Стратегические направления атаки
Каждая из рассматриваемых линий является, в сущности, самостоятельной «ударной» коммуникационной стратегией; в одних случаях используется что-то одно, в масштабных корпоративных войнах между крупными структурами может быть задействован полный комплекс.
Линия по дискредитации персональной репутации руководителей
В числе репутационных «колонн», на которые опирается бизнес, известность руководителей — одна из ключевых. Помимо того что это самое чувствительное место в имидже структуры, куда целят рейдеры и конкуренты для расшатывания бизнеса, информационный прессинг в отношении первых лиц проводится для того, чтобы побудить их к нужным решениям. Например, к уступкам в процессе торга, к отказу от сделки, от претензий на тот или иной актив.
Как правило, в самом начале удар по репутации бизнесменов наносится посредством мероприятий в СМИ, где первый шаг — инициирование негативных публикаций. Проводится медиааудит, выявляются слабые стороны в персональной истории бизнесмена. Медиааудит подразумевает мониторинг прессы и поиск уже «засвеченных» в СМИ сюжетов, которые могут стать основой для новых материалов. Для черных пиарщиков достаточно отправной точки в виде какого-то негативного факта, чтобы на этом построить компрометирующий материал, домыслив все остальное.
В зависимости от конечных целей заказчика атаки возможна высокая вариативность задач. Например, в распространенных ситуациях корпоративного конфликта вокруг актива дискредитирующие публикации могут быть на начальном этапе сигналом о начале войны и о возможных последствиях, чтобы другая сторона отступилась или стала «сговорчивее» в процессе торга. Здесь уместно привести цитату из интервью так называемого черного пиарщика (дословно)[46]: «Главное, чтобы бизнесмен испугался, что если это дойдет слишком далеко, то репутация будет настолько испорчена, что придется заботиться не об этих потерях, а о более серьезных. Выявляются болевые места, с какими темами он ассоциируется и где у него проблема. Если он молод и красив и до сих пор холост — понятно, что использовать: или девушек, или мальчиков (“Почему он холост?”— “Ну, мальчики у него”). Если у него есть какие-то предприятия и много кредитов, соотношение которых к обороту его активов пугающее, можно ударить риском невозврата: нет
стабильности, финансовые потоки сокращаются, продукция этого предприятия не продается. Соответственно, сразу повышаются или закрываются лимиты у банков, увеличиваются процентные ставки, его бизнесу становится плохо».
Для такого рода акций характерно то, что сначала пытаются найти подлинные компрометирующие факты, используя открытые источники. Если ничего не всплывает в прессе, нередко привлекаются базы данных силовых структур, откуда, к сожалению, случаются утечки информации на коммерческой основе. Частота этих утечек позволяет говорить даже о своего рода бизнесе отдельных представителей компетентных органов. В этом случае защищать репутацию сложнее, ведь речь идет об обнародовании подлинных компрометирующих фактов, нередко подкрепленных документами.
В конечном счете если исполнителям атаки не удается ничего найти, все обвинения и факты могут быть полностью вымышленными. Если единичных публикаций для давления оказывается недостаточно, черные пиарщики могут организовать проведение пресс-конференций, закрытых пресс-встреч и других мероприятий для СМИ.
Возьмем пример из жанра «корпоративной прозы». История дискредитации некого сельскохозяйственного предприятия пусть и утрированно, но близко к практике описана в книге «Акционерный капитал» Александра Молотникова, одного из самых талантливых юристов и авторов книг по тематике М&А, с которыми автору доводилось сотрудничать.
«“Таким образом, на первом этапе нам нужно сформировать информационное восприятие объекта со стороны целевых групп... Ну что же, полагаю, чтобы определиться с нашими действиями, необходимо понять, против кого мы собираемся воевать. Либо против самого предприятия, либо против его основного акционера... Наша цель — директор, он же владелец... Цель ясна. Чтобы провести грамотную кампанию, нам необходима базовая информация о директоре. Начиная с его деловой активности и заканчивая личными данными. Исходя из этого и разработаем план мероприятий... Размести, пожалуй, статью пробную на каком-нибудь информационном сайте. Ну, типа аналитическую. Размести что-нибудь ругательное. Напиши, что, скажем, деньги выводит с предприятия, аренду завышает...” Ар-
кадию была вручена тоненькая папочка, в которой тем не менее содержалась довольно занимательная информация. Здесь были сведения и о прежних местах работы директора, и о нынешнем — комбинате. Имелся полный список компаний, в которых в качестве участников фигурировали либо Николай Евгеньевич Курицын (так звали незадачливого директора), либо его родственники. Кое-что посвящалось личной жизни. Оказалось, что начальница планового отдела родила от Николая Евгеньевича сына. Выяснилось, что директор имеет тягу к восточной культуре. Любитель чайных церемоний... В начале девяностых он даже жертвовал на нужды одной полу религиозной японской общины, активно вербовавшей сторонников в России. Правда, в девяносто пятом японские адепты организации разбрызгали отравляющий газ в токийской подземке и благопристойная община превратилась в тоталитарную секту. В общем, папочка была крайне интересной... Итак, фактура для статьи была собрана. Три часа спустя Аркадий уже бодро писал небольшой материал об угрозе для жителей Москвы и прилегающих к ней областей, исходящей от плодоовощного комбината. О том, что руководитель комбината является последователем деструктивной секты (это подтверждалось ксерокопией платежки, по данным которой комбинат перечислял деньги на нужды религиозного объединения). Что в овощи, будто бы для консервации, а на самом деле для зомбирования граждан, добавляется смесь зарина с магниевой кислотой. (Аркадий победоносно улыбнулся, придумав такой устрашающий компот из химических соединений.) Как ни крути, директор по всему выходил злодеем, мечтавшим установить контроль над столицей. Аркадий понимал, что ни один здравомыслящий человек не поверит в эту белиберду, но определенный резонанс все же будет. Хорошая шпилька ждала директора! Как и договаривались, материал вышел через два дня. Аркадий специально ночью залез в Интернет, обратил внимание на заголовок статьи Ювощной яд”, под которым было написано мелким шрифтом: иСектанты посадили Москву на зариновую диету”. Все шло по плану»[47].
А теперь пример из реальной практики — информационная атака на члена Совета Федерации Сергея Пугачева, происходившая в начале 2009 г. По экспертным оценкам, имел место конфликт вокруг земельных активов, в ходе которого конкурирующая сторона провела несколько акций-«сигналов». С их помощью г-ну Пугачеву дали понять, что у него есть уязвимые места, которые противник может использовать, чтобы нанести урон его репутации. Впрочем, в этом кон-
тексте важно, какие именно использовались технологии дискредитации и какие месседжи доносились до целевых аудиторий. Основной посыл заключался в том, что у действующего сенатора может быть «не все в порядке с высшим образованием». Отсутствие подлинного диплома о высшем образовании автоматически ставило под сомнение законность его избрания сенатором от Республики Тыва. Информация об этих фактах, подтвержденная целой папкой с десятком документов МВД и других госорганов, была представлена общественности 11 февраля 2009 г. на пресс-конференции в пресс-центре «АиФ» из уст ряда известных политологов (тех самых лидеров общественного мнения), что подкрепляло весомость обвинений[48]. Надо сказать, что чаще всего большинство спикеров-экспертов на таких мероприятиях отрабатывают гонорар заказчиков, один-два при этом «зазываются» выступить по отвлеченной теме (например, на тему борьбы с коррупцией) и используются помимо их воли как «свадебные генералы». После такого рода публичных обвинений жертве атаки реабилитироваться сложно. Даже при грамотной защите и выигранных в судах последующих исках о защите чести и достоинстве к тому моменту в общественном сознании уже закрепится ярлычок: «А образование-то куплено!»
Другой показательный пример — из области «высоких материй»: дискредитация руководителей творческих союзов. Отметим, что захваты имущества разного рода творческих организаций стали частым явлением. В данном случае региональный союз художников, возглавляемый достаточно известным скульптором, был выбран рейдерами в качестве «цели» из-за ценного объекта стоимостью около $40 млн — на балансе союза находилось 4-этажное здание. Стратегия захвата была простой, многократно обкатанной в отношении такого рода культурных организаций. Рейдеры нашли слабое звено в правлении организаторов, подкупив двух-трех его членов. За условные 30 сребреников коллеги «слили» всю необходимую информацию об организации, хозяйственной деятельности печати. После чего были изготовлены поддельные документы и здание в итоге оказалось многократно перепроданным.
Председатель правления обо всем узнал в тот момент, когда нанятый ЧОП захватил здание и блокировал доступ художников «к станку». Естественно, начались трудная юридическая война, иски и суды. В судах защита была развернута довольно внушительная, а вот PR-война была проиграна. Захватчики эффективно отработали линию по дискредита-
ции главы правления: в СМИ распространялись легенды о том, как художники сдавали здание третьим лицам и получали прибыль вне налогообложения. Как помещения, переданные им государством под художественные мастерские, арендовались под офисы и квартиры. Скульптор попытался заручиться поддержкой Зураба Церетели, но этим действия в публичном пространстве и ограничились: правление приняло решение не распылять ресурсы и сосредоточиться на судах.
Свои сомнительные действия рейдерам сложно было обосновать чем-либо, главное было выиграть время, чтобы здание успело перейти к «добросовестному» приобретателю. Но вот дискредитировать лидера защиты им вполне удалось. В итоге последовали достаточно противоречивые решения суда, и после полугода тяжб была поставлена финальная точка — и не в пользу творчества. Могло ли быть иначе? Да, сценарий мог быть иным. В той самой точке, когда был осуществлен захват здания, глава правления мог решиться на активную «защиту оглаской». Сама творческая организация в силу своего статуса и известности имен своих членов изначально находилась в выигрышной ситуации в плане PR. Более того, это был единственно возможный путь спасения. Через каналы союза можно было мобилизовать членов на защиту мастерских (в частности, устроить акции протеста с освещением в СМИ, пресс-конференции). Можно было попытаться получить политическую поддержку известных деятелей культуры, через них — привлечь внимание федеральных органов власти, а затем уже губернатора региона.