Серая, бурая и желтоватая керамика


Различные оттенки серого цвета (обычно пепельного и зеленовато-серого) и бурая и желтоватая окраска некоторых древнеегипетских горшков объясняются употреблением особого рода глины (коричневато-серого цвета), почти совершенно не содержащей органических веществ (которые бывают темного цвета и при прокаливании, если не выгорают полностью, темнеют еще больше). В таких глинах, хотя они и содержат соединения железа, имеется также значительное количество карбоната кальция, и только они при сильном прокаливании становятся зеленовато-серыми, хотя при легком обжиге они часто приобретают слегка красноватый оттенок. Это является полной противоположностью тому, что можно было бы ожидать, и тому, что происходит со многими глинами, которые обычно в более сильном жару дают более красную керамику. К этому типу принадлежат глины из Кена и Балласа, из которых изготовляются современные «куллехи» и «балласы»[4546]. У серых, бурых и желтоватых гончарных изделий изредка в середине стенки сосуда можно видеть темный слой; причина этого та же, что и в красной керамике, а именно — обугливание содержащегося в глине органического вещества.