Сварка в углекислом газе

і

Сварку в углекислом газе производят почти во всех про­странственных положениях. Сварку осуществляют при пи­тании дуги постоянным током обратной полярности. При сварке постоянным током прямой полярности снижается стабильность горения дуги, ухудшается формирование шва и увеличиваются потери электродного металла на угар и разбрызгивание. Однако в этом случае коэффициент на­плавки в 1,6—1,8 раза выше, чем при обратной полярно­сти. Это качество используют при наплавочных работах. Сварку можно производить и на переменном токе при вклю­чении в сварочную цепь осциллятора.

Источниками питания дуги постоянным током служат сварочные выпрямители с жесткой внешней или универ­сальной характеристиками.

Листовой материал из углеродистых и низколегирован­ных сталей успешно сваривают в углекислом газе. Листы толщиной 0,6—1,0 мм сваривают с отбортовкой кромок. Допускается также сварка без отбортовки, но с зазором между кромками не более 0,3—0,5 мм. Листы толщиной 1,0—8,0 мм сваривают без разделки кромок, при этом за­зор между свариваемыми кромками должен быть не более 1 мм. Листы толщиной 8—12 мм сваривают V-образным швом, а при больших толщинах — Х-образным швом. Пе­ред сваркой кромки изделия должны быть тщательно очи­щены от грязи, краски, окислов и окалины.

Наилучшие результаты дает сварка при больших плот­ностях тока, обеспечивающих более устойчивое горение дуги, высокую производительность процесса и снижение потерь металла на разбрызгивание. Для этого при сварке в углекислом газе применяют электродную проволоку диа­метром 0,5—2,0 мм и выполняют сварку при плотности тока не менее 80 А/мм2.

Сварочная проволока применяется из низкоуглероди­стой стали с повышенным содержанием кремния и мар­ганца марок Св-08ГС, Св-08Г2С. Поверхность проволо­ки должна быть чистой от смазки, антикоррозионных по­крытий, ржавчины и загрязнений, нарушающих устой­чивость режима сварки.

Режим сварки выбирается в зависимости от толщины свариваемых кромок или величины катета шва (табл. 29).

Таблица 29

Примерные режимы сварки в углекислом газе угловых швов металлических конструкций

Катет шва, мм

Диаметр

сварочной

проволоки,

мм

Число слоев

Сварочньпн ток, А

Напряжение дуги, В

Вылет элек­трода, мм

Расход газа на один слой, л/с

1,2-2

0,6

1

60-70

18-20

8-10

0,08-0,1

1,2-3

0,8

1

80-120

18-22

8-12

0,1-0,13

2-4

1,2

1

90-180

20-24

10-15

0,13-0,17

5-6

1,6

1

2.30-360

20-35

16-25

0,27-0,3

5-6

2

1

250—380

27-35

20-30

0,27-0,3

7-9

2

1

320—380

30-36

20-30

0,3-0,33

9-11

2

.2

320-380

30-36

20-30

0,3-0,33

11-13

2

3

320-380

30-36

20—30

0,3-0,33

Примечание. При сварке в положениях, отличных от нижнего, диа­метр сварочной проволоки не более 1,4 мм; значения токаи напря­жения дуги минимальные.

Сварочный ток и скорость сварки в значительной сте­пени зависят от размеров разделки свариваемого шва, т. е. от количества наплавляемого металла. Напряжение уста­навливается таким, чтобы получить устойчивый процесс сварки при возможно короткой дуге (1,5—4,0 мм). При боль­шей длине дуги процесс сварки неустойчивый, увеличива­ется разбрызгивание металла, возрастает возможность окис­ления и азотирования наплавляемого металла.

Скорость подачи электродной проволоки зависит от сва­рочного тока и напряжения. Практически она устанавлива­ется так, чтобы процесс протекал устойчиво при вполне удовлетворительном формировании шва и незначительном разбрызгивании металла.

Расход углекислого газа устанавливается так, чтобы обеспечить полную защиту металла шва от воздействия атмосферного воздуха. При сварке толстых изделий сва­рочными токами 500—1000 А" расход газа достигает 15 —20 л/мин.

Расстояние от торца мундштука горелки до сварного соединения должно быть при сварочных токах до 150 А в пределах 7—15 мм, а при токах до 500 А — в пределах 15 —25 мм.

Полуавтоматическую сварку можно вести углом впе­ред, перемещая горелку справа налево, и углом назад, пе­ремещая горелку слева направо. При сварке углом вперед глубина проплавления меньше, наплавляемый валик по­лучается широкий. Такой метод применяют при сварке тон­костенных изделий и при сварке сталей, склонных к обра­зованию закалочных структур. При сварке углом назад глу­бина проплавления больше, а ширина валика несколько уменьшается. Угол наклона горелки относительно верти­кальной оси составляет 5—15°.

Перед началом сварки следует отрегулировать расход углекислого газа и только спустя 30—40 секунд возбудить

дугу и приступить к сварке. Это необходимо, чтобы газ вытеснил воздух из шлангов и каналов сварочной горелки.

Вылет электродной проволоки устанавливается в пре­делах 8—15 мм при диаметре проволоки 0,5—1,2 мм и 15 -^35 мм при диаметре проволоки 1,2—3 мм.

В процессе сварки электроду сообщается такое движе­ние, чтобы получилось хорошее заполнение металлом раз­делки свариваемых кромок и удовлетворительное форми­рование наплавляемого валика. Эти движения аналогичны движениям электрода при ручной дуговой сварке качествен­ными электродами. Рекомендуется для снижения опаснос­ти образования трещин первый слой сваривать при малом сварочном токе. Заканчивать шов следует заполнением кра­тера металлом. Затем Прекращается подача электродной проволоки, и ток выключается. Подача газа на заваренный кратер продолжается до полного затвердевания металла.

При сварке в углекислом газе следует помнить об от­равляющем действии выделяющегося оксида углерода СО. Поэтому при. сварке в резервуарах и закрытых помещениях необходимо иметь хорошую вентиляцию.

Оставить комментарий