Важно дать людям право на ошибну

Может ли хиппи превратиться в топ - менеджера? Легко! Оппозиционный ху­дожник-авангардист Игорь Лутц сейчас

Подпись: JВажно дать людям право на ошибнуПодпись: Игорь Лутц. Родился в 1959 г. в Москве. Окончил художественно-графический факультет МГПИ имени В. И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет). Работал дизайнером, иллюстратором, художест-венным редактором в «Собеседнике», «Литературной газете», «Коммерсанте», «Комсомольской правде». С 1989 г. прошел путь от арт-директора, кре-ативного директора до президента и управляющего творческого директора рекламного агентства BBDO Russia.возглавляет российский офис сетевого рекламного агентства BBDO. При этом он считает, что продолжает заниматься концептуальным искусством, только за гораздо большие деньги.

О компании

На российском рынке группа компаний BBDO Russia работает с 1989 г и к настоящему времени включает в себя два рекламных агентства полного цикла - BBDO Moscow и Instinct, два медий­ных агентства - Media Direction OMD и Media Wise, дизайн-студию Ikon, BBDO Interactive, агентство интегрированных маркетинговых решений Proximity, агентство бизнес-коммуникаций PR Inc., life­style агентство RSVP Среди клиентов группы - Wrigley, PepsiCo, Mars, Frito Lay, «Вимм-Билль-Данн», Avon, Tetra Рак, «Трансмарк» (SAB), ИКЕА, «Би Лайн», Nidan, Альфа-Банк, АвтоВАЗ.

Игорь, как Вы пришли в бизнес?

После пединститута я переквали­фицировался в полиграфиста, работал в различных изданиях и параллельно занимался графи­кой. В 1989 г. меня познакомили с Брюсом Макдональдсом, кото­рый приехал в Россию откры­вать BBDO Moscow. Его малень­кий офис располагался в гости­нице «Украина», в котором рабо­тало всего несколько человек. Брюс приехал ко мне за российс­ким искусством. Он ничего не купил, зато предложил сотруд­
ничество. Я сделал несколько мелких заказов, втянулся и увлек­ся. На первом этапе очень помог мой богатый дизайнерский и і юл 11 графі і ческ ий он ыт.

Большинство из тех, кто се­годня стоит у руля рекламного бизнеса в России, вынуждены были постигать ремесло на практике. Что, на Ваш взгляд, требуется, чтобы стать настоящим профессионалом в рекламе?

Нужно приобрести хорошее базовое образование, не важно

какое: журналистское, художест­венное, психологическое, социо­логическое или филологическое. Акадс ми чес к (>е < >бразов ан и е формирует систему мышления, дает навыки работы с информа­цией. Имея прочную основу, можно двигаться дальше — полу­чать специализированное. Луч­ше на Западе, где уже сформиро­вана рекламная школа.

Сегодня в нашей индустрии спрос превышает предложение. Рынок требует высококвалифи­цированных специалистов, кото­рых единицы. В нашем агентстве работают одни из лучших людей на рынке, но ресурсов по-преж­нему не хватает. Это связано с быстрым ростом и развитием агентства и нашими амбициозны­ми планами на ближайшее время. Например, только за последние два года наш штат вырос вдвое.

Как Вы искали сотрудников?

Многие ключевые люди выросли и продвинулись в нашем агентст­ве. Мы ищем любые возможнос­
ти развивать наших специалис­тов и инвестируем в это средства и время. Плюс мы находимся в постоянном поиске перспек­тивных и интересных людей, которые разделяют наши цен­ности и амбиции. При этом мы против одной только материаль­ной мотивации и завышенных зарплат. Вознаграждение должно быть адекватно знаниям, опыту и профессионализму. Перемани­вать людей деньгами — означает формировать штат нелояльных специалистов, которые, скорее всего, нс задержатся у вас надо­лго. Мы же стремимся формиро - вать коллектив единомышленни­ков. Поэтому v нас остаются те, кто кроме денег хочет увлека­тельной работы, контактов с интересными и яркими людь­ми, профессионального роста. Нам нужны энтузиасты.

Как Вы распознаете «своего» кандидата?

Это видно по глазам, по тому, что и как кандидат говорит.

У человека должен быть хоро­ший «багаж», например, качест­венное образование, опыт рабо­ты, интересные проекты. При этом важно огромное желание работать в нашей индустрии и амбиции стать лучшим в своей профессии. Мы, как правило, берем людей не за то, кем они являются, а за то, кем они мо­гут стать. Наша задача — оце­нить их потенциал и дать им возможность максимально рас­крыть свои таланты. Важно, чтобы от работы люди получа­ли моральное удовлетворение. Компания растет и развивается вместе со своими сотрудника­ми. И люди — это наш основной ресурс.

Кстати, среди кандидатов, которых мы просматриваем, много людей с «тяжелым агент­ским прошлым». При всем сво­ем обширном опыте они имеют нс порчен ные пре дставл е ни я о реальности, неадекватную самооценку и сомнительную мотива цию.

Это что же — своеобразные издержки производства?

Бывает, даже опытный специа­лист, пройдя через «руки» неко­торых клиентов, «ломается» и начинает бояться «креати - вить». Его первое инстинктив­ное движение — сделать «как надо». А суть креатива — сделать по-новому. У такого человека выработался условный рефлекс, как у собаки, которая в ответ на звонок прячется в будку, вместо того, чтобы гавкать. Так вот, креативщик должен «гавкать».

Как переубедить заказчика, у которого свое видение рекламы?

Это вопрос взаимопонимания и доверия, что рождается в совмес­тной работе. Идеальные отноше­ния — большая редкость, но гло­бальных расхождений у нас с клиентами нет. Они осознают, что для успеха их бизнеса нужна яркая, креативная реклама. Просто агентство и клиент иног­да понимают это по-разному.

При этом если агентство четко представляет задачи клиента, досконально разбирается в про­блеме и ясно аргументирует свое предложение, как правило, кли­ента удается убедить.

Работа, помимо денег, должна приносить удовольствие и эмо­циональную отдачу. Поэтому нам хотелось бы работать с теми, у кого такой же «драйв», интерес и такой же уровень понимания задач и возможностей рекламы, как v нас.

Вы стали президентом агент­ства, одновременно оставаясь его же управляющим творчес­ким директором. Как Вам уда­ется совмещать обязанности? Президентство — участие в раз­работке идеологии агентства, а работа управляющего творчес­кого директора — реализация этой идеологии в деятельности агентства, его отделов и его проектах. Одно дополняет дру­гое. Идеология должна четко соотноситься с бизнес-моделью
агентства, с тем, как оно функ­ционирует.

Творческий коллектив отли­чается от других рабочих кол­лективов. Как им руководить?

Большею агентство — это не толь­ко творческий коллектив, но и бизнес-машина. К сожалению, в управлении творческими людьми сложно действовать раї и «опальны­ми методами. «Творцов» интересу­ет не только бизнес, но и возмож­ность реализации их потенциала. Люди должны найти применение своей «креативной» энергии в решении именно бизнес-задач.

Свою роль я вижу в правиль­ном подборе сотрудников. Дру­гая моя задача — обучение со­трудников, развитие их профес­сиональных навыков. Человек, который хочет сделать у нас карьеру, должен быть очень мо­тивирован на самореализацию, стремление стать лучшим профес­сионалом. Еще одна моя задача — формирование творческого кол­лектива. Это значит — научить

творческих людей работать в команде, и чтобы каждый при этом сохранил свою яркую пндн - в иду ал ьн ость. Потен ц на л ь н () болышінство людей талантливы, но социум сильно ограничивает этот потенциал. Акт творчест­ва — это всегда нарушение гра­ниц, всегда риск, всегда возмож­ность провала. Поэтому задача креативного агентства — созда­ние такой атмосферы, где сотруд­ник не боится высказывать са­мые «бредовые» идеи, не боится показаться смешным, не боится ошибаться. Потому что без оши - бок нет нового опыта, нет разви­тия. Дія того чтобы агентство двигалось вперед, очень важно дать людям право на творчество и право на ошибку.

Когда-то, еще будучи арт-ди - ректором агентства, Вы сами вызвались занять освободив­шуюся позицию креативного директора. Теперь Вы — пре­зидент агентства BBDO Russia. То, что Вы оказывае­
тесь в нужное время в нуж­ном месте, — это расчет или интуиция?

Я не прилагаю к этому особых усилий, все происходит само собой. Часто люди слишком за­циклены на себе и видят только то, что хотят видеть. Работа кре­ативного директора научила меня быть восприимчивым не только к своим, но и к чужим идеям и к миру вокруг меня.

А когда ты открыт миру, мир открывается тебе навстречу. Открытость к тем возможнос­тям, которые возникают в жиз­ни, помогает мне быть в нужном месте в нужное время.

И все же не возникало ли у Вас сомнений: «А смогу ли я?» — когда руководство в 2000 г. предложило Вам воз­главить московское отделе­ние фирмы?

Меня как человека ленивого путал не факт президентства, а дополнительная нагрузка, обя­зательства перед большим кол-

лективом. Но нс зря говорят — «глаза боятся, а руки делают». Мне очень помогло то, что мое назначение совпало с кризисом. Тогда было необходимо предпри­нимать конкретные шаги, чтобы компания выстояла, чтобы люди сохранили работ); а переживать по этому поводу было просто некогда. Когда на корабле шторм, некогда размышлять, стоит ли браться за штурвал, красиво ты рулишь или нет. Нужно просто рулить.

Что Вас интересует, кроме работы?

Многое. Вообще, я человек лю­бознательный. Очень люблю книги — по психологии, социоло­гии, теории менеджмента, орга­низации творческого процесса.

В нашей профессии новые зна­ния никогда не бывают лишни­ми. Кроме книг, увлекаюсь спор­том. Мне кажется, гармония нашей жизни очень сильно зави­сит от нашего умения гармонич­но пребывать в своем теле.

Дія меня пословица «в здоровом теле здоровый дух» наполнена

глубок 11 м см ы слом.

/

Вы считаете, что менедж­мент — это творческая мате­рия?

Все может быть творческой ма­терией. Творчество — это не просто единичный акт, это стиль жизни, способ взаимо­действия с окружающим миром.

Как бы Вы сформулировали успех? Из чего он складыва­ется?

Мой принцип в том, чтобы де­лать то, во что веришь и чем занимаешься с удовольствием. При этом надо быть сфокусиро­ванным на конкретной цели и не терять эту цель по ходу движе­ния к ней. Но в то же время надо быть достаточно расслабленным, чтобы не пренебрегать другими возможностями. Не обязательно биться головой о стену: часто к той же цели можно прийти по - другому. Человек предполагает,

а Господь располагает. Надо дать ему шанс помочь тебе. Если люди слишком агрессивно пре­следуют свои интересы, они «зашорены» — не видят и не слы­шат ничего вокруг. Как говорит мой тренер но тай-цзы, «двигай­ся спокойно и мощно, как океан­ская волна».

Я по натуре не карьерист, но всегда стремился максимально реализовать себя. Меня мало волнуют должности и то, как они называются — «президент», «старший президент» или «са­мый главный президент». Гораз­
до важней любых титулов качест­во моей деятельности — то, как я проживаю свой день, что я делаю, с кем общаюсь, что узнаю. Конечно, как человека нормаль­ного меня интересует, сколько я за это получаю. Но обязательно должен быть правильный баланс между эмоциональной и матери­альной сторонами. Я не готов даже за очень большие деньги заниматься неинтересной рабо­той, которая меня разрушает.

Ольга Шугаи

Комментарии закрыты.