Ход событий
20 апреля 2005 года Государственная Дума приняла в первом чтении закон «О рекламе».
2 декабря 2005 года прямо перед вторым чтением законопроекта (когда сроки приема поправок к закону истекли) выходит письмо мэра Москвы Юрия Лужкова спикеру Госдумы Борису Грызлову, в котором столичный градоначальник просит снять проект закона «О рекламе» с рассмотрения на пленарном заседании Госдумы.
Противником снятия выступил один из авторов законопроекта и председатель профильного комитета Валерий Драганов, который, кстати, всегда считался близким к Лужкову человеком. Вот что он заявил газете «Коммерсантъ»: «Пока серьезных оснований для того, чтобы переносить второе чтение, я не вижу. Кроме общих рассуждений о том, что законопроект не соответствует чьим-то требованиям, я бы хотел понять, что конкретно имеется в виду. Конкретных поправок к закону от Москвы не поступало. Но говорить о том, что предложения Москвы не учтены, — значит вводить себя и других в заблуждение. Мы рассмотрели их в рабочем порядке и интегрировали в различные статьи закона». Кроме того, в беседе с корреспондентом он выразил мнение, что письмо инициировано председателем комитета рекламы правительства Москвы Владимиром Макаровым[295].
13 декабря 2005 года скандалом закончилось заседание Комитета по экономической политике Госдумы, рассматривавшего поправки к закону «О рекламе». Авторы законопроекта назвали поправки, подготовленные московским комитетом рекламы, «коррупциоемкими» и обвинили чиновников в защите «собственных узковедомственных интересов». Начавшись с обсуждения текущих поправок, заседание Комитета быстро переросло в ожесточенную дискуссию между авторами законопроекта и главой комитета рекламы Москвы Владимиром Макаровым. Председатель Комитета по экономполитике Валерий Дра - ганов потребовал от оппонентов предоставить официальный текст поправок к закону, обвинив их в том, что они намеренно затягивают внесение поправок. По словам Драганова, он ждет их уже полгода. Господин Макаров, в свою очередь, заявил, что это депутаты нарушили ранее достигнутые договоренности: вместо того чтобы дождаться первого после выборов заседания Московской городской думы, на котором должен быть принят официальный текст поправок, законопроект в спешном порядке вынесли на второе чтение1.
15 декабря 2005 года к Борису Грызлову обратился директор Федеральной службы охраны (ФСО) Евгений Муров, который попросил приостановить рассмотрение закона «О рекламе», а также внести в законопроект изменения, учитывающие интересы его ведомства.
16 декабря 2005 года Рекламная ассоциация муниципальных образований (РАМО), которую возглавлял председатель комитета рекламы правительства Москвы Владимир Макаров, направила письмо на имя Владимира Путина с просьбой приостановить принятие закона «О рекламе», а также рассмотреть его на заседании Общественной палаты. Тем временем три отраслевые бизнес-организации — Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), Рекламная федерация регионов и Ассоциация рекламодателей — обратились к Борису Грызлову с просьбой поддержать законопроект и «способствовать его скорейшему принятию». «Мы... считаем, что использование
1 Енурдюг Т. Московским чиновникам не дают прописки в законе «О рекламе» // Коммерсантъ. 2005. 14 дек.
руководством комитета рекламы, информации и оформления города Москвы своей власти для организации подписания некоторыми участниками рынка петиций против закона и дальнейшего их использования для дискредитации закона в органах власти и СМИ является недопустимым», — писали рекламисты.
21 декабря 2005 года депутаты Мосгордумы обратились к своим коллегам в Госдуме с просьбой вернуть проект закона на доработку и увеличить сроки принятия официальных поправок. «В целом законопроект лоббирует интересы крупных рекламораспространителей и рекламодателей», — сказала в интервью депутат Мосгордумы Людмила Стебенкова1.
21 декабря 2005 года в Госдуме не состоялось второе чтение проекта закона «О рекламе». Закон атаковали в самом начале заседания, когда обсуждалась повестка дня.
Депутат от ЛДПР Алексей Митрофанов заявил, что новый проект закона «О рекламе» — «абсолютно лоббистский закон, который проталкивается в интересах одной западной компании, тесной связанной с Борисом Березовским» (видимо, имея в виду News Outdoor, которая принадлежит Руперту Мердоку, партнеру Березовского по радиохолдингу News Media)2.
Неожиданный политический поворот в споре вокруг закона «О рекламе» добавил ему противников среди влиятельных депутатов. Инициативу господина Митрофанова поддержала вицеспикер Думы Любовь Слиска. «К сожалению, в подготовленной редакции второго чтения я не нашла своих поправок. Мы сделали данный проект закона в пользу рекламодателей, — заявила она. — Поэтому я прошу перенести его на январь и создать рабочую группу по его доработке»3. За перенос рассмотрения проголосовали 414 депутатов.
Перенос принятия законопроекта во втором чтении обескуражил его главных лоббистов. Приведем самые заметные их высказывания.
1 Бордюг Т. Закон «О рекламе» завис между старым и новым годом // Коммерсантъ. 2005. 22 дек. 241 (№ 3325).
2 Носкович М. Депутаты вступились за Юрия Лужкова // Бизнес. 2005. 22 дек.
3 Бордюг Г. Закон «О рекламе» завис между старым и новым годом.
Валерий Драганов (председатель профильного комитета): «Я еще раз повторю: закон должен быть принят до нового года»[296].
Владимир Мединский (заместитель председателя профильного комитета): «Критики законопроекта могут исходить из самых благих пожеланий, но этими пожеланиями вымощена дорога не в рай. Затягивание принятия закона на руку тем недобросовестным рекламодателям, кто рекламирует водку под видом воды, пищевые добавки и жевательную резинку под видом лекарственных средств, обманывает покупателей через те - лемагазины»[297].
Депутат Сергей Попов: «Говорить о технической ошибке (как предлог для переноса) в данном случае смешно. Это результаты лоббистской деятельности. Причем не только тех депутатов, кто лоббирует водочный, табачный бизнес, а в первую очередь деятельности телевизионного лобби. Телевидение после принятия закона потеряет рекламы на огромную сумму»[298] [299].
Сопредседатель фракции «Родина» Дмитрий Рогозин: «Да что говорить, если половина единороссов — водочные короли. Можно вспомнить для примера хотя бы депутата Владимира Пекарева из “РосАлко”. А есть еще и рекламное лобби... В целом ситуация с законом о рекламе — очередная иллюстрация к внутренним конфликтам между политическими и бизнес-группами, сосуществующими в “Единой России”»1.
В январе 2006 года создается согласительная комиссия, которую возглавил Владимир Катренко, проходят совещания в Администрации Президента. Второе чтение законопроекта переносится сначала на 13-е, затем на 25 января, а потом на 10 февраля 2006 года.
В конце января 2006 года Комитет по экономической политике Госдумы согласился внести в законопроект поправки городских властей и сохранил за городом право демонтажа рекламных
щитов, а также согласился с предложением столичных чиновников оставить в их ведении рекламу на остановках общественного транспорта. «Теперь мы поддерживаем этот законопроект и хотим, чтобы он был принят», —сказал газете «Бизнес» Владимир Макаров[300].
10 февраля 2006 года Государственная Дума приняла во втором чтении новую редакцию закона «О рекламе». За принятие закона во втором чтении проголосовали 352 депутата, против — 47, один воздержался.
Авторам новой редакции закона «О рекламе» и московским властям удалось договориться по основным спорным моментам.
В закон внесли норму, запрещающую нецелевое использование рекламных конструкций: если владелец щита размещает на нем сообщение нерекламного характера, власти получают право отозвать разрешение на установку рекламоносителя. Кроме того, закон разрешает органам местного самоуправления без суда демонтировать незаконно установленные рекламные конструкции[301]. Разрешение на установку рекламной конструкции выда - вается органом местного самоуправления сроком на пять лет. Городские власти получили возможность регулировать размещение рекламы на остановочных пунктах движения общественного транспорта.
В законе содержится ряд положительных моментов и для бизнес-сообщества. Хотя, конечно, их значение нельзя сравнить с тем, что было перед вторым чтением. «Выгода участников рынка наружной рекламы заключается в том, что новый закон более четко регламентирует отношения города и операторов, — говорит исполнительный секретарь комитета по наружной рекламе Ассоциации коммуникационных агентств России Андрей Конин. — Это единообразие позволит компаниям работать в четком правовом поле»[302].
17 февраля 2006 года Государственная Дума перенесла третье чтение закона «О рекламе» на 22 февраля.
22 февраля 2006 года Государственная Дума приняла в третьем чтении закон «О рекламе». При необходимых 226 голосах за закон проголосовали 338 депутатов, против — 43, воздержалось — 3.
3 марта 2006 года Совет Федерации одобрил закон «О рекламе».
13 марта 2006 года президент России Владимир Путин подписал закон «О рекламе».