Автобалансир
Одна из возможных конструктивных форм балансира для автоматической компенсации дебаланса вращающихся дисков схематически представлена на рис. 33. На гибком вращающемся валу 1 закреплен диск 2, центр тяжести которого С не лежит на оси вала АОуВ. Диск имеет залитую маслом цилиндрическую или тороидальную полость, ось которой совпадает с касательной к оси вала в точке крепления диска 0. В полость помещены два шарика 5, которые при определенных условиях располагаются во вращающемся диске таким образом, что компенсируют дебаланс диска и тем самым устраняют колебания вала и передачу динамических нагрузок на его опоры.
В иных конструктивных вариантах автобалансира вместо полости в диске и шариков имеются либо кольца, надетые на вал с большим зазором, либо рычажки, один из концов которых связан со свободно поворачивающейся на валу втулкой, а другой несет неуравновешенный груз.
Описанные автобалавсиры были изобретены Е. Сирлем [332, 333] и находят применение в машинах типа центрифуг; они особенно эффективны в случаях, когда дебаланс ротора может несколько изменяться в процессе работы машины.
Элементы теории автобалансира приведены в книгах Ден-Гартога [ИЗ] и Я. Г. Пановко [225І, а подробное исследование его динамики выполнено Ф. М. Детинко [119]; в несколько иной постановке задача рассмотрена А. И. Муй - жниеком [205].
Уравнения движения системы с шари - Рид 33
новым автобалансиром и одним неуравновешенным диском, Сидящим посередине невесомого вала, имеют вид[34]) [119]
Ф*+ Ро (ф* — “) = 4" (х sin ф‘ + у cos Ф«) (s = !> • *' > кУ’ (2-1)
Мх + fix + сх = Му + $у + су = - |
г a2 cos cot + mR 2 (ф6 sin фз + ф8 cos <ps),
*=i
(2-2)
ft ..
- sin at - f mR 2 (ф« cos Ф* — 4>s Ф«)-
S=1
Здесь (рис. 34) x и у — координаты центра диска Oi в неподвижной системе осей хОу, начало которой находится в точке пересечения плоскости диска с осью подшипников; <р, — отсчитываемый по ходу часовой стрелки угол между прямой, соединяю-, щей; центр диска 0 с центром s-ro шарика, и направлением оси Ох; Ж — масса диска, т — масса шарика, М=Ж + кт — масса всей системы; г — эксцентриситет диска; R — расстояние от центра шариков до оси вала; со — угловая скорость вращения вала, В0 и р — коэффициенты вязкого сопротивления, с — жесткость вала на изгиб по отношению к силе, приложенной в точке Оь
Особый интерес при исследовании динамики автобалансира представляет выяснение условий существования и устойчивости таких решений системы дифференциальных уравнений (2.1), (2.2)т в которых ж(сйі) з® yX&t) в* 0 (или, по крайней мере, остаются достаточно малыми), т. е. решений, отвечающих самоуравнове - шиванию системы, когда колебания вала отсутствуют.
Сформулированная выше задача динамики автобалансира и была по существу рассмотрена в статье Ф. М. Детинко 1119J с помощью методов, отличных от используемых в данной работе. Ф. М. Детинко изучил также и значительно более сложный случай, когда вал имеет распределенный по длине небаланс и несет произвольное число п неуравновешенных дисков с двумя шариками каждый; при этом имеется
нения (2.2) заменяются уравнениями V в частных производных.
Ряс. 34. Здесь мы приведем решение задачи
об автобалансире, как задачи о синхронизации шариков в полости диска [57]. Представим уравнения (2.1) и (2.2) !в виде
Ф® + Ро (ф* — и) = цсо2Ф (ф8, х, у) (s = 1, —, к), (2.3)
* -
Мх - f сх = mR 2j (ф* sin <ps - f ф‘ cos <ps) + JCra? cos cot — |ip' Xf
s=1
(2.4)
My + су = mR У (tps cos <ps — ф® sin ф8) — J? roj2 sin cot — ф'у,
где обозначено цФ (ф£, х, у) |
JW |
(х sin ф8 + у cos ф4), цР' = р, (2.5)
причем величину і_і > 0 будем рассматривать как малый параметр; основания для этого вполне аналогичны указанным в § 4 гл. 3 при рассмотрении задачи о синхронизации вибровозбудителей.
В соответствии со сказанным ранее будем интересоваться
решениями уравнений (2.3) и (2.4), имеющими вид
Ф„ = со/ - f as - f цд|>* (tot), x = x (tot), у — У (tot), (2.6)
где <, хну — периодические функции времени t с периодом 2л/а», я а„ — постоянные; нри этом, как отмечалось, наиболее
интересны решения, в которых «начальные фазы» а„ таковы, что х я* 0 и у « 0, т. е. имеет место самоуравновешивание.
Поставленная задача представляет собой частный случай задач о синхронизации объектов с почти равномерными вращательными движениями, рассмотренных в § 4 гл. 12 и в § 8 гл. 3: уравнения (2.3), (2.4) и решения (2.6) относятся соответственно к тому же типу, что и уравнения (4.2), (4.3) и решения (4.1) гл. 12. I
Соответствующая уравнениям (2.3) и (2.4) порождающая система при р2 = с/М Ф со2 (рассматривается нерезонансный случай) допускает следующее семейство решений вида (4.5), {4.6) гл. 12:
Ф® = cat + as,
х° = wR [Ч cos cot + _2 c°s (tot + aj) j, (2.7)
y° — — wR [„ sin cot + _2 sin № + ai) 11
зависящее от к произвольных параметров ГМ - ..ос*..
Здесь обозначено
~ 2
ТҐІ СО су С о
11 = pa-_(o2’ 'р~~~мт ( )
Составим теперь основные уравнения (4.6) гл. 12 для определения значений параметров ai, ..., ос*, которым могут отвечать
решения вида (2.6). В соответствии с равенствами (2.5) и (2.7)
указанные уравнения можно записать в форме
Рг (аь..., afe, а) = <Ф (ф®, х°, у°)> =
Н0
231/(0 Г*
(ж0 sin ф® 4- у0 cos ф®) dt ==
--Р0« J
= 7Г - jT - w J^T| sin as + 2 sin («5 — ai)] = 0 (2.9)
(s = l, ..., k).
Эти уравнения непременно допускают решения относительно SC; аъ. удовлетворяющие УСЛОВИЯМ
при выполнении которых, как следует из (2.7), колебания вала в первом приближении отсутствуют, т. е.
(2.11) |
x°(at) = f/°(co'f) = 0.
Поэтому основной интерес представляет, во-первых, установление условий устойчивости движений, отвечающих решениям типа (2.10), и, во-вторых, выяснение вопроса, не будут ли одновременно с указанными движениями устойчивы также и другие движения, которым отвечают решения уравнений (2.9), не удовлетворяющие условиям (2.10). Как нетрудно видеть, эти последние решения всегда имеются.
Решения уравнений (2.9), удовлетворяющие условиям (2.10), а также соответствующие движения для краткости назовем основными, а все прочие решения (и движения) — побочными.
Ответ на вопрос об устойчивости решений, соответствующих какому-либо решению уравнений (2.9), зависит от знаков вещественных частей корней алгебраического уравнения (2.12) гл. 12.
Рассмотрим сначала случай двух шариков в полости диска. При к = 2 уравнения (2.9) принимают вид
1 <0
(2.12) |
Pi (®1, «2. = — —~г w Iі! sin “і + sin («1 — “г)! = 0.
Эти уравнения допускают, вообще говоря, четыре следующих существенно различных решения (очевидно, можно не различать решения, В которых соответствующие ССІ и 0.2 отличаются на 2яп, где п — целое число, а также, поскольку шарики считаются одинаковыми, решення, в которых значения «] и осг меняются местами):
1) 2) 3) 4) |
(2.13) |
c4J) = n — у,' а,1} = —(it — - у); ai2> = 0, Og2) = 0;
здесь у = arccos -~ |
т) Лт |
Только первое из указанных решений удовлетворяет условиям отсутствия колебаний вала (2.10). Иначе говоря, лишь первое решение является основным; прочие решения суть побочные. Условием существования основного решения является выполнение неравенства
которое выражает очевидное требование, чтобы максимальный статический момент обоих шариков относительно оси вала был больше статического момента диска относительно той же оси.
Взаимное расположение центров шариков с и сг, центра вала в недеформированном состоянии О и при движении О и а также центра тяжести диска С для каждого из четырех решений.
Рис. 35. |
(2.13) представлены на рис. 35, а)—г). Построение выполнено в соответствии с формулами (2.13) и (2.7) для момента времени Ї = 0; произвольному моменту времени отвечает поворот диска с шариками и связанной с диском системы координат uOxv на угол фо = at.
(2.15) |
н2 + Ан + В^ 0, |
где в силу (2.12) |
[г] cos ctj cos ос2 ]- (cos ocj j-cos a,) cos (a1 — a.,)] |
Обратимся к исследованию устойчивости решений (2.13). Уравнение (2.12) гл. 12 в данном случае может быть представлено в форме
12 и. И. Блехман
Достаточными условиями существования и асимптотической устойчивости движений рассматриваемого типа, отвечающих решениям (2.13), являются неравенства [35])
(2.17) |
А > О, В > 0.
Для первого, основного решения (2.13) по формулам (2.16) находим
2 2 . <0 W, , „ ч Ч) IV
А = Aw — — (— і] cos y - f cos 2-у) s—, Po Po Согласно (2.14) величина В всегда положительна внутри области существования рассматриваемого решения; что же касается величины А, то условие ее положительности приводит к требованию w< 0 или согласно (2.8) — к неравенству |
(2.19) |
to >• p = У c/M.
Таким образом, основное движение, т. е. движение, прп котором вал не колеблется вследствие компенсации неуравновешенности диска воздействием шариков, устойчиво в закритической области.
Для трех побочных движений (2.13) по формулам (2.16) находим
(2.20)
Отсюда следует, что второе решение устойчиво ЛИШЬ в до - критической области (т. е. при о<р); третье решение устойчиво только в закритической области (т. е. при со > р) и притом лишь в случае, если т} > 2; последнее, четвёртое решение вообще неустойчиво. Таким образом, при выполнении условия (2.14), гарантирующего существование основного решения, это решеппе в закритической зоне является единственным устойчивым решением рассматриваемого типа. При докритических же скоростях
вращения вала это решение неустойчиво. Сказанное предопределяет область эффективного применения изученных автобалан - сиров.
Таким образом, на рассмотренную систему в сущности распространяется широко известный результат решения классической задачи о самоуравновешивании несбалансированного диска без шариков (см., например, [30]); этот результат выше был назван принципом Лаваля (см. п. 6 § 14 гл. 3).
Полученные выше выводы согласуются с результатами, найденными Ф. М. Детинко иными методами [119], и в определенном смысле дополняют эти результаты. (В цитированной работе не рассматривается вопрос об устойчивости побочных решений, а устойчивость основного решения изучается при нескольких конкретных значениях параметра rj; вместе с тем там решена также и более сложная задача о вале с распределенным по длине небалансом.)
Поскольку автобалансир справляется со своей задачей уже - при числе шариков, равном двум, то нет надобности прибегать і: использованию большего числа шариков. С другой стороны,, при к>2 исследование существенно усложняется, ибо в этом случае решения уравнений (2.10) (а значит, и основных уравнений (2.9)) перестают быть изолированными. Это является отражением того обстоятельства, что при числе шариков к, большем двух, и выполнении условия, аналогичного неравенству (2.14), уравновешивание диска возможно при любом фиксированном положении к — 2 шариков за счет выбора положений двух прочих шариков.
Заметим в заключение, что и в рассматриваемой задаче из общих соотношений § 4 гл. 12, а также § 8 гл. 3 может быть легко получен простой интегральный признак устойчивости (экстремальное свойство) синхронных движении, причем роль потенциальной функции играет функция Лагранжа, соответствующая колебаниям на валу полностью уравновешенного диска, к оси которого присоединены массы шариков; при этом функция Лагранжа вычисляется в порождающем приближении:
D = Л(1) = <(Г(1) - П(1))> =
- <4-м К*Т + (в°>*1 - 4-с [(*■>• + 0/У]- (2.21)
Производя усреднение при учете выражений (2.7) и формул» (4.17) гл. 3, получаем
Сопоставляя этот результат с полученным для задачи о синхронизации вибровозбудителей (см. формулу (5.23) гл. 3), следует иметь в виду, что в рассматриваемом здесь случае по существу имеется как бы к + 1 вибровозбудителей— один неуравновешенный диск и к шариков.
Напомним, что согласно интегральному критерию устойчивые движения соответствуют точкам грубых минимумов функции D; из этого условия, как нетрудно видеть, получаются основные уравнения (2.9), а также и соответствующие условия устойчивости.
Нетрудно заметить, что из сформулированного интегрального критерия устойчивости непосредственно вытекает вывод о само- уравновешивании системы далеко в закритической области, где потенциальной энергией П(1) в выражении (2.21) можно пренебречь по сравнению с кинетической энергией Т{1). Этот вывод вполне согласуется со следствием из интегрального критерия устойчивости в задаче о самосинхронизации вибровозбудителей, изложенным в § 5 и в п. 6 § 14 гл. 3, т. е. с закономерностью, названной нами обобщенным принципом Лаваля.