ПЕРЛАМУТР

Кроме кости, из материалов животного происхожде­ния употребляются только перламутровые раковины и панцирь черепахи. Особое внимание обратим на перламутр, он требует своеобразных способов обработки.

Есть несколько видов перламутра Дадим их описа­ние, чтобы можно было выбрать тот сорт, какой нужен.

a) Белый перламутр встречается в больших (до 17,8 см) очень толстых раковинах; красотой не отлича­ется, но удобен для окраски.

b) Самоцветный перламутр встречается в неболь­ших тонких раковинах и ценится дороже. Именно этот вид наиболее подходит для инкрустации Он дает чудные радужные переливы самых чистых цветов.

c) Черный перламутр можно рассматривать как редкую разновидность самоцветного, которая ценится очень высоко и применяется в ювелирном деле

Современные покупатели требуют главным образом неестественного цвета поэтому мы должны указать на способы окраски перламутра

Отделка перламутра. Раковины всех сортов перламут­ра снаружи всегда бывают корявые, а изнутри гладкие; первое не должно вас смущать. Их распиливают мелкозу­быми пилами, какие употребляются для резания металла, а затем обрабатывают подпилками, сначала средними, а потом личными. Так вырезаются мозаичные шашки. Их шлифуют наждачными подпилками, потом трепелом с во­дой. Полировка и лоск придаются перламутру натиранием разбавленной серной кислотои при помощи полотняной тряпочки или, что еще лучше, старой перчаточной замши.

Клей для перламутра Для приклеивания перламут­ра к дереву употребляется особый состав клея, который можно приготовить самостоятельно:

a) 2 весовые части рыбьего клея в течение суток размачивают в 16 весовых частях воды и полученный раствор наполовину выпаривают на легком огне; после этого добавляют 8 весовых частей крепкого этилового спирта и процеживают сквозь полотняную тряпку. Не дожидаясь, пока эта смесь остынет, подливают в нее одну весовую часть мастики в 6 весовых частях спирта, а также подсыпают 0,5 весовой части мелко истолчен­ного нашатыря. Затем тщательно перемешивают до получения однородной массы. Предназначенные к на­клеиванию куски перламутра разогревают, смазывают тончайшим слоем клея, просушивают, после чего вто­рично смазывают клеем и наклеивают на место. При этом требуется значительный нажим Этим же клеем можно соединять куски перламутра между собой.

b) 4 весовые части хорошо обожженного кристал­лического алебастра перемешивают с 1 весовой частью гуммиарабика. Перед употреблением смесь разбавляют небольшим количеством воды и полученной массой заполняют ячейки в мозаике, затем накладывают пер­ламутровые шашки и крепко зажимают струбцинка­ми. Просушивают в течение суток в теплом месте

Разумеется, склеиваемые поверхности должны быть очищены от жира, который может появиться при захватах пальцами. Промывка перламутровых шашек уксусом или слабой соляной кислотой очень полезна.

ОКРАСКА ПЕРЛАМУТРА Черные цвета

а) Черный натуральный перламутр имеет густо-се - рыи цвет, на котором наблюдается чудная игра красок. Не удивительно поэтому, что старались подобрать та­кие краски, чтобы ими можно было подделать деше­вый белый перламутр под более ценную породу Опы­ты до известной степени удались. Поступают так:

168

В соляной кислоте растворяют серебро и подливают раствор поваренной соли, пока не перестанет выпадать осадок; затем светлую жидкость сливают и взамен наливают дистиллированную воду до тех пор, пока она окрасится в синий цвет. После этого хлористое серебро прополаскивают на бумажном фильтре, где после от­деления воды оно остается в виде белого порошка; этот порошок пересыпают без предварительного просуши­вания в широкогорлую склянку, куда подливают наша­тырный спирт Рекомендуем добавить такое количе­ство нашатырного спирта, чтобы небольшое количе­ство хлористого серебра осталось нерастворенным; так можно получить насыщенный раствор. Хорошо закупо­ренная склянка должна храниться в темном месте. Если ее оставить открытой хотя бы на короткий срок, то нашатырный спирт испарится и хлористое серебро выпадет в осадок. Изготовленные из белого перламутра мозаичные шашки кладут в эту склянку, встряхивают ее, чтобы перламутровые шашки передвигались, а не покрывали друг друга в одном положении. Для такой окраски потребуется от 1 до 5 суток После этого шашки можно вынуть из раствора, уложить рядышком на фильтровальную бумагу и выставить на солнечный свет; чем дольше они пролежат на свету, тем лучше. От такой обработки на второй или третий день появляет­ся серовато-черная окраска, которая не нарушает игру радужных красок, а даже усиливает ее.

Без прямого воздействия солнечных лучей окраши­вание проходит столь же хорошо, но процесс идет очень медленно. При этом способе окраски полировка перламутра совершенно не страдает или же пострадает в такой ничтожном степени, что при натирании шер­стяной тряпочкой восстановится в прежней силе. Окрашивается перламутр очень глубоко, почти на­сквозь, если шашки будут не толще 8 мм и пролежат в растворе краски около 3 суток. Это очень важно, так как дает возможность производить шлифовку мозаики без малейшего риска.

Густота окраски зависит от продолжительности вы­мачивания в красящем растворе.

Ь) Очень хорошая черная окраска придается перламутру при помощи сернистого серебра следующим образом-, в нашатырном спирте растворяют азотнокислое серебро (ляпис). Полученный раствор разбавляют дождевой водой и кладут в него на несколько дней перламутровые шашки. Затем их вынимают и укладывают в другой неплотно закрывающийся сосуд, куда пускают струю сероводорода, который получают, насыпав в стеклянную реторту сернистое железо и залив его немного разбавленной соляной кислотой. При этом азотнокислое серебро, проникнув в мельчайшие поры перламутра, превратится в сернистое серебро и даст черную окраску. Спустя часов двенадцать перламутровые шашки вынимают и просушивают на воздухе

Коричневый и зеленоватый цвета можно получить при помощи 1 весовой части ляписа, растворенной в 50 весо­вых частях дистиллированной воды. Раствор хранят в темном, недоступном для дневного света месте и при работе пользуются фотографическими лампами с крас­ными или желтыми стеклами. Готовые, но еще не шлифованные мозаичные шашки опускают в раствор на сутки или даже больше, после чего осторожно вынимают, излишку раствора дают стечь и выставляют на солнце Под действием солнечного света состав разлагается, выделяет металлическое серебро в виде мельчайших частиц, кото­рые и окрашивают перламутр. Так же поступают и с дру­гими растворами, содержащими серебряные соли.

Некоторые разновидности перламутра окрашива­ются этим раствором в коричневый цвет, а другие в зеленоватый, но в любом случае блеск и игра цветов приобретают гораздо большую силу.

Серый цвет

а) в 100 весовых частях дистиллированной воды растворяют 3 весовые части ляписа и к полученному раствору добавляют нашатырный спирт, тотчас же об­разуется коричневый осадок. Нашатырный спирт доли­вают при непрерывном помешивании жидкости до тех пор, пока осадок растворится. Полученный раствор употребляют, как описано выше.

б) Раствор азотнокислого серебра нагревают почти до кипения и добавляют к нему соляную кислоту, разведенную равным объемом воды. При этом образует­ся белый осадок хлористого серебра, который при взбалтывании и помешивании жидкости через некото­рое время сбивается в хлопья и оседает на дно. Когда жидкость отстоится, к ней добавляют егце каплю кисло­ты, и если опять будет получаться муть и осадок, это означает, что в первый раз кислоты было налито мало и ее нужно добавить, чтобы выделение осадка прекрати­лось. После этого, помешав жидкость и дав ей отстоять­ся, осторожно сливают ее с осадка, который затем промывают и, сильно взбалтывая с дождевой водой, дают осесть Отстоявшуюся воду сливают, заменяют ее свежей и повторяют это раза два или три. Промытый осадок растворяют в нашатырном спирте (спирт надо подливать понемногу, чтобы его не оказалось больше, чем нужно для полного растворения осадка) и получен­ный раствор употребляют для окраски. До употребления раствор надо хранить в плотно закупоренной склянке.

Серый цвет с фиолетовым отливом. Серебряный раствор для этой краски готовится, как и предыдущий (Ь), но только вместо соляной кислоты употребляют водный раствор бромистого калия или бромистого на­трия. Берут немного азотнокислого серебра, так как образующееся при этом бромистое серебро трудно растворяется в нашатырном спирте. Если серебряной соли взято лшого, то получится слишком много броми­стого серебра и, следовательно, для его растворения потребуется большее количество нашатырного спирта Полученный красильный раствор содержит очень маю серебра и дает только светлые тона окраски. Для усиления густоты цвета окраску надо повторить дваж­ды или трижды.

Коричневый цвет. Нарезанные и отшлифованные мозаичные шашки кладут на сутки в 10%-ый раствор йодистого калия, затем вынимают, сушат па воздухе, и, протерев сухой шерстяной тряпочкой, чтобы удалить с поверхности излишек йодистого калия, погружают на день в 12%-ый раствор азотнокислого серебра По истечении 12 часов шашки вынимают из раствора и выставляют на солнечный свет. Получается очень красивая коричневая окраска

Несмотря на простоту работы, при окраске требует­ся значительный навык, чтобы взять именно то количе­ство ляписа, какое требуется, не больше и не меньше; как избыток, так и недостаток ляписа вызовет нежела­тельную окраску.

Синий цвет. Чтобы перламутр окрасить в синий цвет, его вначале вымачивают в слабом щелоке. Для этого готовят раствор из 1 весовой части поташа в 10 весовых частях дождевой воды при нагреве до 60 С. В полученный раствор бросают нарезанные пер­ламутровые шашки и оставляют в нем приблизительно на 1 час, причем все время поддерживается указанная выше температура После этого перламутр вынимают, промывают большим количеством воды и сушат. Для окрашивания берут 1,5 весовые части анилиновой си­ней, растворенной в 130 весовых частях спирта, или 2 весовые части индигокармина в 40 весовых частях дождевой воды. Можно также смешать 2,5 весовые части мелко измельченного индиго с 20 весовыми час­тями очищенной серной кислоты; раствор держат око­ло 12 часов при температуре 25° С, разводят удесяте­ренным по весу количеством дождевой воды. Получен­ную краску процеживают через сукно. Перламутр жадно впитывает эти растворы (особенно спиртовой) и прокрашивается. Слишком густой раствор делать не следует, так как тогда окраска получится очень темной; надо окрашивать преимущественно слабыми раствора­ми. Когда перламутр вынут из раствора, его моют в чистой воде и высушивают в древесных опилках.

Комментарии закрыты.