Трудовая этика

Капитализм и христианство взаимосвязаны. Мы никогда не узнали бы капитализма в том виде, в котором мы знаем его сегодня, не будь протестантской революции, которая создала новую трудовую этику. Мартин Лютер сказал, что мы должны молиться и работать - ога ЬЬога на латыни. Работа сама по себе стала благом, данью почтенья, средством, укрепляющим дух и воспитывающим покорность.

Отсюда вывод: характер выполняемой работы не так уж важен. Ра­бота - благо. И даже если вы работаете по 12 часов у станка, выполняя однообразные движения, работа все равно благо. Сам факт выполне­ния работы - благо, и, следовательно, вы и хотите работать и должны работать. Эдикт Лютера породил поколения и поколения людей, же­лающих работать без какого-либо принуждения. Они хотели работать, потому что работа была путем к совершенствованию.

В других частях земного шара системы ценностей зачастую нахо­дятся в конфликте с западными концепциями. Работа являлась точкой опоры Западного мира, основой нашего индустриального превосход­ства, а Восток породил своего собственного Лютера - Конфуция. Лютер воспел работу, Конфуций воспел мудрость. В Юго-Восточной Азии многие люди начинают копить на образование для своих детей еще до того, как они встретят кого-нибудь, на ком они хотели бы жениться или за кого хотели бы выйти замуж. На Востоке мудрость - это все.

Многие представители восточной экономики верят как в Будду, так и в Конфуция. Буддизм утверждает солидарность всех по горизонтали, Конфуций пропагандирует субординацию по вертикали. То, что для многих людей на Западе кажется классическим оксюмороном[42], пара­доксом - быть одновременно по вертикали и по горизонтали, - для лю­дей Востока самая естественная вещь в мире. Добавьте сюда капитализм, чтобы придать процессу некоторую направленность, и вы получите без­жалостную машину, летящую вперед со скоростью света. Добавьте сюда коммунизм, и у вас будет безжалостная машина другого рода, и на свете есть немало людей, которые с готовностью подтвердят этот факт.

Ценности бывают разные. Китайская экономика построена на принципе доверия - гуанкси. Это сильный и недорогой заменитель договоров и юристов. Этот принцип используется китайцами и за пре­делами страны, когда они стараются сотрудничать друг с другом, где бы они ни оказались. Они образуют глобальную сеть, в которой зна­ния и капитал, товары и услуги перемещаются совершенно свободно. Сколько бы вы смогли заработать, не будь у вас ваших связей? А если бы речь шла о доверии, скольким коллегам, поставщикам или поку­пателям вы могли бы довериться?

Ценности бывают разные. В Японии роботов называют именами известных исполнителей. Кто из вас работает на станке АВВ по имени Мадонна? В Японии профсоюзы организовывают забастовку, которая длится один час и проводится во время обеда26. Если компания - это семья, цели работодателя и рабочего совпадают. Именно поэтому за­бастовка в рабочее время была бы непродуктивна, она означала бы протест против самих себя.

Ценности бывают разные. Возьмем, к примеру, Рождество. Не­сколько лет назад, до триумфального прибытия Tamagotchi, Teletubbies и Furbee[43], один из нас посетил датского производителя игрушек Lego. Совершенно очевидно, что Lego очень интересует, что хотят дети на Рождество, поэтому они провели обширное исследование рынка для

Комментарии закрыты.