ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О ЛАКАХ

К числу важнейших материалов, применяемых в ма­лярном деле, относятся различные лаки, изготовление которых составляет специальную отрасль заводского производства.

Лаком можно назвать всякое жидкое вещество, оставляющее после высыхания блестящую прозрачную пленку на поверхности покрытого им предмета, поэто­му представление о лаке сводится к понятию о раство­рении какого-либо твердого, нелетучего, прозрачного или полупрозрачного вещества в высыхающей или ле­тучей жидкости. В лаковом производстве такими твер­дыми веществами являются различные смолы, а рас­творителями смол служат различные жидкости, от свойств которых зависят многие свойства лаковых про­дуктов, поэтому лаки получают названия от раствори­телей. Известны лаки масляные, спиртовые, скипидар­ные или эфирные.

Лаковое дело, как фабричное производство, стало известным в Европе только в начале прошлого сто­летия; до этого времени лаки и лакированные изделия ввозились к нам из Китая, Японии, Индии, где лаковое производство, благодаря наличию местных смол, было давно известно, а применение лаков известно тысячу лет. В Европе секрет приготовления лаков приписы­вают немецкому монаху Феофилу, жившему в XII сто­летии. Затем длительное время производство лаков оставалось секретом и велось келейным образом, пока французский химик Шсне в 1803 году не открыл пер­вый в Европе лаковый завод. Только в 1862 году химик Виолет обнародовал свои исследования о лаках, в кото­рых раскрыл состав и свойства лаков. Первые солидные заводы появились в Англии, затем в других государ­ствах Европы; в России начали с производства спирто­вых лаков, а опыты по производству масляных лаков начались в 70-х годах текущего столетия. О развитии нашего лакового производства расскажем в следующей главе, посвященной специальным лакам.

Ценность лаков зависит от их качеств, последние обуславливаются качеством смол и растворителей. Под­бор смол и растворителей при определенном способе их смешения составляет суть лакового производства

Свойства лаков, составляющие их достоинства, долж - н їй отвечать в общих чертах следующим требованиям;

1. лаки должны давать твердую, гладкую, блестящую и ровную поверхность;

2. приставать к поверхности, не лупиться и не да­вать трещин при высыхании;

3. высыхать сравнительно быстро;

4. сохранять твердость и прочность долгое время, даже после потери блеска.

Лаки служат для различных целей и поэтому имеют специальные названия; выбор одной смолы или не­скольких, взятых в известной пропорции для приготов­ления какого-нибудь специального лака, составляет п в настоящее время секрет каждого лакового фабри­канта. Возможность сохранения секрета состава лаков обуславливается тем, что раз мы имеем дело с раство­ром одной или нескольких смол, мы не в состоянии угадать, не имея известного опыта, ни пропорции, ни типа смолы; по высохшему лаковому слою можем судить о твердости или мягкости, хрупкости или гибко­сти растворенных в данном лаке смол. Далее наши сведения не идут, потому что химическая реакция и природа смол, употребляемых в лаковом производ­стве, далеко еще не исследованы.

Чтобы иметь более ясное представление о лаках, производство которых не является предметом нашего изложения, считаю необходимым ознакомление с сы­рыми материалами, составляющими суть лакового де­ла

Услугам лакового фабриканта представляется весьма богатый ассортимент различных смол. Ост-Индия, Вест-Индия, Африка, тропическая Америка доставля­ют их в натуральном виде на европейские рынки; Европа дает нам только одну ископаемую смолу — янтарь. Из этого видно, что производство лаков не обуславливается ни климатом, ни страной. Только зна­ние дела и опыт необходимы для лакового фабриканта, где бы завод ни существовал; в Англии, Франции, Гер­мании или России. Везде нужны одни и те же матери­алы. Таким образом, лаковое производство не составля­ет ни секрета, ни привилегии какой-либо одной стра­ны, а может в равной степени процветать и развиваться как в Англии, так и в России.

Как было отмечено, ассортимент смол, используе­мых в лаковом производстве, громаден. Многие смолы отличаются своими характерными свойствами и во многих случаях являются как бы поручителями за до­стоинства тех лаков, в состав которых входят, поэтому ближайшее и подробное знакомство со смолами полез­но не только фабриканту, но и любому потребителю лаков.

Смолы находят готовыми в природе; все смолистые вещества, получаемые искусственно, для лакового дела не годятся. Натуральные смолы еще так мало химиче­ски изучены, что точно их характер не определен. Во всяком случае, их следует рассматривать как продукт окисления эфирных масел, вырабатываемых растени­ями, так как во всех смолах несомненно присутствие кислорода, который растительные эфиры в свежем состоянии не содержат, а оставаясь на воздухе, погло­щают кислород, густеют и превращаются в твердые вещества — смолы. Почти все известные нам смолы не растворимы в воде, аморфны, растворяются в спирте, эфире и эфирных маслах; многие из них при высокой температуре растворяются в растительных маслах; очень немногие растворимы в минеральных маслах и животных жирах. Некоторые от природы мягкие; другие отличаются значительной твердостью, размягча­ясь только при нагревании. Почти все смолы не летучи; от жары разлагаются, давая новые продукты сухой перегонки.

По наружному виду и физическим свойствам смолы подразделяются на: смолы-бальзамы, смолы-живицы, гумми-смолы и собственно смолы. Первые два вида смол в лаковом деле особого значения не имеют, а два последних ценны как важнейшие из сырых материалов.

Бальзамы и живицы — это смолы, растворенные в своих эфирных маслах, большинство из них содержит бензойную и коричную кислоты. Все пахучи; оставаясь на воздухе, теряют часть своих эфиров; густея, образуют в большинстве случаев мягкие смолы. Гумми-камеди и гумми-смолы получают в твердом виде в кусках неправильной формы. Они часто бесцветны и аморфны. Гумми-камеди не принадлежат к смолам, хотя их со­держат. Собственно смолами называются такие смо­листые вещества, которые не содержат ни эфиров, ни летучих продуктов, ни ароматических кислот

Все растительные смолы образуются в результате выделения влаги растениями. Искусственные смолы получают в результате химических реакций; так, на­пример, действуя ангидридом фосфорной кислоты на эфирные масла, получим смолистые вещества. Масло горького миндаля от действия того же ангидрида пре­вращается в бальзамовидную смолу. Многие смолы, соединяясь с щелочами, обмыливаются и дают мыло. Удельный вес колеблется от 0,930 до 1,200.

В производстве масляных лаков главную роль nqiaior смолы, называемые копалами. Сортов копала довольно много, они ввозятся в Европу из Индии, Америки,

Африки и Австралии; различают копалы твердые и мягкие; они разнообразны по форме, цвету и степени твердости.

Лучшие сорта твердых копалов имеют вид крупных кусков — сталактитов с шероховатой поверхностью, они прозрачны, плавятся только при высокой темпера­туре, уд. вес от 1,04 до 1,14; очень похожи на янтарь; янтарной кислоты не содержат. В спирте почти не растворяются, в эфире разбухают. По исследованиям химика Фильголя копалы содержат: от 80 до 85% угле­рода, от 9 до11% водорода и от 3 до 10% кислорода Из этого легко заключить, что различные копалы имеют различные свойства, что подтверждается на практике. Из сортов копала отличают:

1. Занзибарский — ввозится из Африки в виде круп­ных, неправильной формы кусков, покрытых землис­той коркой, которую счищают. Поверхность остается шероховатой, похожей на гусиную кожу; излом стек­ловидный, прозрачный, желтого цвета; относится к са­мым твердым копалам, растворяется только в рас­плавленном виде в кипящем масле, дает несьма твер­дый, блестящий лак, отличающийся хрупкостью. Ценится дороже всех копалов.

2. Бомбейский или ост-индскии копал, называемый иногда калькуттским, поступает в Европу из стран, давших ему название, в виде крупных, круглой формы кусков светло-желтого цвета, прозрачен; излом стекло­видный; куски имеют гладкую матовую поверхность. Копал так же тверд, как занзибарскии, растворяется в кипящем масле и является важнейшим продуктом в производстве высших сортов масляных лаков.

3. Сьерра-лионский копал ввозят из Африки, где его находят в руслах рек; имеет вид круглых, продолгова­тых, различной величины кусков; прозрачен; использу­ется для приготовления крепких твердых лаков, раство­ряется в кипящем масле.

4 Стеклянный, или стекловидный, копал, белый и прозрачный, в кусках круглой формы, очень тверд и хрупок, ввозится из Африки и некоторых Вест - Индийских островов. Используется как примесь к дру­гим копалам.

5. Коури-копал — полупрозрачен, грязно-белого цвета; поступает в виде больших кусков неправильной формы с раковистым изломом. В сравнении с пре­дыдущими — мягок; в лаковом производстве употреб­ляется в большом количестве, самостоятельно, и в сме­си с другими смолами. В Европу ввозится из Новой Зеландии. Лаки, приготовленные на одном коури, быст­ро теряют свой блеск, хотя довольно прочны. Коури очень популярен в лаковом производстве, при плавле­нии теряет вес, так как содержит эфирные масла; при нагревании растворяется во всех растительных маслах.

6. Манила-копал — самый дешевый и мягкий из копалов, имеет широкое применение в лаковом произ­водстве; растворяется в маслах, а некоторые сорта рас­творимы в холодном спирте. Полупрозрачен, в боль­ших кусках светло-желтого цвета, при плавлении теря­ет вес, плавится легко. Ввозится с Филиппинских островов, используется в приготовлении низших сортов масляного лака, самостоятельно или в смеси с другими смолами.

Кроме названных, есть еще редкие сорта копалов, отличающиеся большей твердостью, идущие для приго­товления высших сортов лака К ним относятся копалы: ангола, бенгуэлла, конго, аккра и другие, имеющие разные оттенки от белого и желтого до красноватого. Все они ввозятся из Африки и ценятся весьлла дорого. Из Америки часто ввозят копал калифорния, низшии сорт, он годен для изготовления недорогих сортов лака.

Из других смол, конкурирующих с копалами в лако­вом производстве,'достойны внимания копало-смолы: янтарь, даммар и прочие, от примеси которых лаки получают свои сортовые названия.

Из копало-смол и других смолопродуктов, использу­емых в лаковом производстве, наиболее популярны следующие смолы:

1. Анимэ — ввозится из Индии в кусках различной чистоты и величины; эту смолу называют иногда Вест - индским копалом Она полупрозрачна, растворяется в маслах и применима для изготовления низших сор­тов лака

2. Асфальт — смола минерального происхождения, добывается на берегах Мертвого моря и Асфальтового озера в Тринидаде, называется иногда иудейской смо­лой. Представляет смесь органических продуктов с уг­леводородами, черного цвета Непрозрачна, поступает в кусках неправильной формы, излом раковистый, пла­вится при 100° С, издавая характерный запах; уд. вес от 1,10 до 120; горит пламенем с копотью; содержит золы до 15%. Используется в изготовлении черных лаков; натуральный асфальт очень дорог и поэтому встречает­ся в смеси с каменноугольным гудроном; такие сорта его назывют немецким асфальтом.

3. Элеми. Смола встречается 2-х сортов; оба сорта идут для изготовления скипидарных и спиртовых ла­ков. Первый сорт ввозится с Ост-Индских островов; смола желто-белого цвета, уд. вес около 1,08. Второй сорт ввозится из Новой Гвинеи, представляет смолис­тую массу желто-белого цвета, размягчается в руке, ценится значительно дешевле первого сорта

4. Бензойная смола ввозится в Европу из Ост Ин­дии, Малабарских островов, Суматры и Явы. В свежем виде полужидкая; на воздухе твердеет и поступает в торговлю в виде мелких прозрачных слезок темно­бурого цвета Содержит сорные примеси, бензойную кислоту. Употребляется в производстве спиртовых ла­ков как примесь к другим смолам для усиления блеска лака

5. Янтарь — ископаемая смола, по твердости кон­курирует с высшими сортами копалов, от которых отличается содержанием янтарной кислоты. Един­ственная твердая смола, встречающаяся только в Ев­ропе, на берегу Балтийского моря между Мемелем и Данцигом, в кусках различном формы и величины;

излом стекловидный; цвет — от молочно-желтого до оранжевого. Плавится при 275 С; горит желтым пла­менем, издавая приятныи запах; при сухой перегонке дает уксусную и янтарную кислоты. Янтарь весьма ценен и применяется в производстве различных из­делий Янтарь подразделяется на несколько сортов раз­личной ценности в зависимости от цвета и величины кусков. Большие и красивые куски весом от 100 до 125 г относятся к первому сорту, второй сорт представ­ляют куски весом от 8 до 100 г, идущие на изготовле­ние разных изделии, третии сорт — мелкие, красивого цвета куски используются для приготовления колье и проч; четвертый сорт представляют кусочки раз­нородного, разноцветного и непрозрачного янтаря, и, наконец, пятый сорт — янтарная пыль, получаемая из мастерских янтарных изделии. Два последних сорта используют как лаковый материал, в лаковом деле янтарь весьма ценится как самый твердый продукт* в расплавленном виде растворяется в масле, давая тем­ные, но прозрачные и крепкие лаки.

6 Адмлшр — смола очень популярная в лаковом производстве, добывается на островах Индийского ар­хипелага Различают три сорта даммара малакский, явский и даммар-путч, мутный. Первые два сорта чи­ще тверже и ценятся дороже. Лучшим даммаром счи­тается смола в виде белых, прозрачных, круглой формы кусков; ее иногда называют ост-индским копалом Дам­мар плавится при 150° С, растворяется в скипидаре и частично в спирте, имеет широкое применение в ви­де скипидарного лака

7. Гуммилак — пользуется большой популярностью в производстве спиртовых лаков Ввозится из Индии; в торговле встречается в виде палочек, называемых шток лак, в виде порошка — корнер-лак, в виде тон­ких пластинок, более чистый извествен под названием шеллака В натуральном виде представляет куски не­правильной формы, красно-бурого цвета, твердые, не­прозрачные; растворяется в спирте и является ценным материалом для приготовления хороших спиртовых лаков. Белые шеллачные лаки изготавливают из очи­щенного и отбеленного шеллака. Такой шеллак имеет вид длинных палочек белого цвета с шелковистым блеском излом матовый

8. Сандарак — смола бледно-желтого цвета в виде кусочкав со стекловидным изломом; растворяется в спирте, при нагревании — в маслах; ввозится из Африки и употребляется для спиртовых лаков.

9. Мастика. Смола ввозится с островов греческого архипелага. Встречается в виде мелких, желтоватого цвета слезок; прозрачна, довольно мягка и тягуча, рас­творяется только в спирте и эфире; употребляется как примесь к сандараку, шеллаку даммару для приготов ления спиртовых лаков. Имеет характерный приятный запах.

10 Канифоль — самая дешевая из смол, применя­ется как примесь к другим смолам в производстве самых простых, дешевых лаков. Образуется из смолы живицы, вытекающей из надрезов хвойных деревьев средней и северной Европы и Америки, из живицы отгоняют жидкое эфирное масло, называемое терпен­тином или скипидаром. Остаток и представляет кани­фоль — твердую, хрупкую и прозрачную смолу от свет - ло-желтого до темно-бурого цвета. Излом раковистыи, аморфное сложение; размягчается при 70° С, а при 135' Сплавится канифоль растворяется в спирте жир­ных и эфирных маслах, эфире В смеси с щелочами дает мыло, растворимое в воде

Из остальных смол, имеющих большее или меньшее значение в лаковом производстве, можно упомянуть драконову кровь, ввозимую из Индии, Америки и Ка­нарских островов. Она имеет вид прутиков лепешек или зерен, рассыпчата, непрозрачна, темно-красного цвета, растворяется в спирте, давая темно-красный лак служащий для подцвечивания других лаков. Из спиртового раствора драконовой крови получаются цветные осадки от красного до фиолетового оттенков, представляющие собой лак-краски отличного качества, применяемые в живописи.

Из камедистых смол, известны: гумми гут, каучук и гуттаперча; из смол-экстрактов пользуются спро­сом: алоэ, катеху, ялаппа и опиум.

Из тех данных, которыми мы располагаем благодаря исследованиям ученых, можно сделать вывод, что смо­лы — это продукты окисления эфирных масел, выраба­тываемых некоторыми растениями. Все смолы пред­ставляют собой смеси различных смоляных кислот, способных при смешивании с щелочами давать мыло­образные соединения.

После смол, следующими по значимости матери­алами для лакового производства являются смолораст - ворители. Жидкостей, способных растворять смолы, довольно много, но, как уже было отмечено, не все смолы одинаково растворимы в различных раствори­телях, точно так же не все жидкости пригодны для лакового дела Многие, обладая свойством растворять смолы, неприменимы по другим причинам. Так, на­пример, сернистый углерод растворяет все смолы без исключения Это сравнительно недорогой продукт, но опасен при обращении с ним, ядовит, имеет чрезвы­чайно неприятный и сильный запах, летуч. Основными растворителями смол являются олифа, скипидар и хлебный спирт

Олифа. Масла, как уже отмечалось, в сыром состоя­нии высыхают медленно. При высыхании важнейшим реагентом служит кислород. Окружающий нас воздух, содержащий в своем составе свободный кислород, остается самым дешевым и общераспространенным источником его получения Тепло, в свою очередь, уско­ряет высыхание масла; поэтому понятно, что если при повышенной температуре воздействовать на масло из­бытком кислорода, то процесс окисления совершится быстрее, чем если бы оно было предоставлено влиянию воздуха в обычных условиях. Способность некоторых металических окислов при высокой температуре вы-

делять кислород свободным известна давно и содейст­вует ускорению высыхания масла; этим и пользуются при изготовлении быстровысыхающего масла, которое называется вареным маслом или олифой.

Для приготовления олифы следует использовать ста­рте льняное масло, оно лучше варится. Масло со време­нем улучшается, выделяя в осадок все белковые приме­си, которые в свежем масле находятся в растворимом состоянии. При варке масла выделяется и разлагается глицерин, затем разлагается часть олеиновой, пальме - тиновой и миристиновой кислот; долго вареное при 320° С масло теряет все свои жировые свойства вслед­ствие полного разложения упомянутых кислот

При варке масла наиболее часто употребляются: свинцовый сурик, зильберглет, массикот, свинцовый сахар, окислы и соли марганца, окиси цинка, железа, ртути и другие. При варке масла с металлическими окислами и солями происходит не только поглощение маслом кислорода, но и растворение этих веществ в масле. Кислород, соединяясь с линолеином масла, образует новое соединение, линоксид, который по мере образования растворяется в глицеридах, состав­ляющих масло; при высокой температуре глицериды разлагаются, выделяя глицерин, а их кислоты соединя­ются с металлическими основаниями, образуя мыла, растворимые в оставшемся измененном по составу - масле. Таким образом, металлические соли входят в химический состав вареного масла или олифы и своим присутствием могут влиять на ее свойства и прочность. Избыток этих примесей снижает каче­ство олифы, так что злоупотреблять сушкой, как обычно называют вещества, добавляемые к маслу при его варке, не следует; нужно строго соблюдать про­порцию.

Свинцовые соединения в сочетании с маслом об­разуют твердые и хрупкие мыла Их избыток уменьша­ет эластичность высохшего слоя олифы, что нужно иметь в виду при изготовлении и применении масла,

вареного на свинцовых окислах. Кроме того, олифа, содержащая в растворе свинцовое мыло, весьма чувст­вительна к сернистым испарениям, всегда присутству­ющим в воздухе, а в красках, содержащих в составе серу, такая олифа изменяет и загрязняет колер.

Железные соли в смеси с маслом образуют темно - коричневое мыло, раствор которого в олифе делает ее цвет темным и может влиять на цвет многих красок, чувствительных к железу. Лучшими окислами для приго­товления олифы считаются марганцовые и цинковые; марганцовые соли дают нужный для масла кислород, образуя ничтожную пропорцию марганцового мыла, не влияющего на цвет олифы и красок; цинковая окись образует белое, мягкое мыло, раствор которого безвреден.

Как бы там ни было, общепринято варить масло на свинцовых солях; это самый легкий, скорый и дешевый способ. Чтобы при этих условиях получить, по возмож­ности, хорошую олифу, следует соблюдать пропорцию: на 10—12 пудов сырого масла брать не больше 1 фун­та свинцового сурика или глета и несколько золотни­ков * свинцового сахара; варить масло на вольном огне, при доступе воздуха, в открытом медном котле, посто­янно перемешивая, температуру держать не выше 285° С в течение 3 —4 часов.

Из всех металлических окислов наиболее способст­вуют варке масла свинцовые, с помощью которых можно получить олифу хорошего качества Быстро сох­нущую олифу можно приготовить только на свинцовых окислах, на борнокислом марганце или на их смеси

Хорошая быстросохнущая олифа должна высыхать в течение 12—18 часов; более быстрое высыхание сви­детельствует об избытке свинцовых солей, что вредит прочности олифы.

При варке масла способность других окислов уско­рять его высыхание можно представить в следующем

* Золотник — русская дометрическая мера массы веса. 1 з.=4,266 г.

порядке: млело, вареное на уксуснокислом марганце, высыхает в течение 30 часов; на медянке — 48 часов; на одной окиси цинка — 4 суток; на окиси ртути — 8 суток; на магнезии — 9 суток.

Вареное масло, или олифа были предметом наблюде­ний многих ученых; Либих предполагал, что способ­ность высыхания льняного масла зависит от содержа­ния в нем слизистого вещества, которое при варке масла, разлагаясь, превращает жирные кислоты в но­вые вещества, способные к высыханию. Все вещества, способствующие высыханию масла, на практике назы­ваются сушкой или сиккативом.

Варка олифы с перекисью марганца или с его борно­кислой солью предпочтительнее, должна вестись при температуре 280° С в пропорции: на 30 пудов масла 1 фунт соли или около 3 фунтов перекиси. Учитывая способность перекиси марганца выделять кислород при высокой температуре, многие варят масло на умб­ре, содержащей в своем составе марганец. Этот способ я не рекомендую, потому что окись железа в умбре частично растворяется в масле, давая темную, насы­щенную железным мылом олифу, пригодную не для всех красок.

На цинковой окиси получается светлая, медленно сохнущая олифа; варка ее ведется так же, как с други­ми солями.

Все сказанное до сих пор об олифе относилось к вар­ке ее на открытом огне; в последнее время на масло­бойных заводах олифу готовят с помощью пара; так варят олифу в Санкт-Петербурге и Риге на заводах льняного масла Для этого механически вдувают воздух в нагретое масло, добавляя одновременно свинцовую сушку, умбру и другие дешевые окисляющие средства; олифа получается сравнительно хорошего качества, но отличается медленностью высыхания. Этот недостаток, весьма серьезный, объясняется тем, что паровая варка происходит при температуре, не превышающей 120° С, т. е. весьма низкой как для раскисления солеи, так еще более для выделения и разложения гли­церина Глицерин, оставшийся в олифе, делает ее гигроскопичном и замедляет сушку; такая олифа ro многих случаях непригодна особенно если тре­буется быстрота выполнения работ и прочность красочного слоя, для варки лаков ее употреблять нельзя.

Варка олифы на огне требует наличия опыта и пони­мания процесса Низкая температура не подходит по вышеперечисленным причинам; высокая же телшера - тура может вызвать не только разложение глицерина, но и линолеиновой кислоты, что сделает олифу негод­ной к употреблению. Температура +280 — 285° С под­ходит для проведения требуемой реакции, но варка при этой температуре должна продолжаться только определенное время; продолжительное нагревание приводит к началу разложения линоксида и олифа получается переваренной; она не полностью высыхает, а дает липкии слои — отлип, как называют такое свойство олифы на практике; поэтому приготовление олифы должно поручаться только опытным и сведу­щим мастерам.

Для успешной варки олифы масло должно быть отмученным, сухим, не содержать воды и белковых веществ; отмучивание производится только отстаива­нием, требующим много времени; поэтому для олифы лучше выбирать старое масло. Цвет льняного млела должен быть желто-коричневым, светлым; зеленоватый оттенок свидетельствует о присутствии примесеи дру­гих масел, чистое, отстоявшееся льняное масло должно бьггь прозрачным, иметь уд. вес при +14 С не ниже 0,932. Хорошо приготовленная олифа имеет уд. вес 0,957 и 0,958.

Для приготовления светлой или белой олифы масло часто подвергают отбелке, которая производится раз­личными способами. Самый рациональный, самый вер­ный, хотя и самый медленный способ заключается в осветлении масла солнечным спетом масло в плоских

свинцовых сосудах со стеклянными покрышками вы­ставляют на 1—2 месяца под действие солнечных лучей. Так достигается белизна без нарушения способ­ности высыхания. Из множества способов, ускоря­ющих процесс осветления, можно порекомендовать взбалтывание масла с теплой водой, подкисленной серной кислотои, выставляя бутыли отстаиваться на свет и повторять операцию взбалтывания несколько раз с новыми порциями подкисленной воды до пол­ного осветления. Беление масла достигается взбалты­ванием его с серной кислотой, с растворами сер­нокислых солей; фильтрованием через уголь и пр. Все химические способы отбелки снижают способность высыхания.

Олифа сама по себе уже представляет лак, образуя при высыхании прозрачную и блестящую пленку, но из-за своей относительной мягкости и непрочности на практике как лак почти не употребляется. Свойство олифы образовывать эластичную, прозрачную оболочку неоценимо в лаковом производстве, так же, как спо­собность растворять твердые смолы. Поэтому масля­ные лаки, в состав которых в качестве растворителя входит олифа, считаются самыми прочными и наи­более применимыми при любых лакировках. Твердая и хрупкая смола, растворяясь в олифе, соединяется и смешивается с линоксидом, дает лаковую блестящую поверхность, более гибкую и эластичную, чем ее при - * родное свойство. Линоксид смягчает смолу, не нарушая ее природной прочности и способствует растворению самых твердых смол в скипидаре, главном летучем растворителе масляных лаков.

Скипидар. В производстве масляных и скипидарных лаков основным растворителем смол после олифы счи­тается скипидар, или терпентинное масло, получаемое при сухой перегонке древесной смолы и канифоли. Его следует рассматривать как эфирное масло, выра­батываемое разными породами хвойных деревьев.

В торговле встречается под различными названиями, в зависимости от места его получения и степени очист­ки. Так, во Франции, Венгрии и Тироле получают ски­пидар из смолы живицы-серы; у нас его называют скипидаром французским, серным или терпентинным маслом В России скипидар добывают при перегонке смол хвойных деревьев, осмолов и корней; такой ски­пидар известен под названием древесного. Скипидар, ввозимый из Америки, где его получают французским способом, называется линолином или американским скипидаром Чистыи скипидар представляет собой бес­цветную, летучую, весьма подвижную жидкость, жгу­чую на вкус, с характерным запахом, кипящую при 160° С; уд. вес 0,8. Скипидар, оставленный на воздухе, озонирует его и сам окисляется, превращаясь в густую, тягучую, липкую смолообразную бесцветную массу, на­зываемую терпентином Этот скипидар известен под названием венецианского терпентина, идущего в при­месь к твердым смолам для приготовления спиртовых и скипидарных лаков.

Древесный скипидар почти всегда содержит в рас - пворе смолу и пригорелые масла; эта примесь изменя­ет его цвет Неочищенный скипидар называется, в за­висимости от цвета, зеленым, желтым и красным скипидаром; оттенки поясняют большую или мень­шую его чистоту, от степени которой зависит и цен­ность скипидара. Древесный скипидар, хорошо очи­щенный от всяких следов смолы, в лаковом деле успешно заменяет французский, отличаясь лишь рез­ким запахом, тогда как французский скипидар имеет приятный аромат

Скипидар служит ценным материалом в производ­стве масляных лаков и в то же время сам, будучи растворителем многих смол, является продуктом не­скольких скипидарных лаков. Скипидарные лаки де­шевле масляных, сохнут быстро, дают блестящую по­верхность и отличаются светлыми колерами, пригод­ными для лакировки белых и светлых tohor, но они мягче спиртовых и слабее масляных.

Обычный спирт также является ценным продуктом в лаковом производстве, как растворитель смол. Спирт обычный, или этиловый, хорошо известен, поэтому подробно говорить о нем в настоящем изложении было бы излишним В лаковом деле употребляется спирт крепостью в 97 — 98°.

Комментарии закрыты.