Другие стеклянные предметы

В их число входят: а) Голова Хатхор, которую Петри относит к додинастическому периоду и считает не египетским, а привозным изделием[1022]. Однако Петри не видел этот предмет на месте его находки, и хотя он пишет, что «гробница легко датируется по восьми типам найденной в ней керамики», тем не менее возможно, что голова Хатхор была найдена в другом месте и лишь на время положена нашедшим ее рабочим для лучшей сохранности или удобства перевозки (во всяком случае, без всякой задней мысли) в ту маленькую вазу, в которой, Петри впервые ее увидел. b) Несколько маленьких; кусочков инкрустации эпохи

I династии на фрагменте деревянного ящика, найденного Амелино в Абидосе[1023] и хранящегося в Музее Эшмоля в Оксфорде. Амелино называет материал эмалью, что, конечно, является ошибкой. Бек пишет[1024], что д-р Лидс и Гарден тщательно обследовали эти образцы и пришли к твердому заключению, что это не стекло, а фаянс. Лидс любезно разрешил мне обследовать эту инкрустацию, насчитывающую всего около десяти кусочков, среди которых большинство черных, преимущественно черных с мелкими зелеными пятнышками, один синевато-зеленый и три зеленых, в том числе один очень темный. Толщина всех кусочков приблизительно 1 мм. Я думаю, что они сделаны из фаянса, а не из стекла, и можно предполагать, что первоначально все они были синего цвета. Гарден сообщил мне, что один из кусков, вынутый для более подробного исследования, результаты которого тогда еще не были известны, состоял с задней стороны из какого-то кремнистого вещества, из чего, по-видимому, [293] можно заключить, что это был фаянс. В связи с этим можно привести слова Петри, относящиеся к тому же памятнику: «Странный кусок инкрустации, по-видимому, из зеленого стекла, частично разложившегося, с проходящей внутри него темной полоской»[1025]; с) два глаза «уджат» X династии, окрашенные в черный и белый цвет, найденные Брайтоном в Седменте[1026], материал и датировка которых не вызывают сомнений; d) «глаз» из прозрачного вещества и осколок желтого стекла, полученные Пароди от Масперо, оба из гробницы царевны Хнумит в Дашуре. Пароди подверг их анализу и пришел к выводу, что оба они стеклянные[1027]. Этот «глаз», по-видимому, есть не что иное, как недостающая роговица одного из инкрустированных глаз на маске царевны Хнумит.

В Каирском музее имеется три пары очень похожих друг на друга инкрустированных глаз

20

Эпохи XII династии из Дашура, в одном из которых недостает роговицы. Остальные пять роговиц сделаны из горного хрусталя, а не из стекла. В своем определении я исхожу как из внешнего вида материала при рассмотрении его сквозь лупу, так и из того факта, что одна из роговиц, слабо державшаяся в гнезде, оказалась способной царапать стекло. Однако результаты анализа Пароди говорят в пользу стекла. Другой образец из той же гробницы, исследованный Пароди, состоит, по его утверждению, из двух видов стекла — желтого и «прозрачного», из которых анализу был, по-видимому, подвергнут только первый. Сомнительно, чтобы этот кусочек действительно относился к эпохе XII династии, поскольку мы не имеем никаких аналогий, относящихся к этому времени, е) Хорошо известная мозаика Аменемхета III из черного и белого стекла, находящаяся в настоящее время в Берлинском музее, о которой Ньюберри говорит[1028]: «Не может быть сомнений в том, что мозаика современна царю, имя которого она носит». Однако Биссинг относит ее к римской эпохе[1029]. Я исследовал [294] эту мозаику и пришел к выводу, что это, несомненно, стекло, но датировать ее я затрудняюсь. Не следует, однако, забывать, что Аменемхет был обожествлен в греко-римскую эпоху, если не раньше, и поэтому предметы, носившие его имя, могли быть изготовлены именно в это время. Хотя начало изготовления стеклянной мозаики часто относят к римскому периоду, в действительности она появляется впервые по меньшей мере на несколько сот лет раньше, о чем свидетельствуют гиероглифы из стеклянной мозаики на гробе Петосириса, относящемся к началу птолемеевского периода, и стеклянные мозаичные фигурки на позолоченной маске эпохи Птолемеев (оба эти предмета находятся в Каирском музее)[1030]. Не следует забывать и того, что полихромные стеклянные вазы, из которых некоторые датируются началом XVIII династии, по существу, являются стеклянной мозаикой. f) Синяя стеклянная ваза XVII династии, найденная Брайтоном в Кау[1031].

Помимо только что указанных ошибок, имеется ряд других неправильных определений древнейшего стекла. Например, зеленовато-синий материал браслетов

I династии, найденных Петри в Абидосе, который Вернье определяет как стекло[1032], в действительности является бирюзой, как это первоначально и отметил Петри. Вернье подвергает также сомнению подобный же материал в ювелирных изделиях XII династии[1033]. Медальон из Дашура, представляющий собой маленькую подвеску с фигуркой (быка на светло-синем фоне, который часто приводили как пример стеклянной мозаики, как теперь известно, является образцом живописи на фоне мельчайших кусочков синего вещества, вставленных в белое основание[1034]. Медальон покрыт сверху горным хрусталем, [295] а не плавиковым и не исландским шпатом, как считали раньше (нашедший медальон де Морган называет это вещество spath[1035]).

Многим известен рассказ Плиния об изобретении стекла[1036]. По его словам, один корабль, нагруженный кристаллической содой (вероятно, из Египта), пришвартовался в каком-то месте на побережье Финикии. «Купцы стали готовить себе еду на берегу моря. Не найдя камней, чтобы подложить их под котлы, они принесли для этой цели несколько кусков соды с корабля». Жар от костра оплавил соду с песком, и получилось стекло. Хотя эта история, конечно, мало достоверна в отношении времени и места, тем не менее метод случайного получения небольшого количества стекла вполне реален и отнюдь не фантастичен, как считают многие критикующие этот рассказ, исходя из неверного представления, что песок обязательно должен быть весь кварцевым, в результате чего мог получиться только силикат натрия, а не стекло. Но весьма вероятно, что песок на финикийском побережье был кварцевым с примесью карбоната кальция, как большая часть песка на северном побережье Египта. В этом случае песок при сплавлении с содой дает силикат натрия и кальция, то есть настоящее стекло.

В Египте найдены остатки нескольких стекольных заводов. Древнейшие из них находятся в Фивах и относятся к эпохе царствования Аменхотепа III (конец XVIII династии)[1037]. Три или четыре мастерских эпохи царствования Эхнатона находятся

31 3233 32

В Эль-Амарне, остальные (XX династия) — в Лиште ’ и Меншие. Стекольные заводы, время возникновения которых не установлено, имеются в Вади-Натрун[1038], к югу и к [296] юго-западу от озера Мареотис, и в Гуробе[1039] и один, Птолемеевской эпохи, в Небеше[1040].

Александрия была одним из крупнейших центров производства стекла в античном мире. Страбон (I век до н. э. — I век н. э.) пишет[1041], что он «слышал в Александрии от стекольных мастеров, что в Египте имеется какая-то стекловидная глина, без которой нельзя выполнять дорогие работы из стекла...» В литературе римского периода имеется ряд ссылок на египетское стекло. При императоре Аврелиане существовала даже пошлина на ввоз в Рим египетского стекла.

Комментарии закрыты.