ОКРАШИВАНИЕ ДЕРЕВА КАМЕННОУГОЛЬНЫМИ КРАСКАМИ И ХИМИЧЕСКИМИ СОСТАВАМИ

При окрашивании и травлении дерева знаний, как приготовить краски и как ими пропитывать, недоста­точно. Кто желает основательно познакомиться с ис­кусством окрашивания дерева, тому необходимо вы­учиться различать свойства древесных пород, и заме­тить, как та или иная древесная порода воспринимает разные краски, поскольку одна и та же краска разные породы окрашивает различно.

Отмеченная особенность объясняется, разумеется, различными свойствами древесных пород Особое зна­чение имеет наличие в дереве дубильных веществ, дей­ствующих на краски и образующих с ними в волокнах дерева разноцветные отложения. Достаточно будет двух примеров, чтобы уяснить сказанное.

1) Возьмем сосну или еловое дерево, в которых дубильных веществ почти нет, и протравим их раство­ром 5 весовых частей бихромата калия в 100 весовых частях воды. В результате получится сливочно-желтый цвет, очень непрочный и не имеющий никакого прак­тического значения. Если раствором бихромата калия протравим дуб, в котором дубильной кислоты очень много, то получим превосходную желтовато-коричне­вую окраску, довольно стойкую к действию света и воз­духа дубильная кислота в волокнах дубового дерева соединится с проникшим вглубь реактивом и образует коричневую краску, которая отлагается в волокнах дре­весины. Подобное же явление наблюдается при травле­нии бихроматом калия красного дерева и ореха, так как обе породы очень богаты танином (дубильное вещество).

2) Возьмем опять сосну или ель и будем травить их раствором двух весовых частей железного купороса в 100 весовых частях воды. Окрашивания почти не получится Но как только покроем этим расі вором дуб, так на нем появится превосходный светло-серый тон, а если покрыть этой же протравой гладко выструган­ную дубовую доску, то поверхность ее спустя корот­кое время обретет сильный голубовато-серый цвет. Такое действие протравы является результатом соеди­нения железного купороса с дубильной кислотой. Отсюда вполне естественно заключить, что чем боль­ше в дереве содержится дубильной кислоты, тем сильнее тон окраски от действия железно-купоросной протравы.

Твердость и плотность древесины тоже оказывают некоторое влияние на характер и насыщенность окра­ски. В мягкие породы дерева с крупными порами и тонкими волокнами протрава не только проникает глубже, но и цвет окраски получается гуще, чем в твердых, которые такой же протравой окрашиваются слабее.

Отсюда делаем вывод, что твердые породы дерева требуют более крепких протрав.

Кроме того, один и тот же раствор протравы не всегда придает одной и той же породе дерева один­аковую насыщенность окраски Большее или меньшее содержание смолы или сока в дереве во время его вырубки оказывает влияние на способность восприя­тия окрасок

На характер окраски оказывает некоторое влияние возраст дерева и климатические условия, в которых оно выросло. Еще большее значение имеет натуральный цвет дерева, который, как известно, существенно от­личается даже в разных досках дерева одной и той же породы. При окраске (или травлении) он является составляющим того цвета, в какой окрашивается дере­во и это надо принимать во внимание, особенно у свет­лых пород с нежной окраской.

При травлении и окрашивании вследствие большого разнообразия древесных пород и разноцветия одной и той же породы очень трудно угадать, какой тон получится, а тем более ручаться за его оттенок.

Для того, чтобы определить, подходит ли вы­бранный тон окраски для того или другого изделия, надо произвести несколько проб на небольших кусоч­ках дерева, каким будет оклеено данное изделие. При этом можно сколько угодно изменять состав и кре­пость протравы и в результате получить желаемый тон окраски. Конечно, навык и опыт имеют очень важное значение. Результат первой пробы сразу ука­жет, что требуется изменить в составе красящих растворов.

Во многих случаях судить об окончательном тоне окраски тотчас после травления нельзя. Случается, что протрава или краска под действием солнечного света и воздуха медленно видоизменяются и только спустя некоторое время тон окраски устанавливается оконча­тельно. Нередко бывает, что красящий раствор прони­кает в древесину очень медленно; об окончательном тоне окраски можно судить только спустя двое-трое суток.

Протравленное дерево вообще должно пролежать дня три после обработки протравой, чтобы хорошо просохнуть перед окончательной полировкой, лакиро­ванием или вощением

Если в протравленном дереве останутся хотя бы малейшие следы влаги от не успевшей высохнуть про­травы, то впоследствии на обработанной поверхности появятся пятна Вначале пятно будет матовое, то есть исчезнет лоск политуры (или лака), но скоро оно побе­леет и удалить его будет чрезвычайно трудно.

Если для получения нужного цвета требуется нане­сти одну за другой несколько различных протрав, то каждую последующую протраву надо наносить только после полной просушки предыдущей, дя чего потребу­ется суточный перерыв, а то и больше.

Нельзя упускать из виду и то обстоятельство, что далеко не все краски и протравы, употребляемые для окрашивания дерева и дающие отличные резуль­таты, когда они употребляются в отдельности, могут применяться совместно, в виде смеси или поочередно после просушивания предшествующей окраски.

Последнее замечание надо особенно учитывать при окрашивании каменноугольными или анилиновыми красками.

Среди анилиновых красок, пригодных для окраши­вания дерева, различают две разновидности; так на­зываемые кислые краски и гцелонные краски. Обе разновидности относятся одна к другой так, как две поссорившиеся сестры в одной семье: чем дальше держать их одну от другой, тем лучше. Если раствор кислои краски смешать с раствором щелочной, то происходит немедленное выпадение осадка,— раствор мутнеет, тончайший осадок падает на дно сосуда и час­то образуется даже смоловидный закал. Такой тра­вящий раствор применять нельзя. Он будет проникать в поры дерева и в лучшем случае даст очень некрасивую и неровную окраску При изготовлении протрав очень важно, чтобы они в течение долгого времени оста­вались прозрачными

Перед тем, как смешать растворы анилиновых кра­сок, кислые или щелочные свойства которых неизвес­тны, хорошо сделать испытание, произведя пробное смешивание в небольшом пузырьке. Если спустя неко­торое время в смеси появится муть и она не будет полностью прозрачной это послужит признаком что красящее вещество испорчено и выделяется осадок.

Этого осадка нельзя избежать, если даже смешать краски в сухом порошкообразном виде, так как по растворении их в смеси произойдет такое же выпаде­ние осадка как если бы мы смешали эти краски в жидких растворах.

Все эти замечания имеют силу для всех вообще протрав, как растительных, так и анилиновых, но для последних особенно.

Теперь переходим непосредственно к окрашиванию.

Есть два совершенно самостоятельных способа окра­шивания; по первому способу поверхность дерева по­крывают тончайшим слоем красящего состава, более или менее легко стирающегося, а по второму красящее вещество пропитывает тонкий шпон или же проника­ет вглубь настолько, что даже чистка наждачной бума­гой нисколько не вредит делу.

Первый способ имеет в мозаичном деле второсте­пенное значение но при раскрашивании на дереве применяется успешно. Впрочем, и в мозаике требуется иногда усилить окраску, поэтому с этим способом стоит познакомиться.

Второй способ, напротив, является основным как в мозаике, так и в инкрустации. Как выяснится впо­следствии, предпочтительнее пользоваться древесиной разного цвета, но одинакового рисунка, одинаковой твердости и одинаковой трудности обработки, а этому условию может удовлетворить только окрашенная на­сквозь древесина

На шпоне сквозное окрашивание удается лучше. Расскажем о способах окраски, доступных неболь­шим кустарным мастерским.

При окраске можно поступать двояко: или куски шпона класть в водный раствор краски, называемой протравой, и оставлять в нем до тех пор, пока шпон не протравится насквозь, или же травить шпон в кипя­щем растворе краски под небольшим давлением

Первый способ имеет то преимущество, что для него не требуется никаких приспособлении, кроме сосуда для растворения краски и самого раствора, но способ может применяться только для мягких пород дерева. Кроме того, не все краски годятся для окраши­вания холодным способом, к тому же он требует очень много времени

При окрашивании горячими протравами под давле­нием можно пользоваться такими красками, которые при варке не разлагаются и не меняют своего цвета Окрашивание шпона горячим способом удобнее про­изводить на небольших кусках, какие требуются для штучных и мозаичных работ. Для этого необходимо обзавестись небольшим чугунным котлом, внутри эма­лированным, с приворачивающейся крышкой, предо­хранительным клапаном и спускным краном. Что же касается нагревания, то оно может производиться на обыкновенной керосиновой плитке или даже просто в русской печке; керосинка предпочтительнее потому, что ее можно почти без присмотра оставлять на ночь. В котел наливают готовую протраву, кладут на подста­вочки или на сетку нарезанные кусочки шпона, завин­чивают крышку и нагревают протраву до кипения. Когда из предохранительного клапана покажется струйка пара, огонь уменьшают настолько, чтобы выде­ление пара происходило непрерывно, но не усиливалось. Учитывая породу дерева и свойства протравы, кипяче­ние продолжают в течение одного или двух часов.

Время, потраченное на нагрев до кипения, не счита­ется. Затем крышку котла снимают и оценивают сте­пень пропитки; для этого один кусочек шпона режут поперек. Если окраска получилась светлой, то варку продолжают, подливая более крепкий раствор протра­вы, а если дерево пропиталось недостаточно, то подли­вают протраву той же крепости, пополняя испаривше­еся количество. Следует помнить, что сырая древесина всегда темнее, чем после просушивания.

Если дерево протравлено как следует, то все куски шпона вынимают и сушат. Через два дня они готовы к употреблению; их можно строгать, шлифовать, по­лировать и вообще отделывать согласно требованию работы.

Если после просушки окраска оказалась очень свет­лой, то можно повторить варку в более крепкой про­траве. Когда окрашивается шпон, который в натура­льном виде имеет более или менее темный цвет то перед травлением, особенно для получения более не­ясных и чистых оттенков цвета, дерево требуется обяза­тельно отбелить.

Лучше и легче всего отбеливание производится та­ким образом, в плоском сосуде, наподобие железного противня, готовят 1 — 2%-ыи раствор перекиси водо­рода с аммиаком и выдерживают в нем куски шпона до тех пор, пока они не потеряют свои натуральный цвет. После просушки шпон прокрашивается описан­ными выше способами. После отбеливания шпона из груши, клена и других более твердых древесных пород его можно окрашивать в самые нежные тона при помощи следующих красок или красящих смесей, при­чем количество твердых красок различно, но почти никогда не превышает 1 весовой части краски на 400 весовых частей воды. Так, например, 12 г краски растворяют в 5 л воды, а это ведь не многим меньше полуведра! Получается столь крепкая протрава, что ею пользуются редко, а чаще всего берут 1 —2 г краски на ведро воды. Этим объясняется дешевизна протрав при сравнительной дороговизне самих каменноугольных красок.

Синие цвета получаются при помощи метиленовой сини получается красивый, но нестойкий цвет. Для его укрепления дерево после просушки надо вымочить в слабом растворе танина Подчас бывает достаточно покрыть упомяігутьім раствором лишь поверхность дерева

Кроме того, можно употребить нафтоловую синь с примесью нигрозина и получить большую силу окраски.

Фиолетовые цвета дает кислотная фиолетовая; ро­дамин с примесью так называемой зеленой шерстяной.

Если смешивать фиолетовые краски с синими, то можно получить все оттенки синего и фиолетового цвета, какие только пожелаете.

Зеленые цвета дают следующие анилиновые краски: зеленая шерстяная, нептуновая зелень, а также смеси зеленой шерстяной с прочной желтой, оранжевой N, хинолиновой или метаниловой желтой. Все эти краски, несмотря на яркость цвета, все-таки несколько вы­цветают, поэтому предпочтительнее пользоваться ази - новыми красками. С азиновой зеленой нетрудно по­лучить все оттенки зеленого и оливкового цветов, со­единяя ее с не менее прочными красками: оранж GG, тартразином и нигрозином W.

Матовые оливково-зеленые протравы получаются так: вначале дерево травят прочной кассельской корич­невой краской, а когда она высохнет, пропитывают раствором азиновой зеленой или тартразином.

Травление этими красками производится просто и легко.

готовят раствор от 1 до 4 весовых частей краски в 100 весовых частях теплой воды; фильтруют получен­ный раствор через белую суконку, а затем куском дерева пробуют густоту протравы и цвет; добавлением той или другой краски получают желаемый оттенок цвета, а за­тем уже приступают к настоящему травлению путем непродолжительного вымачивания в теплом растворе.

Красные цвета получаются от родаминовой ЕВ, пала - тиновой шарлаховой, а особенно кроцеимовой шарла - ховои, которая не выцветает. Так как эта краска сли­шком ярка, то ее стараются несколько затемнить, под­мешивая незначительное количество азиновой зелени; для получения вишневого цвета добавляют водный рас­твор нигрозина При помощи перечисленных красок можно получать самые разнообразные оттенки, начи­ная от чистого красного цвета, переходя к красно­оранжевым, вишневым, бордо и буро-фасным, каки­ми отличаются натуральная цветная древесина Други­ми словами при помощи этих красок можно травить под красное дерево, под палисандр, под орех и пр.

Оранжевые цвета дают оранжевая N, оранжевая G, и главным образом, флавиген SK, тартразин и оранж GG, как самостоятельно, так и в смеси с красными.

Желтые цвета — хинолиновая желтая, особенно в случаях, если по іему-либо натуральный желтый цвет дерева не удовлетворяет.

При покупке анилиновых красок нужно точно обо­значать их название и указывать, для какой цели поку­паете.

Поверхностное окрашивание каменноугольными красками значительно проще сквозного травления.

Водные растворы красок наносят на поверхность дерева кистью. Повторение окраски для усиления или изменения цвета может быть произведено не раньше полного просушивания предыдущего слоя краски, то есть спустя сутки.

Поверхностные протравы употребляются в основ­ном в виде слабых растворов и чем тверже порода дерева, тем слабее должен быть раствор протравы.

Желательно красить теплыми растворами, особенно если порода дерева твердая. Следует также иметь в ви­ду характер красок При щелочных красках, о которых мы говорили в начале этой статьи, шпон необходимо вымачивать в мыльном растворе: 1 весовая часть мыла на 50 весовых частей воды. Если же краски кислотного характера, то и дерево нуждается в предварительной обработке кислотой, для чего применяется танин. Разу­меется, в том случае, если танина нет в составе древеси­ны, например, в липе. Несмолистое дерево хорошо принимает окрашивание анилиновыми красками. Твердые породы требуют пропитывания мылом, если нужно, чтобы протрава быстро проникла вглубь и легла ровным слоем.

Для поверхностных протрав используют следую­щие краски.

Синие цвета — метиленовая синяя, водная синяя.

Зеленые цвета — ультрамарин, шерстяная синь в чистом виде с добавлением прочной желтой или оранжевой.

фиолетовые цвета — кислотная фиолетовая в чис­том виде или в смеси с родамином; родамин в смеси с шерстяной синей.

Красные цвета дает кошенилевая красная, пунцовая, хлопчато-бумажная шарлаховая, эозин, сафранин, прочная красная.

Коричневые цвета — везувин, а также смеси крас­ных красок с зелеными и отчасти с синими.

Черные цвета получаются при смешении солянокис­лого анилина с двухромовокалиевой солью или хлорис­той медью, то есть при смешении анилиновых красок с металлическими солями.

Комментарии закрыты.