Хочу быть № 1
Любите ли вы праздники, как любит их Наталья Петлякова-Фрам?.. Думаю, нет. Потому что именно она сделала их своим бизнесом, с ног на голову пе - ревернув известную пословицу «делу время, потехе час». При этом ценность праздника для генерального директора компании One2remember только повысилась. И в буквальном, и в переносном смысле.
Компания One2remember основана в 1999 г. Начав свою деятельность с организации тематических вечеринок, компания стала фактически основателем этого вида корпоративного отдыха на российском рынке. Направления деятельности компании: организация и проведение корпоративных праздников, вечеринок, торжеств, акций, рекламных кампаний и шоу.
Наталья, Ваша компания появилась через полгода после кризиса. Неужели тогда был спрос на корпоративные развлечения?
На самом деле глубокого анализа рынка никто нс делал. Так сложились обстоятельства, что встретились два человека — я и Марина Вятовтова — и... произошло чудо. В гот момент я переехала с мужем в Москву из Киева, где мы оба работали в компании Stimorol: я директором по маркетингу, он ссйлз - дирсктором. Точнее, после Киева мы год прожили в Санкт-Петербург, а затем переехали в Москву. Мне было 26, я уже успела
поработать на топ-позициях в крупных иностранных компаниях, но хотелось чего-то другого. Это был период, когда я искала себя. У меня на Украине была фирма, которая занималась промоакциями для FMCG-комианий, таких как Galina Blanca. А Марина в то время была музыкальным менеджером рок-груипы, созданной Тони Воткинсом, директором по маркетингу московского отделения Stimorol. У меня родилась мысль организовать тур этой группы по Украине.
Мы встретились с Мариной в кафе на Маяковской, поговорили, как-то очень быстро пришли к идее организации уникальных
корпоративных праздников, причем не просто с клоунами, шариками и пр., а таких, которые будут отражать некую креативную тему. I I через неделю уже был готов первый проект!
Так быстро!
Мы начали е нуля, год работали у меня дома, сделали несколько крупных проектов. Потом вступили в Американскую торговую палату. Видя наше старание, нам оказывали доверие серьезные компании. Я стала креативным директором и директором по проджект-менеджменту, а Марина, с ее удивительным талантом налаживать контакты с людьми, занялась развитием бизнеса.
Сейчас Вы полностью руководите компанией?
Да. Не так давно Марина вышла замуж и уехала. В это же время надо было уезжать и мне, потому что мужа перевели в Польшу. Но, когда мы обе «выбыли», стало ясно, что без нас компания прос
то не сможет работать, и не было преемника, которому можно было бы доверить ведение бизнеса. Вообще к этому тонкому моменту — передаче полномочий — необходимо готовиться заранее, а уж в связи со сложившейся ситуацией срочно найти такого человека в принципе невозможно. На сегодняшний день я и владелец, и гендиректор, но в будущем не исключаю, что приглашу наемного менеджера.
А как Ваша семья?
Вы живете на два дома?
Я не живу на два дома, потому что считаю, что таким образом не будет хорошо ни там, ни здесь. Мне повезло, что у нас с супругом очень доверительные отношения. И он понимает, что в сегодняшней ситуации в моем бизнесе мне необходимо 100% времени проводить здесь. В свое время ради его карьеры я тоже пошла на жертву: в компании Stimorol, где мы познакомились, не приветствуется, когда в руко-
водстве работают супруги, и мне пришлось уйти.
Вы специально учились управлению бизнесом?
Нет. Но у меня большой практический опыт. После университета я преподавала английский и немецкий, затем пришла в харьковскую страховую компанию «Интер-Риск», где передо мной поставили задачу — разві і ват ь сотруд и 11 че ст во с Западом. Я пошла в библиотеку, нашла координаты, связалась с английской корпорацией страховщиков Lloyds, с самыми крупными брокерами — Willis Group, Alexander & А1 ех а и cl е г.
У них возник такой интерес к новому рынку, что я сразу стала общаться с директором по Восточной Европе. Вскоре меня назначили директором отдела перестрахования, и мы были первой страховой компанией, которая застраховала на Украине УТЕЛ — корпорацию масштаба МГТС.
У меня завязались обширные связи в международном бизнесе. Меня пригласили в только что открывшееся киевское отделение ВАТ. Я была региональным директором, затем национальным нромоушн-менеджером. Помню, приехал директор по Восточной Европе, господин Рулле, и нам — молодым ребятам — был задан вопрос: «Что для вас самое главное в жизни?» Это обычная практика выявления звезд и аутсайдеров. Я сказала, что всегда хочу быть №1. Почему-то никто так не ответил, хотя сейчас эта фраза уже привычна. Но тогда, в 1996 г., все еще было не так. Меня заметили, и с этого началась моя успешная карьера.
Я считаю, что работа в крупном бизнесе — очень хорошая школа для любого человека, который в будущем собирается открыть свое дело. Он должен через нее пройти, причем достичь достаточно высокой позиции. Иначе он не сможет построить компанию.
Трудно ли руководить творческим коллективом? Какие в основном возникают проблемы?
Все творческие люди очень обидчивые. Знаете, говорят, художника может обидеть каждый. Раньше мы с Мариной руководили вместе и делили ответственность поровну. Это было очень удобно. Сейчас труднее. Когда ты один, то в коллективе амбициозных, высокопрофессиональных творческих специалистов сталкиваешься с проблемой взаимопонимания, доказательства своей правоты: «Откуда ты знаешь, что именно твоя идея лучше?»
Но Вы ведь не сомневаетесь, что Ваша идея лучше?
Нет, не сомневаюсь, но всегда иду на риск и предлагаю клиенту две идеи — свою и выдвинутую кем-то из сотрудников. Но, как правило, клиенты выбирают мою. Тем не менее я нередко устраиваю мозговые штурмы.
Мы стараемся вырабатывать
идеи коллективно. Да, есть ведущий, но все же наше творчество — командное.
Я не управляю — это не моя миссия. Но я всегда во главе всех проектов и знаю все — какой у меня клиент, какой бюджет, какая концепция. Поэтому порой мне тяжело руководить: меня воспринимают как коллегу, а ведь я еще и гендиректор.
Стараюсь читать умные книжки по управлению персоналом, например «От хорошего к лучшему».
Как Вы преодолеваете кризисы?
Иногда придерживаюсь принципа ожидания. Не в том смысле, что жду; когда ситуация разрешится сама собой. Просто беру тайм-аут. Со временем многое становится на свои места, и решение иаходптс я.
Стоит ли перед Вами проблема привлечения талантов?
Их удержания?
За 5 лет существования фирмы от нас ушел только один человек, и сейчас я не уверена, рад ли он тому, что нас покинул. Мы понимаем, что в нашей работе потеря хороших кадров — это потеря больших денег, времени. Мы очень ценим наших сотрудников. И их есть за что ценить. У нас очень хорошие социальные пакеты, мы уделяем этому особое внимание. И стремимся работать прежде всего с хорошими людьми. Профессионалов много, а вот хороших людей — мало.
Что значит для Вас «хороший человек»?
У каждого, наверное, свое представление об этом. Главное — человек должен быть близок нам по духу. Мы — группа единомышленников, мы точно знаем, что мы делаем, и каждый понимает свою роль в общем процессе. Наша работа очень тяжелая. Это и стрессы, и ненормированный рабочий день. Но наши сотрудники гордятся своей компанией и
понимают, ради чего они работают. А люди, которые приходят сюда ради каких-то иные целей, так или иначе либо сами уйдут, либо мы решим расстаться с ними. Удерживать их нет смысла.
Определить «своего» можно только в процессе работы. Иногда уже мосле испытательного срока мы даем сотруднику второй шанс, если видим в нем какую-то «зацепку». Человек в нашем бизнесе раскрывается где-то за год.
Что Вы будете делать, когда отойдете от оперативного управления компанией?
У меня большие планы. Они связаны в том числе и с развитием One2remember в разных проектах. Я вообще очень люблю начинать новые проекты, направления. Буду развивать филиал на Украине, думаю об открытии других филиалов. Кроме того, у меня есть еще одна компания — она занимается кейтерингом. Ее тоже нужно развивать.
Но точно знаю, что в корпора - тивный мир нс вернусь. Я бы нс хотела оказаться в роли человека, которым управляют.
Но креативную часть One2remember все равно оставите за собой?
Да. На эту роль невозможно кого-то найти. Иначе компания потеряет свое лицо. Наш бизнес — авторский.
Ваши увлечения?
Теннис, путешествия. Меня интересует дизайн одежды, дизайн мебел 11, индустр і тал ы іый дизай 11. Я гуляю по Москве, изучаю ее архитектуру, и открываются удивительные вещи: например, вижу какую-то форму, и она помогает мне развить целую концепцию праздничного мероприятия. Я знакомлюсь с творчеством дизайнеров, посещаю выставки. Мне интересны творческие личности, их жизненный путь.
Кино — это еще один источник вдохновения.
Я хотела бы иметь свободное время, получить режиссерское или культурологическое образование, изучать историю архитектуры, живописи. Вообще мне хотелось бы делать то, от чего получаю удовольствие. Не могу сказать, что менеджмент — это мое. Нет. Я более свободный человек. Мне бы принимать стратегические решения и не думать о том, как эти решения выполняются в конкретной ситуации.
В чем Ваша формула успеха?
Для меня лично — это очень тяжелый труд. Я практически всегда добивалась всего, чего хотела. Ставила перед собой цель и шла к ней. Мне ничего не давалось просто так, без усилий, без проблем, сложностей. Не бывает успешных людей, дорога которых вымощена одними удовольствиями. Это миф. Правда, есть люди, которые движутся вперед и все, что им мешает, сметают на своем пути. Я не такой чело-
век. Иду и оглядываюсь, кому могла причинить боль. Можно обойти препятствия, но нельзя сворачивать с пути. Но, когда добиваешься результата, получаешь ни с чем не сравнимое удовлетворение.
Плюс элемент удачи. И наверно, практический опыт. Я не верю в очень успешных выпускников MBA. Не хочу никого оби - деть, но прочитайте жизненные
истории выдающихся бизнесменов! Это люди-самородки, часто вообще не имевшие никакого образования. Наверно, их успешность в какой-то степени определяется генетикой. Кроме того, должно быть правильно выбрано направление деятельности.
И потом — у каждого своя высота и свое понимание успеха.
Людмила Буркина