понимать поведение агентств, их реакцию на те или иные события и в конечном итоге быстрее наладить взаимодействие с меньшими материальными и моральными издержками для обеих сторон.
БИЗНЕС АГЕНТСТВА
Если сравнить агентство с фабрикой, то его основными средствами производства (оборудованием, тем, на чем, собственно, и производится продукт) будут люди — сотрудники компании. Этот факт сам по себе делает такой бизнес весьма специфичным. Как известно, с точки зрения снижения издержек оптимальной схемой служит максимальная загрузка производственных мощностей. Соответственно, в агентстве речь идет о максимальной загрузке сотрудников.
Вместе с тем для подавляющего большинства агентств каждый заказ —достаточно крупный и уникальный. Кроме того, насколько 5ы тщательно агентство ни оценивало предполагаемые временные затраты на проект, точно спрогнозировать их невозможно. Это связано как с внутренними причинами (случайность появления качественных идей любого типа), так и с внешними (нюансы взаимодействия с клиентом). Такая ситуация приводит к тому, что агентство не может организовать работу по принципу парикмахерской: «Мы можем записать вас на... дцать часов на послезавтра, стрижка займет один час».
Результат: загрузка сотрудников высокая и неравномерная. Кроме того, она перераспределяется внутри агентства по усмотрению менеджмента, с учетом сроков и сложности решаемой задачи.
Два проекта с абсолютно одинаковыми условиями для клиента фактически могут выполняться в агентстве разное время, в зависимости от того, насколько велика загрузка его сотрудников. Причем совершенно не обязательно, что «дольше» будет означать лучший результат. Рождение идей не зависит напрямую от времени, которое дается на размышления.
Как утверждают психологи, человек переживает стадии «накопления» и «реализации», т. е. периоды, когда он впитывает новую информацию, затем абстрагируется от текущего момента, расслабляется и тем самым готовит себя к стадии «реализации», во время которой выплескивает большое число идей. На примитивном уровне это похоже на выходные и рабочие дни, но и в последние степень «накопления» и «реализации» различна.
Каждое агентство самостоятельно решает, насколько высокую нагрузку оно может задать своим сотрудникам. Некоторые жестко ее ограничивают, другие повышают, если есть перспективные заказы (и в такие периоды время работы растягивается до полуночи), третьи принимают заказы и привлекают сторонних специалистов. Этот вопрос желательно обсудить с сотрудниками агентства, но учтите, что проверить искренность их ответа практически невозможно.
Зато возможно другое. Понимая такую специфику и зная, что агентство пытается заранее оценить и распланировать время работы по вашему проекту, нужно избегать любого негативного влияния на тайминг с вашей стороны. Типичный пример — такие сообщения клиента:
-> мы хотим дополнить, уточнить, переписать бриф (на середине работы над проектом);
-> у нашего директора / владельца / у меня лично появились новые идеи, давайте встретимся (на середине работы);
-> что-то нам не нравится, но мы не понимаем, что именно, попробуйте еще раз (заметьте: после презентации; так «пробовать» можно бесконечно);
-> по брифу, конечно, все верно, но что-то нам не нравится, или: пока вы работали, у нас появились новые соображения (бриф теряет всякий смысл, а он служит базой для работы).
Заказывая проект в агентстве, вы должны заранее подготовить и дать его сотрудникам ВСЮ информацию, а также рассказать им обо всех ваших предпочтениях, пожеланиях и т. п. Особенно если это предпочтения и пожелания лиц, принимающих решение.
Что еще крайне раздражает агентства, так это попытки представителей клиента, занимающих разные уровни корпоративной иерархии, предлагать собственные правки. Часто бывает так, что сотрудники, стоящие на следующей ступеньке служебной лестницы, начинают вносить изменения в правку, сделанную по пожеланию тех, кто занимает предыдущую.
Безусловно, каждое агентство в определенных рамках идет на доработки проекта и понимает «форс-мажорность» появления новой информации. Зачастую этап внесения правок дополнительно оговаривается в контракте, поэтому услуги за доработку, особенно если она существенная (например, выполнение задач, требующих кропотливой технической работы или длительной креативной разработки) целесообразно оплачивать.
Важно понимать, что агентство стремится выполнить проект в намеченное время, чтобы он был для него рентабельным. Втягивание его сотрудников в процесс внесения множества правок может привести к тому, что оно (агентство) перейдет в автоматический режим работы: выделит стажера, который будет получать от менеджера точные правки и вносить их, а тот, в свою очередь, в общении с вами перейдет на фразы типа «Сообщите точно, что вы хотите изменить».
Подобный процесс один мой знакомый арт-директор называл так: «Быстро сделали хорошо, а затем долго и последовательно ухудшаем».
Получение прибыли — один из двух основополагающих мотивов, по которым агентство берет заказ и работает над ним. Чем ближе к точке нулевой рентабельности будет ваш проект, тем меньшего энтузиазма от агентства следует ожидать. Признаком приближения конца сотрудничества могут быть слова менеджера о доплате за дополнительные услуги. И еще вы очень четко поймете, что для агентства проект «вышел в минус», когда вам позвонит менеджер и сообщит, что «их компания свои обязательства выполнила, поэтому нужно закрыть проект или заключить новый контракт».
Есть исключения из этого правила. Их два. Первое — проект настолько интересный, что агентство готово работать «в минус», поскольку его наличие в портфолио компании резко улучшит ее имидж и позволит получать прибыль с других клиентов, которые появятся в будущем. Не обнадеживайтесь: скорее всего, это не о вашей компании, если только она не входит в тройку лидеров на своем массовом рынке и бренд, над которым ведется работа, не известен каждому встречному.
Нишевые венчурные проекты точно могут на это не рассчитывать: какой бы интересной ни была идея бренда, вероятность ее реализации не особенно высока, шансы на признание рынком — и того меньше, а значит, вероятность знаковой работы, ценной для портфолио агентства, низка. Кроме того, оно подсознательно, а иногда и в открытую начинает претендовать на выбор итогового варианта, наиболее привлекательного с точки зрения его портфолио.
Второе исключение: агентство оказывает вам множество услуг и намерено погасить убытки по одной статье за счет сверхприбыли по другой, например съемки ролика, медиаразмещения рекламы. Выбор за вами. С точки зрения ряда бренд-менеджеров, это очень удобно («деньги-то не мои»), но по сути, поскольку размер будущей сверхприбыли неизвестен, в общем итоге «бесплатные» правки могут оказаться «золотыми».