Прогностические методы маршрутизации
Давайте вспомним наши рассуждения, приведенные в главе 3, о важности борьбы с перегрузками, о необходимости проактивных, а не реактивных действий. Единственная возможность проактивных действий заключается в использовании различных прогностических методов. Один из примеров таких методов — это расчет предполагаемого времени ожидания в очереди на основании одновременного анализа оперативных и хронологических данных (Expected Wait Time, EWT).
Теперь давайте поговорим еще об одном прогностическом методе расчета времени ожидания и об основанном на нем способе маршрутизации вызовов. Поскольку метод достаточно сложен, начнем с примера.
Предположим, что компания «Ваша Пицца», занимающаяся доставкой пиццы на дом, имеет трех клиентов: конечно же, Иванова, Петрова и Сидорова. Сидоров, добродушный толстяк, обожающий пиццу, каждый день съедает 2-3 порции. Петров
тоже любит вкусную лепешку, но заботится о фигуре и позволяет себе делать заказ не чаще чем раз в неделю. А Иванов — просто очень экономный и предпочитает тратить деньги на такое баловство, как поедание пиццы, всего лишь раз в месяц (и правильно делает!).
А теперь пойдем дальше и клонируем (благо, наука это уже позволяет) нашу троицу. Таким образом, получаем три группы клиентов: группа Ивановых, группа Петровых и группа Сидоровых. В соответствии с тремя типами клиентов выделены три группы операторов: группа № 1 — самая большая, обслуживающая Сидоровых, и группы № 2 и № 3 — поменьше, обслуживающие, соответственно, Петровых и Ивановых.
Теперь представим обычный рабочий день в операторском центре компании «Ваша Пицца». До 10:00 утра все идет нормально. Отчеты реального времени показывают, что очередей нет, а операторы отвечают на вызовы в среднем через 30 секунд.
Неожиданно в 10:00 возникает перегрузка в первой группе операторов (не иначе гурманы Сидоровы проснулись). Вызовы поступают быстрее, чем операторы могут на них ответить, абоненты отказываются ждать в очереди 2-3 минуты и вешают трубки. Менеджеры операторского центра вовремя отследили эту ситуацию и решили предпринять адекватные действия и перебросить операторов из группы № 2 в группу № 1. Мотивация их решения следующая: в группе № 2 в данный момент 15 операторов заняты обслуживанием вызовов, 2 ушли на перерыв, 3 находятся в режиме поствызывной обработки и 4 свободны. Вот трех из этих четырех менеджеры и решили перебросить в группу № 1.
Такие действия немедленно дали положительный эффект: очередь в первую группу стала меньше. Однако не исчезла совсем. Прошло еще полчаса. Теперь возникли трудности с обслуживанием вызовов в группе № 2. Неплохо бы вернуть трех операторов, переброшенных в первую группу. Но как это сделать? Ведь они как воздух необходимы группе № 1. А что, если во вторую группу перебросить операторов из третьей группы? Там, конечно, не наблюдается явного избытка операторов, но все же двух можно перевести. Но как долго они могут там оставаться? А если в это время проснутся все Ивановы и в группе № 3 тоже возникнет перегрузка?
Такие проблемы менеджерам ЦОВ приходится решать постоянно. Организация работы любого операторского центра — дело тонкое и сложное. И даже при наличии грамотного управляющего персонала, достаточного числа операторов и высокопроизводительной техники, как мы уже не раз говорили, могут возникать пиковые нагрузки. В этом случае операторы работают в режиме перегрузки, супервизоры тратят массу нервов и времени на перераспределение ресурсов, а качество обслуживания все равно ухудшается.
Дело в том, что единственная на сегодня доступная стратегия оптимизации работы операторского центра — это борьба с проблемами после их возникновения, а не до того. Конечно, можно попробовать бороться с пиковыми нагрузками и до их возникновения, но для этого придется специально держать избыток операторов, и тогда уровень обслуживания клиентов всегда будет на должном уровне, даже в часы пик. Но держать лишний штат операторов в расчете на пиковые нагрузки — это очень дорогое и неэффективное решение. На Западе одной из самых значительных составляющих затрат на содержание операторского центра является труд операторов. Казалось бы, в России рабочая сила стоит значительно дешевле. Однако времена меняются, и труд квалифицированных сотрудников ценится все дороже: зарплата, налоги, помещение, обучение...
Наступает момент, когда выгоднее вложить средства в высококлассную технику и добиться улучшения обслуживания абонентов не за счет увеличения числа операторов, а благодаря уникальным алгоритмам обслуживания. А в качестве примера подобного инструмента рассмотрим решение Avaya™ Business Advocate, основанное на следующих алгоритмах:
♦ автоматического перераспределения ресурсов (Service Level Supervisor);
♦ маршрутизации вызовов на основе прогнозируемого времени ожидания (Predicted Wait Time);
♦ маршрутизации вызовов на основе прогнозируемого времени ожидания с учетом уровня обслуживания (Service Objective).
Основное отличие методов «Адвокат» от стандартной маршрутизации на основе Skill Based Routing заключается в следующем:
♦ при использовании Skill Based Routing решение о маршрутизации вызова принимается в момент поступления вызова;
♦ при использовании «Адвоката» решение о маршрутизации вызова принимается в момент освобождения оператора, который может ответить, а может и не ответить на этот вызов.
Как мы увидим, это принципиальная разница, кардинально меняющая весь принцип обслуживания вызовов.