СТАДИИ РАЗВИТИЯ БРЕНДА И СПЕЦИФИКА КОММУНИКАЦИЙ
Бренд проходит различные этапы своего развития, и на каждом из них портрет его среднестатистического потребителя меняется. При этом отдельные люди могут оставаться сторонниками того или иного бренда долгие годы, но портрет именно среднестатистического потребителя меняется: одни переключаются на новые марки, а другие только пробуют данный бренд.
Существует несколько схем подобных «жизненных циклов бренда» и некоторое количество «теорий о типах потребителей». Все они сходятся в том, что у бренда есть этап роста, т. е. выхода на рынок, завоевания своих почитателей, работы с потребителями-новаторами и их ранними последователями. За ним следует этап зрелости бренда, т. е. удержания на рынке и работы с максимально широкой аудиторией. Завершающая стадия — этап угасания, т. е. замедления падения, когда по объективным или субъективным причинам бренд попадает в негативный тренд и искусство бренд-менеджеров направлено на его максимально долгое удержание в зоне рентабельного функционирования с наиболее лояльной аудиторией или аудиторией, последней подключающейся к потреблению подобных товаров.
Важно, что на каждом этапе существования бренда у него есть свой костяк потребителей. Приведенные в данной книге рекомендации относятся в основном к первой фазе его жизни — именно к той, в которую попадают все новые бренды и в которой по-прежнему действует большинство российских. От качества коммуникаций с потребителем на этом этапе, в первую очередь визуальных, зависит будущее бренда — будет ли у него вообще второй этап. На этой стадии в сознании потребителя должны закрепиться основные узнаваемые элементы бренда, сформироваться мнение о том, как он позиционируется и <а - кое место занимает в портфеле потребляемых им марок.
На втором этапе своего существования бренд уже будет широко известен, соберет большую аудиторию, которая к этому моменту будет знакома с его ключевыми свойствами. На этой стадии коммуникация будет массовой (см. следующий пункт о медиаактивности), широкой и всеохватывающей. Это позволит создателям бренда допускать какие-то вольности, касающиеся некоторых его элементов. Например, делать стильную рекламу с привязкой к бренду, но без четких обещаний или сообщений (это может быть просто напоминание о бренде, его уровне и стиле) или уменьшать логотип на упаковке, пользуясь хорошо запомнившейся потребителю колористикой бренда, и т. д.
Этап борьбы с падением показателей — самый творческий. Здесь решения могут быть и близкими к первому этапу, когда марка фактически возвышает голос и пытается вновь напомнить о себе, и ко второму, когда происходит освежение ее образа в рамках современных тенденций или, наоборот, увод в какую-то другую нишу, где ее шансы выше, с соответствующей корректировкой стиля. На этом этапе перед бренд-менеджерами открывается большой простор для творческого воображения, в случае если им и их руководителям удастся абстрагироваться от славного прошлого бренда.
На схеме «зависимость дизайна логотипа от этапа жизни бренда», приведенной на вклейке, показано, как меняются стилистика и другие параметры, в частности размер логотипа на разных стадиях жизни бренда.
У многих брендов, особенно не имеющих ежегодных или сезонных обновлений в ассортиментном ряду, на разных стадиях наступают периоды, когда им «нечего сказать», но требуется поддерживать знание марки, демонстрировать потребителю свою активность. В этот момент особое значение приобретают эмоции. Когда про креатив говорят «красиво и ни о чем», эмоции становятся не просто частью коммуникации, а ее основой и базисом. В такие периоды бренд получает возможность дополнить свой имидж неформализуемыми, но очень важными для потребителя настроенческими нотками, оттенками, эмоциями.