«PAN AMERICAN AIRWAYS — PAN AM»
В 1927 году Джин Трайл, бывший морской летчик периода мировой войны, основывает скромную авиалинию для перевозки почты между городом Ки-Уэст (Флорида) и Гаваной. В названии он, как бы прогнозируя будущее, использует сочетание «panamerican», что означает «всеамериканский», то есть географически относящийся к Северной, Центральной и Южной Америке.
Уже через год на новом маршруте — три пассажирских аэроплана по восемь мест в каждом. Это был первый в Америке воздушный рейс, где соблюдалось расписание. Вообще в истории «Pan Ат» можно обнаружить еще множество «впервые»: в конце 1929 года организована первая авиасвязь между США и восемью странами Карибского бассейна (19 тыс. км); в 1936 году — первый перелет через Тихий океан по маршруту Сан-Франциско — Манила, а в 1939 — трансантлантический рейс Нью-Йорк — Лиссабон. В анналах компании зафиксировано, что в 1929 году впервые в обслуживание на борту самолета было включено питание, а горячая еда стала подаваться пассажирам шесть лет спустя. В самом начале своей карьеры Д. Трайл как-то заявил: «Наш самолет должен быть в каждом аэропорту мира». Этого он и добился во время своего президентства (до конца 60-х).
Торговая марка в виде глобуса стала использоваться компанией с момента основания. В 1944 году была принята новая версия знака, на котором вполне реалистично выполненный рисунок земного шара дополнялся раскрытым в полете крылом с аббревиатурой из трех слов, составляющих название. Спустя четырнадцать лет новые художественные веяния потребовали более лаконичной графики: упрощенный контур земного шара с нанесенной на него координатной сеткой. В своей регистрационной заявке художник обосновывал новое решение тем, что этот символ наиболее экспрессивно передает «пространство, скорость и точность». А что же «исчезнувшее» крыло? «Идя навстречу пожеланиям трудящихся», служащим компании было разрешено носить «крылатый» значок на лацканах пиджаков.
В последние годы «Pan Ат» переживает нелегкие времена, почти не видно рекламы этой авиалинии, но хочется верить, что ее всемирно известная торговая марка принадлежит не только истории.