ЛАКИ И ЛАКИРОВАНИЕ
При лакировании можно допустить менее тщательную шлифовку и чистку поверхности инкрустаций и мозаики; в остальном подготовка проводится также как для политуры
Лакируют без масла, просто насыщают тампон лаком и покрывают им поверхность дерева, заботясь лишь о том, чтобы мазки не перекрывали друг друга, а ложились рядом. Лакируют в два-три приема, с трехчасовым перерывом для просушивания.
Лакированные поверхности менее прочны и красивы, чем полированные. От удара на лакированных поверхностях вначале появляются белые пятна от измельченного лакового слоя, а затем некрасивые впадины.
Но вместе с тем лак имеет и ценные свойства: им легко работать и он скрашивает все изъяны работы, столь обычные во всех кустарных изделиях.
Лак ложится не особенно гладко, но его слой легко разровнять. Для этого поверхность изделия спустя сутки после лакировки покрывают политурой, сильно разбавленной спиртом (слабой).
Во время полировки верхний слои лака растворяется и выравнивается, а блеск его несколько ослабевает.
Лаки имеют еще и другие ценные свойства, благодаря которым их можно применять во многих случаях. Так, например, иногда на дереве делают черные или раскрашенные рисунки. Политурои можно стереть часть рисунка, а лаком — нет. Кроме того, в изделиях бывают такие места, что подобраться к ним с полировочным тампоном нельзя, а кисточкой и лаком работать очень легко.
Общий способ приготовления лаков. Состав лаков такой же, как и политур, но способ приготовления другой, Он состоит в следующем: исходные смолы и живицы смешивают с грубо толченым стеклом и заливают определенным количеством спирта, эфира, скипидара или эфирного масла, указанного в рецепте; горлышко сосуда обвязывают мокрым пузырем, который накалывают булавкой для пропуска воздуха и газов. Затем этот сосуд опускают в другой, большего размера и наполненный водой. Вначале этот сосуд подогревают слабо, а потом все сильнее и сильнее — пока вода не закипит. Сосуд со смолами во время кипячения часто взбалтывают с целью скорейшего их растворения. Когда все смолы и живицы растворятся, нагрев прекращают и позволяют раствору медленно остыть; спустя дня два его фильтруют через вату и получают готовый к употреблению лак.
Спиртовые лаки более хрупкие, чем скипидарные, но зато обладают превосходным лоском.
a) Шеллачный лак готовится из 8 весовых частей шеллака, 2 весовых частей сандарака, 1 весовой части венецианского терпентина и 50 весовых частей спирта.
Впрочем, есть в продаже готовые светлые лаки, которыми можно пользоваться.
b) Японский лак. 90 весовых частей скипидара и 120 весовых частей лавендулового масла взбалтывают с хлористым кальцием. Для удаления воды смесь фильтруют без особых предосторожностей, добавляют к ней 2 весовые части камфоры и 30 весовых частей копала. После этого склянку с составом погружают в горячую золу и часто взбалтывают Затем фильтруют смесь через полотно и оставляют на холоде в течение 2 часов; осветлившуюся часть жидкости сливают — это и будет лак.
c) Приготовление копаловых лаков в домашних условиях затруднено из-за плохой растворимости копала в спирте и маслах. Кроме того, требуется особая тщательность. Копаловые лаки гораздо прочнее сан - дарачных и шеллачных.
Позволим себе дать еще один рецепт прекрасного золотисто-желтого лака, особенно подходящего для покрытия металлических вставок.
4 г лучшего азиатского копала плавят в глиняной плошке (делать это надо очень осторожно, чтобы копал не вспыхнул); к нему понемногу подливают 76 г льняной олифы и разбавляют смесь 1,3 кг французского терпентинного масла Последняя операция производится после снятия смеси с огня. Затем раствор остужают и употребляют как лак.
Примечание. Этот лак наносят на поверхность изделия очень тонким слоем мягкой широкой кистью.