Синхронизация квантовых генераторов
Создание квантовых генераторов радиодиапазона (мазеров) и оптического диапазона (лазеров) является одним из наиболее существенных достижений современной технической физики [144]. За короткий промежуток времени приборы и устройства, основанные на использовании квантовых генераторов, нашли многие важные применения как в научных исследованиях, так и при решении технических задач, в том числе при создании приборов для весьма точного измерения отрезков времени и частот колебаний; в сверхчувствительных приемниках, примененных, в частности, для локации Венеры и Марса, а также для улавливания слабых сигналов, приходящих из дальних областей Вселенной; для создания тонких пучков мощного излучения в узком частотном диапазоне; для получения сверхкоротких импульсов света. Имеются основания ожидать завоевания квантовой электроникой и других важных областей: с ее помощью представляется возможным внести ряд коренных усовершенствований в технику передачи энергии и информации, в химическую технологию, в изучение и использование биологических явлений, в технику изучения и освоения управляемых термоядерных реакций.
В основе квантовой электроники лежит явление практически одновременного индуцированного выделения энергии возбужденными атомами вещества, в результате чего возникает интенсивное высококогерентное излучение. Это явление было предсказано А. Эйнштейном еще в 1917 г.; в тридцатых годах существенные мысли о его реализации были высказаны В. А. Фабрикантом. Однако начало интенсивного развития квантовой электроники относится к 1954—55 гг., когда американский физик Ч. Таунс и советские ученые Н. Г. Басов и А. М. Прохоров независимо и почти одновременно опубликовали статьи, в которых излагались основы теории мазеров и сообщалось о создании радиоспектроскопов высокой разрешающей силы с использованием молекулярных пучков. Позднее, в 1960 г., был создан первый лазер — квантовый генератор онтнческого диапазона.
В связи с разработкой ряда устройств, в которых используются квантовые генераторы, представляет интерес задача о взаимной синхронизации нескольких связанных тем или иным образом генераторов. Приведем постановку этой задачи для частного случая двух взаимодействующих молекулярных генераторов [185]. Если обозначить через Х и х-2 напряженности электрического ноля со
ответственно в резонаторах первого и второго генераторов, то при ряде упрощающих предположений процессы в генераторах могут быть описаны системой дифференциальных уравнений
М • ••
Х1 "Ь ^ Х1 4~ <^1^1 ~r 4лР 1 (^i) = О,
.. со1 . (ЗЛ)
Ч + - t 4ltP2 (*2) + «аА =
Здесь сої и (о2, Q ж Q2 — соответственно частоты и добротности первого и второго резонаторов, аіг и агі — коэффициенты связи между генераторами (предполагаемые малыми), Рі(хі) и £*2(^2) — усредненные по длине резонаторов поляризации активной среды, являющиеся достаточно сложными функциями своих аргументов.
Основная задача по-прежнему состоит в выяснении условий, при которых несмотря на различие параметров генераторов в последних будут возбуждаться колебания с общим периодом 2л/м, т. е. в нахождении условий существования и устойчивости периодических решений уравнений (3.1) с периодом Т = 2л/со. Как и в рассмотренных выше задачах о взаимной (внутренней) синхронизации, этот период заранее неизвестен и подлежит определению в процессе решения. Таким образом, в данной упрощенной постановке задача о взаимной синхронизации молекулярных генераторов во многом аналогична соответствующей задаче о ламповых генераторах, рассмотренной в § 2. Различие состоит лишь в особенностях структуры нелинейных функций, входящих в уравнения движения. Из указанной специфики вытекают своеобразные особенности поведения связанных молекулярных генераторов, изучение которых в различных случаях приводится в цитированной выше статье [185], а также в работах [21, 144, 186]. Уравнения колебаний в генераторах обсуждаются в статьях [177, 273].
Существенный прикладной интерес представляют также возможности принудительной синхронизации квантовых генераторов
под действием внешних источников (см., папример, работы [72, 193]).