ВИЗУАЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
Позиционирование бренда — это в концентрированном виде его суть (т. е. то, что в идеале человек должен думать о бренде), которая доносится до потребителя с помощью всевозможных коммуникативных каналов. Только это невозможно сделать в один прием — позиционирование представляет собой многоэтапный поступательный процесс, во время реализации которого последовательно используются различные виды креатива и контактов с потребителем.
Донесение общей идеи позиционирования перемежается с донесением до потребителя тактических сообщений, к примеру, о рекламных акциях, новых подвидах продукта, новых местах продаж и т. п. Важно, чтобы тактические сообщения лежали в русле общей стратегии. Тогда, решая местные задачи, коммуникация многократно повышает усвоение потребителем общего позиционирования бренда.
Обобщенно позиционирование складывается из следующих блоков:
а) продуктовый базис (сам продукт, его ценовая категория, специфика регионов продаж, упаковка и т. п.);
б) целевая аудитория (ЦА) бренда;
в) сущность бренда (его ценности, свойства и ключевое послание);
г) стратегия развития бренда.
Стилистика всех видов коммуникаций зависит от целевой аудитории бренда (о чем говорилось в предыдущей главе). В этой же сфере лежит вопрос отражения в нем национальных особенностей (если они есть). Их необходимо учитывать в двух случаях: либо для того, чтобы реализовать концепцию «для своих», т. е. создать своеобразный бренд, отличающийся национально-географическими особенностями, либо потому, что образы, характерные для какой-либо страны, будущие потребители воспринимают как «гарантию качества или привлекательности».
В каждом из случаев визуальные образы радикально различаются: в первом необходимо отражать такие символы, которые понятны людям внутри своей национально-территориальной группы, но непонятны чужакам. В моей практике был случай, когда реклама должна была быть построена на местных диалектах русского языка, причем не на произношении, а именно на местечковых словах. Их достаточно много, мне даже попадался в продаже «Московско-питерский словарь».
Во втором случае речь идет об образах, известных на всей территории распространения будущего бренда.
Чтобы лучше понять, насколько эти ситуации различаются, приведу такой пример, касающийся российских товаров. Для продвижения наших брендов на Западе есть не так много русских символов: Собор Василия Блаженного, Кремль, балалайка, водка, автомат Калашникова, конструктивисты. Когда мы говорим о продвижении бренда внутри страны, то используем не эти, ставшие уже избитыми символы, а другие: малые города, русские просторы и природу, портреты художников и писателей, русский язык и его современные формы или диалекты и т. п.
В зависимости от каналов коммуникации позиционирование бренда реализуется в них в разной степени и разных формах. Обобщенные закономерности представлены в таблице 3.1.
Как позиционирование реализуется в различных типах коммуникации
Таблица 3.1
|
Окончание табл. 3.1
|
Что касается POS, BTL и ATL, то это минимальный уровень отражения позиционирования: сюда относится использование логотипа, а также фирменных цветов бренда. Кроме того, часто вне зависимости от решаемых задач происходит демонстрация упаковки (при ее наличии, разумеется), что работает на ее запоминаемость и повышает шанс покупки продукта.
Центральная задача при разработке визуальных коммуникаций в данной области — найти образные ассоциации со свойствами бренда. Важно избежать однобокости и отражения только одной его характеристики.