ШЛИФОВКА И ПОЛИРОВАНИЕ ИНКРУСТАЦИЙ И МОЗАИК
После наклейки мозаик и инкрустаций на обвяз некоторые вставки выступают наружу, а другие оказываются как бы вдавленными; между тем, изящество работы требует совершенной гладкости и красивого лоска Кроме того, волокна дерева в шашках мозаик и частицах инкрустации часто перекрещиваются. Добавим еще, что натуральный цвет дерева или его окраска при окончательной отделке и полировке нисколько не должны пострадать. Все это требует применения иных способов шлифовки и полировки, в отличие от тех, что употребляются в столярном деле.
Мы уже упоминали, что для мозаик лучше употреблять одну породу дерева, окрашенную в разные цвета. При этом имелось в виду облегчение шлифовки. Но уже при инкрустации вы встретитесь с самым разнообразным по твердости и цвету деревом. Конечно, если представляется возможность более удачного подбора дерева, то этим надо пользоваться
Фуговка. Прежде всего на поверхности мозаики и инкрустации надо уничтожить все шероховатости. С этой целью ее строгают маленьким американским рубаночком (рис. 75) с хорошо закрепленным одинарным или двойным железком или же горбачом (рис. 76), если поверхность вогнутая или выпуклая, (низ mn горбача сделан из стальной гибкой пластины, крутизну выгиба можно устанавливать вращением го-
Рис. 75-76 |
ловки винта а: выгиб пластины mn может быть сделан и в обратную сторону, тогда горбачом будет легко строгать выпуклые поверхности, например, круглые подстолья).
При строгании дорожить временем не приходится, поэтому выпуск железка делают самый незначительный, чтобы получалась тончайшая стружка; если заберете стружку потолще, невзначай можно выдернуть шашки мозаики. Такая обстружка называется фугованием или фуговкой. Вслед за фугованием молено приступить к вставкам из металла, кости, перламутра, а также к заправкам жилок. Все вставки и прожилки также могут выступать буграми на поверхности инкрустации или мозаики, но их уже заравнивают личными подпилками.
Наждачная шкурка и стеклянная бумага. Если для инкрустаций используются твердые породы дерева, то предпочтительнее употреблять наждачную шкурку, но только не на полотне, а обязательно на бумаге. ' Шкурка продается листами и пачками по номерам в зависимости от величины зерна. Есть шкурки крупнозернистые, которые дерут поверхность дерева, как подпилки. Средние (эти нам и нужны) и мелкозернистые, которые могут залоснить и загрязнить поверхность отделившимися и застрявшими в дереве зернышками наждака.
Стеклянная бумага удобнее для мозаики; она тоже бывает различных номеров в зависимости от величины зерен стекла. Пользуются как средними,
так и мелкозернистыми шкурками, не боясь загрязнить дерепо.
Металлические вставки шлифуются шкурками еще до вклейки их на место.
Если взять кусок шкурки в руки и натирать ею инкрустацию, то более мягкие вставки будут вытерты глубже твердых, которые выступят на гладкой поверхности буграми. Работа будет до известной степени испорчена. Чтобы избежать этого, шкурки следует наклеивать на гладкие деревянные или металлические пластинки и натирать ими всю поверхность инкрустации широкими прямыми ходами вдоль волокон фонового дерева, то есть вдоль однородной поверхности частей инкрустации.
Шкурками чистят преимущественно насухо, изредка с постным маслом, если породы дерева это допускают. Масло несколько затемняет светлые породы и портит костяные вставки. Проще производить шлифовку со свечным салом, но лучше всего фуговать чисто, чтобы не пользоваться ни крупно-, ни мелкозернистой наждачной шкуркой.
Пеласг. Продается кусками и в порошке. Пемзой шлифуют после шкурок.
Шлифовка мозаик и инкрустаций производится только кусками пемзы. Если представится возможность, то надо приобрести искусственные куски пемзы, так как они не содержат песчинок и твердых зерен. Можно пользоваться и натуральной пемзой, особенно если куски ее крупные, белого цвета и легкие. Кусок пемзы распиливают столярной пилой пополам, затем смачивают водой и трут распилом о распил с целью выровнять их поверхности. Вы заметите, что натуральная пемза — неравномерной плотности и имеет внутри твердые зерна, которые надо удалить шилом. После этого притирку с водой продолжают и только убедившись в совершенной гладкости и чистоте поверхности распила, можно приступать к шлифовке инкрустаций
Кусками пемзы нельзя нілифовать насухо, а непременно со смазкой. Для этой цели можно пользоваться:
1) льняным маслом, если не требуется сохранить естественный цвет дерева;
2) свиным или свечным салом, если дерево крашеное или белое;
3) льняным маслом в смеси со скипидаром, если в инкрустации имеются металлические вставки;
4) водой, если дерево мягкое и белое и его цвет требуется сохранить, или если дерево окрашено в яркие цвета, как это имеет место в мозаике. Шлифовка с водой требует большой осторожности, чтобы не отмочить частиц инкрустации и мозаики.
Относительно льняного масла следует заметить, что оно должно быть как можно чище и белее. Отбелить его не так уж трудно, опустив несколько кусков жженой корки черного хлеба или костяного угля. Продержав масло дня три на солнце, его процеживают сквозь холщевую тряпочку и используют в работе.
Предложим еще один способ отбеливания, несколько хлопотный, но дающий лучшие результаты при полировке и шлифовке. 800 г очищенного железного купороса растворяют в 1,4 л кипяченой воды и в полученный раствор вливают 800 г сырого льняного масла. Смесь в течение полутора месяцев держат на солнечном свету, а летом ставят на припек и несколько раз в день сильно взбалтывают. Затем, когда убедятся, что масло отбелилось окончательно, его осторожно сливают с купоросного раствора и хранят до употребления. Масло получается белое, светлое, чистое и быстро сохнущее.
После шлифовки с поверхности инкрустации надо удалить остатки жира Для этого. изделие вначале натирают стружками или опилками, а потом чистят меловым порошком или трепелом, которыми густо припорашивают кусок мягкого войлока (кошмы). Чем тщательнее удаен жир (или масло), тем удачнее выйдет полировка
Хвощ. Для металлических, перламутровых и костяных вставок инкрустаций, а также для более твердых пород дерева, особенно палисандра и эбена, охотно пользуются хвощом. Это всем известное болотное растение. Стебли хвоща, собранного летом, сушат, затем складывают несколько стеблей пучком и трут по вставкам, сильно прижимая пальцами. Несколько стеблей можно распластать продольно и наклеить на кусок бумаги, тогда они не будут сильно крошиться.
Преимущество шлифовки хвощом состоит в том, что на поверхности инкрустации не появятся риски и царапины, и это с избытком вознаграждает хлопоты и сберегает рабочее время.
Особенности работы при шлифовке черного дерева, палисандра, черепахи и кости. После общей шлифовки вставки из названных материалов надо отшлифовать независимо от фона соседней инкрустации
Черное дерево (эбен) после общей чистки наждачной бумагой со свечным салом полируется трепелом в смеси с зеленым мылом Получается красивый матовый блеск. При работе с черным деревом не употребляют ни лака, ни политуры, так как они придают некрасивый зелено-коричневый оттенок черному цвету.
Другой способ отделки состоит в том, что черное дерево вначале чистят хвощом, затем угольным порошком дубового дерева, а под конец натирают опилками самого черного дерева.
Палисандр, баккоут и подобные им твердые пористые породы вначале смазывают разведенным столярным клеем или гуммиарабиком, а после просушки шлифуют пемзовым порошком с водой и завершают натиранием куском войлока с трепелом.
Особенность окончательной отделки палисандра состоит в том, что после трепела его полируют чистым безводным спиртом, который растворяет смолистые вещества дерева и они откладываются на поверхности лоснящимся слоелл.
Черепаха чистится вначале пемзой с водой, а затем зеленым мылом с трепелом, которые наносят тонким слоем на кусок кожи.
Слоновая и простая кость после предварительной шлифовки сырым пемзовым порошком полируется отмученным меловым порошком и костяной пылью.
Вместо костяной пыли можно употреблять каменную — из гоша, так называется особый вид аебастра Полирование. Прежде чем приступить к полированию, надо внимательно осмотреть и подготовить поверхность инкрустации.
При осмотре могут найтись маленькие отверстия, когда-то высверленные для пропуска пилочек, случайные трещины в самом дереве и щели от неаккуратной подгонки частей инкрустации. Их надо заделать. Подобного рода изъяны проще всего замазать сплавом воска с мелом, если дерево светлое. Если дерево темного цвета, к мелу можно добавить сухую краску.
Очень часто крупные щели и отверстия сучков заполняют густой кашицей из столярного клея и деревянных опилок. Этот способ бесспорно хорош, но требует долгой просушки (несколько дней), поэтому чаще прибегают к другому способу, более сложному. Берут небольшое количество копалового лака и, слегка подогрев его в жестянке, наполненной сухим раскаленным песком, подмешивают сандарак и опилки того дерева, для которого готовится замазка Когда вся смесь приобретет густоту теста, ею можно свободно замазывать все щели и изъяны дерева Просушка требует не более двух-трех часов.
После заделок дерево чистят мельчайшей наждачной бумагой и, если потребуется, производят дополнительную шлифовку.
Если дерево пористое (дуб, орех), то все поры надо заделать. Для этого поверхность изделия покрывают слоем сандарачного лака и заново шлифуют. Иногда эту операцию приходится повторять два-три раза
Только что описанный способ заделывания пор дерева не всегда достигает цели, так как во время нанесения политуры часть сандарака растворяется, и поры выступают на поверхности в виде маленьких продолговатых углублений, на которые при крупных инкрустациях можно не обращать внимания, тем более, что они не портят вида работы. Другое дело, если полируются мелкие мозаики. Тут малейшая неровность вредит общему впечатлению от рисунка, поэтому для заделывания пор пользуются другим составом; смешивают 1 весовую часть сернокислого бария с таким же количеством пшеничного крахмала и 1 весовой частью сиккатива — получится густое тягучее тесто; его разжижают терпентинным маслом до густоты обыкновенной масляной краски. Этот состав наносят на поверхность мозаики при помощи твердой щетинной кисти, дают ему несколько подсохнуть, а затем сильно втирают его куском пробки, пока он не заполнит целиком поры дерева.
После этого поверхность мозаики надо вытереть полотняной тряпочкой и оставить на сутки в покое для окончательного высушивания. Затем всю поверхность мозаики вторично шлифуют наждачной шкуркой, пемзой и т. д., вообще повторяют шлифовку в порядке, указанном в начале этой главы, и приступают к покрытию политурой.
От хорошей полировки требуется стеклянистый лоск, прочность и чистота. Вначале эти качества легко достижимы, но они могут оказаться непостоянными, что зависит от неумеренного употребления постного масла или плохого качества политуры, а также от недостаточной просушки фанерок после их окрашивания. Если хотя бы одна из указанных причин имеет место, то вскоре на полированной поверхности появятся тусклые и белесые пятна, а чаще всего матовые жилки вдоль слоев дерева.
Предположим, что недостатки отсутствуют и опишем общие приемы полировки.
Прежде всего надо следить, чтобы помещение, где производят полировку, было достаточно теплым —
Рис. 77-78
градусов 20. Берут большой ком чистой ваты или кусок шерстяного чулка и плотно уминают их пальцами — получится так называемый тампон (рис. 77 — 78). С одной стороны тампон пропитывают небольшим количеством политуры; а сверху выпускают несколько капель отбеленного льняного масла и разравнивают его указательным пальцем. Затем тампон обертывают тонкой чистой холстинкой и начинают натирать им поверхность инкрустации, слегка нажимая, но ни на мгновение не останавливая круговых движений руки.
Вся премудрость полировки состоит именно в том, чтобы работать тампоном на обрабатываемой поверхности быстро и не останавливаться. Малейшая остановка вызовет залипание политуры под тампоном в виде бугорков, которые молено уничтожить только вторичной шлифовкой, а это потребует много времени и хлопот и, естественно, надо следить, чтобы натирание политурой было равномерным по всей поверхности. Через некоторое время тампон начинает скользить с некоторым усилием; это говорит о том, что его надо пропитать свежей порцией политуры и масла Надо стремиться к наименьшему употреблению масла, так как от его излишка страдает прочность полировки. Если время терпит, то полировку делают в два-три приема с суточными перерывами, что окажет благотворное влияние на прочность и силу воска
Полировка инкрустации, в состав которой входят шашки из каменных пластинок, требует особых приемов, а именно: инкрустации предварительно шлифуются пемзой с водой, а затем жженой пемзой с терпентинным маслом.
Полученную после шлифовки грязь стирают мягкой тряпочкой и полируют шеллачной политурой без масла.
Инкрустация и мозаика с перламутровыми вставками после чистки сухим хвогцом шлифуется пемзовой пудрой со скипидаром. После просушки их полируют вначале без масла, а потом, когда слой политуры будет уже достаточно толстым, можно употребить и масло, но в очень незначительном количестве.
1) полировать необходимо в теплом, сухом и непыльном помещении,
2) крепость политуры должна строго соответствовать твердости и породе дерева. Твердые породы и плотные сорта дерева требуют слабой, то есть разбавленной спиртом, политуры, а мягкие и рыхлые — самой крепкой;
3) перед полировкой поверхность изделия надо просушивать подольше;
4) свечное сало придает полировке большую степень прочности, но вместе с тем лишает сильного лоска, что при инкрустациях бывает даже лучше.