Золочение выжженных работ
Для золочения употребляется настоящее сусальное золото.
Порядок работы следующий: прежде всего рисунок наносят карандашом на шлифованную поверхность дощечки, чтобы отделить фон от самого изображения. Затем весь фон два или три раза покрывают шеллачным лаком при помощи кисточки, стараясь не задеть контур рисунка; после легкого загустения последнего слоя лака фон осторожно натирают бронзовым порошком золотистого цвета. Позолота фона производится, когда он еще несколько липок и требует особенной осторожности, так как сусальное золото легко приходит в движение даже от едва заметного дуновения,
легко рвется и улетает. Чтобы предупредить разрыв и слипание, употребляют особую подушку (рис 104), покрытую войлоком и обтянутую замшевой кожей.
Подушка с одной стороны защищена листом твердой бумаги.
Листовое золото наносят полированным тупым ножом на подушку и режут на куски желаемой величины Кусочки золота переносят плоской кистью (рис 105) на фон рисунка и прижимают комочком ваты, осторожно расправляя по всем направлениям Никогда не следует прикасаться к листикам золота голыми пальцами, так как оно будет прилипать; нож также оберегают от захватывания пальцами и часто протирают замшей.
Если при нанесении слоя позолоты кое-где задеты контуры рисунка, это можно легко исправить; стоит только наложить на рисунок кальку с контуром и тогда будет видно, где надо снять излишек золота. Калька с контуром приклеивается воском к верхнему краю дощечки, что дает возможность при золочении не совсем снимать кальку, а только отгибать ее кверху и в случае надобности отогнуть ее так, чтобы рисунок попал на прежнее место. Это позволит избежать перемеще ния кальки по поверхности изделия.
Калька должна быть очень крепкой, поэтому чаще всего пользуются про рачнои пергаментной бумагой или прочной почтовой, которую пропитывают файнолем. Рис 105
Наложив кальку на рисунок-оригинал, на ней очерчивают все детали, нуждающиеся в позолоте. Затем кальку приклеивают одним краем к дощечке и, подложив кусок натертой карандашом бумаги, сверху обводят контуры позолоты агатовым острием Так намечают места для золочения. Когда позолота нанесена, берут агатовую гладилку (лощило), нагревают ее на пламени спиртовки и гладят через кальку. Слишком сильный нагрев гладилки иногда приводит к плавлению лака, отчего золото прилипает еще крепче.
На полученный золотой фон шилом можно нанести разные рисунки.
Выжигание рисунка на открытой части дерева производят обычным способом