«HERSHEY FOODS»

В

Подпись: книге рекордов Гиннесса есть примечательная запись:

«Самая большая в мире шоколадно-конфетная фабрика находится в городе Херши (Пенсильвания). Она занимает территорию около ста тысяч кв. метров, и на ней работают более шести тысяч человек». Попробуем воссоздать облик ав­тора этого «шоколадного» рекорда.

Милтон Херши /Hershey/ (1857-1945) родился в пенсиль­ванской деревне Derry Church, основанной религиозными ирландскими первопоселенцами. Это местечко еще сыграет роль в нашем рассказе. Когда Милтон стал юношей, родители послали его «в люди» — учиться специальности изготовителя конфет в соседнем городе Ланкастере. Пожалуй, это был знак судьбы. Набравшись ума-разу­ма, через четыре года девятнадцатилетний провинциал решил покорить столицу штата Филадельфию, открыв там свою первую конфетную лав­ку. Прошло еще шесть лет, торговый бизнес лопнул, и Херши направился

за «сладким» опытом в иные штаты: за Денвером (Колорадо) последовали Чикаго, затем Новый Орлеан и Нью-Йорк... Работая в этих городах на конфетных фабриках, он обратил внимание на одну особенность — если карамель, по сравнению с обычными рецептами, выпускалась с приме­сью свежего молока, это существенно улучшало ее вкус.

Наконец в 1886 году Милтон вернулся в Ланкастер и основал здесь «Caramel Company» для производства карамели «Hershey’s Crystal». Это был первый крупный шаг к успеху. Следует заметить, что в те времена конфеты еще не имели поштучной упаковки («фантиков»), в продмагах их доставали из больших стеклянных банок, взвешивали и вручали поку­пателю в пакетах. Херши, наряду с другими индустриальными пионера­ми, решил изменить этот «дедовский» метод торговли: привлекательно и «индивидуально» упакованные сладости, доступно размещенные на пол­ках, стали продаваться в аптеках, табачных лавках, газетных киосках...

Внимательный к новшествам, промышленник Херши, конечно, не пропустил чикагскую международную выставку (1893). Он прибыл на нее в качестве простого посетителя и в павильоне Германии долго смот­рел завороженными глазами на действующую автоматическую линшо по выпуску шоколада. Европа тогда переживала «шоколадный» бум, хотя сами какао-бобы были известны давно, будучи вывезенными еще испан­скими завоевателями земель ацтеков. Милтон приобретает аналогичное оборудование и выпускает в продажу сначала карамель, покрытую шо­коладным слоем, а затем и плиточный молочный шоколад, принесший ему общенациональную славу и финансовый успех. Он принимает стра­тегическое решение: продать карамельное производство и построить вы­сокомеханизированную фабрику по изготовлению массового и дешевого шоколадного продукта.

Но где ее разместить? Разумеется, в деревеньке, где родился! Во-пер­вых, ее окружают многочисленные фермы, известные великолепным све­жим молоком. Во-вторых, дома и стены (в данном случае— заводские) помогают. И вот в течение трех лет (1903-1905) на земле Derry Church возникает огромное предприятие, и сегодня не имеющее себе равных в мире. В первое время для упаковки плиток Херши даже закупал специ­альную металлизированную бумагу в Европе. Наносившийся на упаков­ку товарный знак первоначально выглядел, как сочетание фирменной надписи с двумя рисунками, символизировавшими главные ингредиен­ты: молоко (коровья морда в венке) и какао-бобы (мальчуган с личиком херувима восседал в скорлупке, высоко держа маленькую шоколадную плитку). К 1940 году знак изменился: осталась только надпись, выполнен­ная «строгим» шрифтом. Такой она и дошла до наших дней. И еще одну важную деталь оформления торговой марки «консервативный» владелец
компании всегда ограждал от перемен — цветовую гамму. И сегодня она выглядит точно так же, как самая первая шоколадная плитка: на благо­родном темно-бордовом фоне — серебристые буквы.

Однако один элемент знака претерпел, к сожалению, послевоенные изменения — цена. И в этом нет ни малейшей вины Милтона Херши. Об­ратите внимание, что в обоих вариантах, разделенных тридцатью непро­стыми для Америки годами, горделиво указана одна и та же стоимость: «пять центов». Сегодня при покупке такой же по весу плитки (25 г) ее штриховой код высветит на кассовом табло цифру, примерно в десять раз большую.

Вернемся в 1906 год. Он знаменателен тем, что именно тогда город, где работала фабрика Херши, был назван его именем — редкий для США случай прижизненного переименования. Объясняется это не только тем, что новое производство преобразило местность. Энергия и масштабное меценатство Херши изменили жизнь всего «шоколадного королевства». Город украсили построенные на его деньги банки, магазины, поля для гольфа, бейсбольные и теннисные корты, парк отдыха, церкви, ледовая спортивная арена, отель на 150 номеров и даже зоосад. Бездетная семья Херши основала промышленную школу для детей-сирот, которой Мил­тон, скончавшийся в возрасте 88 лет, завещал 70 процентов акций своей компании. Во все туристические справочники по Пенсильвании включе­ны город Херши и его фабрика. Если вы туда попадете, то вам покажут «живьем» все производство шоколада от поступления сырья до выхода готовой плитки и ее же вручат в качестве сувенира.

Комментарии закрыты.