КРАСНЫЕ И ФИОЛЕТОВЫЕ КРАСКИ

Большинство красок с красным оттенком, имеющие применение в малярном деле, относятся к землистой группе, где красящим пигментом служит безводная окись железа. Многие из них получают в природе в готовом виде или при обжиге натуральных желтых и коричневых охр, некоторые производят искусствен­но. Все красные землистые краски были известны в глу­бокой древности. Из красных красок в малярно-живо­писном искусстве имеют применение следующие:

1. Болюс, красный мел. Terra sigHata, bolus, Siegel Erde. Под этими названиями известна землистая крас­ная краска, встречающаяся в природе большими пла­стами - она представляет собой разновидность глини­стого сланца с песчаником, окрашенным бе водной окисью железа, известны месторождения в Баварии, прирейнскои Пруссии и в других местах Германии. Красный мел используется в различных целях, в том числе как; малярная краска, ценимая за оттенок цвета и чистоту состава.

Болюс содержит в своем составе глинозем, крем­незем и около 20% окиси железа, а также следы мар­ганца, весьма гигроскопичен, в сухом состоянии содер­жание воды достигает 20%. Низшие сорта болюса на­зывают филенским грунтом и филенгубом, используют в простых грунтовках.

2. Красная охра, черлядъ. Eisenocker, Rothc Ocker; Ocrerougc, Ocre, Red. Встречается готовой в природе

или получается при обжигании желтых охр. Красная охра, иначе черлядь, часто называется мумией, но от­личается от последней кирпично-красным оттенком. В отмученном виде порошок черляди представляет собой хорошую и дешевую краску, имеющую широкое применение в различных окрасках; идет преимуще­ственно для масляных шпаклевок и грунтовок, часто применяется в работах, не требующих особой красоты, отличается интенсивностью и значительной кровель­ной способностью. Шведская черлядь пользуется на­ибольшей популярностью. У нас производством чер­ляди не занимаются.

3. Мумия. Englischroth, Pompejancrrotb, hidischroth; Rouge de tcrre, Rouge des Indcs, Rouge d’Angleterre; India red. Так называют краски красивых оттенков с бога­тым содержанием окислов железа; различают мумии помпейскую, итальянскую, английскую, немецкую и другие. Краска более розового оттенка ценится доро­же, чем цвет желтее, тем краска дешевле. Все лучшие сорта мумии получают только искусственно, путем обжигания железного купороса. Получение оттенков зависит от доступа воздуха и температуры. Так, напри­мер, светлые колера требуют низкой температуры, темные — высокой; при температуре красного кале­ния получаются уже фиолетовые оттенки, называемые Caput mortuum. Это предел обжига.

Полученная таким образом краска представляет со­бой чистую окись железа, она чрезвычайно интенсивна, поэтому называется экстрактом мумии; довольно до­рога и в чистом виде в малярном деле не употребляет­ся; служит пигментом для окраски красных охр, глин и прочих красочных суррогатов.

При испытании мумии и ее оценке как малярного материала следует обращать внимание на кровельную способность, степень измельчения и оттенок. Хорошая мумия должна содержать окись железа, не иметь кис - лои реакции и не содержать в примеси углекислых известковых солеи

Для оживления цвета и получения красивых оттен­ков часто прибегают к способам химической обработ­ки продукта различными солями и кислотами.

В малярном деле мумия является ценным и широко распространенным материалом; употребляется как са­мостоятельная краска для получения составных коле­ров и разводов; лучшие сорта мумии интенсивны и от­личаются замечательной кровельной способностью.

Как масляная краска мумия служит отличным мате­риалом для окраски товарных вагонов, железных крыш, мостов и т. п.; дает довольно прочный красочный слой; красивый цвет не отличается постоянством, со временем темнеет вследствие образования высших окислов; боится сернистых испарений; свет, воздух и сырость являются главными врагами мумиевых масляных окрасок.

4. Капут мортум. Caput mortuum. Темная краска с фиолетовым оттенком Получается при обжиге же­лезного купороса при самой высокой температуре. Краска отличается прекрасными качествами, широко применяется в малярной практике, в экипажном деле и в окраске построек, где используется для разводов. Дает прочный красочный слои, изменяет цвет от об­разования черных железных окислов.

Красный цвет красок, обязанных своим колером железным окислам, отличается характерным тоном, лишенным яркости, как и все другие окрашенные железом краски. Железные пигменты, как уже было отмечено, очень разнообразны, дают колера желтые, красные, фиолетовые, синие, зеленые, коричневые и черные; другими словами, из железных красок мож­но составить целый оригинальныи спектр, но все коле ра лишены живости цвета, несмотря на то, что интен­сивность красок может конкурировать с другими яр­кими красками.

Красные железные краски были известны в глубокой древности. Широко применяются в малярном деле и в настоящее время благодаря дешевизне и достоин­ствам лучших м;1лярных красок.

Красные железные краски получают искусственно из растворов железных солей обжиганием и химиче­ской обработкой получаемых осадков. Эти краски схо­жи по свойствам с землистыми красными железными красками; вся разница состоит в степени измельчения порошка и густоте цвета; краски искусственного полу­чения отличаются этим от натуральных, поэтому и це­нятся несравненно дороже землистых.

5. Сурик свинцовый. Mennige; Minium de Plomb. Крас­ка отличного качества, густого красно-оранжевого цве­та, встречается в виде мелкого, плотного, аморфного порошка. В малярной практике имеет обширное при­менение. В производстве подготовительных работ идет для составления шпаклевок, замазок, грунтовок и т. п. Смесь сурика с цинковыми белилами дает замечательно прочную масляную краску для металлических поверх­ностей. Колер свеженанесенной краски не отличается красотой, а со временем под влиянием света принимает желто-бурый оттенок, грязнится. Поэтому сурик как самостоятельная краска употребляется редко, особенно там, где требуется красота и постоянство цвета.

Свинцовый сурик представляет собой смесь окиси и перекиси свинца, получается пережиганием металличе­ского свинца при свободном доступе воздуха Производ­ство свинцового сурика развито в Англии и Германии; у нас получение его ведется кустарно в Ярославской губернии. Наш сурик известен под названием сурика гончарного, так как охотно используется гончарами для поливы.

Свинцовыи сурик, отличаясь значительной кровель­ной способностью, принимает значительный процент примесей, его удешевляющих, таких, как шпат, гипс, красная охра и т. п. Эти примеси быстро отделяются при растворении краски в азотной кислоте, которая растворяет только сурик, а примеси образуют осадок.

Сурик используется в качестве масляной краски, а также при варке олифы и в других технических целях. В виде масляной краски быстро твердеет. Упот­ребляется только в свежеистертом виде; сохнет очень быстро, давая прочную, но весьма хрупкую оболочку, что способствует быстрому появлению трещин.

6. Киноварь. Zinnober, Vermilion, Cbiuesischroth, Ver - тйоп cinabrc, Vermilion; Cinabari. Краска прекрасного красного цвета; представляет отличный материал для малярных работ.

Настоящая красная киноварь — это сернистая ртуть, встречается готовой в природе. Это единственная ртутная руда, из которой добывается металлическая ртуть. Натуральная киноварь имеет телшо-фиолетовый цвет, кристаллическое строение; месторождения руды довольно редки, встречаются в Италии, в Иллирии; в Азии добычей ртути славятся Китаи и Япония, в Аме­рике — Перу и Калифорния.

Киноварь как красная краска известна давно; в древ­ности ввозилась в Европу из Китая. Под этим названи­ем известна киноварь, получаемая измельчением от­борной руды, промывкой и отмучиванием Так ее про­изводят в Китае и Японии. В Европе получение киновари ведется почти исключительно искусственным способом, потому что европейские руды не так чисты и не дают краску красивого цвета.

Настоящая ртутная киноварь, каким бы способом ни была получена, несмотря на кристаллическое строе­ние частиц, представляет собой чрезвычайно укрывис­тую и интенсивную краску, единственную в своем роде по яркости и красоте колера, оттенки которого варьиру­ют в узких пределах — от ярко-красного до карминно­го цвета Поэтому известна киноварь только двух оттен­ков. светлого и темного. Последняя, более темных тонов, известная под названием карминной, или китайской, киновари, представляет третий сорт, самый дорогой.

Киноварь может принимать до 30% примесей шпа­та или свинцового сурика без особо заметного измене­ния колера и кровельной способности. Примеси в ки­новари легко обнаружить, прокаливая испытуемую краску. Чистая киноварь должна улетучиваться без остатка; осадок свидетельствует о примеси. Цвет кино­
пари зависит от степени измельчения: чем тоньше краска, тем светлее ее цвет, что, впрочем, не относится к краске, получаемой из чистой отборной руды. Нату­ральная киноварь всегда темнее искусственной ртут­ной при одинаковой степени измельчения.

Ртутная киноварь представляет собой химическое соединение и относится к числу весьма прочных, хотя и непостоянных цветом, красок; смешивается со всеми красками, относясь нейтрально к их составам; даст разбелы со свинцовыми белилами. Сера не оказывает влияния на свинец белил, не ядовита, хотя в ее составе содержится ртуть Непостоянство цвета зависит от других причин.

Ртуть с серой образует соединение HgS, которое существует в двух состояниях — кристаллическом (ки­новарь) и аморфном. Серная ртуть в аморфном состоя­нии имеет черный цвет. Кристаллическая киноварь в красочном слое под влиянием света со временем переходит постепенно в аморфное состояние, химически не разлагаясь, но цвет изменяется и становится в конце концов совершенно теллным, а в разводах и в составных красках — грязным. Киноварь содержит 86,3% ртути и 13,7% серы. При высокой температуре, начиная с 300° С, происходит разложение: получается сернистая кислота и металлическая ртуть. Этим свойством пользу­ются при получении металлическом ртути из руд.

В последнее время в торговле появились красные краски замечательных колеров под названием искус­ственная киноварь, но не имеющие ничего общего с ртутной киноварью. Получение этих суррогатов осно­вано на подкрашивании свинцового сурика, свинцовой оранжевой, глинозема и других материалов красными анилиновыми пигментами Очень часто искусственную киноварь по виду трудно отличить от киновари ртутной: определение материала должно производиться пробами на улетучивание при прокаливании, на растворение пигмента в спирте, воде и другими простыми приемами

Главный недостаток искусственной киновари со­стоит в быстрой потере цвета под влиянием света,

401

14 Обработка дерева

который разрушительно действует на все анилиновые пигменты. В большинстве случаев искусственная кино­варь идет как примесь к настоящей. Кроме того, имеет применение в малярном деле благодаря красоте оттен­ков. В последние годы на заводах Т-ва И С. Оссовец - кого в Москве стали вырабатывать особый сорт искус­ственной киновари под названием ализариновой. Эта краска, отличаясь всеми достоинствами ртутной кино­вари, имеет еще то преимущество перед последней, что более устойчива цветом - красящим пигментом служит ализарин, известный постоянством цвета, тогда как все другие сорта искусственной киновари подкрашивают­ся фуксином

Ртуть в соединении с хромовой кислотой дает пре­красного оттенка красную краску, непостоянную цве­том и дорогую, поэтому не имеющую практического значения.

Ртуть с йодом дает краску прекрасного качества, дорогую, употребляемую только в художественной жи­вописи.

7. Сурьмяная киноварь. Antimonzinnober. Кровель­ной способностью и красотой цвета уступает ртутной киновари; годится для клеевых окрасок, имеет приме­нение в окраске обоев довольно постоянна цветом, чувствительна к щелочам и азотной кислоте, от присут­ствия которых разлагается. Имеет различные оттенки: от красно-оранхевого до гиацинтового цвета; ценится значительно дешевле ртутной и поэтому часто служит ее суррогатом

Сурьмяная киноварь — это сернистое соединение сурьмы, SbOS., что отражено в названии — сернистая окись сурьмы. Получается искусственно различными способами. Как краска впервые была предложена в 1833 г.

Из остальных искусственно получаемых металличе­ских красных красок в малярной практике ни одна не имеет значения; в художественной живописи применя­ются следующие весьма ценные краски:

8. Красный кобальт. Cobalt rosa Краска различных оттенков, высокого качества, весьма ценимая художни­ками. Соединение окиси кобальта с фосфорной кислотой дает розовый оттенок; соль кобальта, обожженная с маг­незией, дает красную краску цвета киновари; мышьяко- вистокислыи кобальт отличается красно-фиолетовым оттенком Применяется в живописи на фарфоре

9. Хромовое серебро. Silberchromat, Rouge pourpre. Красивая краска пурпурного цвета, употребляется в живописи на фарфоре

10. Кассиев пурпур. Оловянно-кислая окись золота. Известная краска различных розовых оттенков; приме­нима в живописи на фарфоре и стекле, огнеупорна и постоянна цветом.

В природе встречается масса готового материала, способного давать красные пигменты органического происхождения для получения красных баканов; все эти цвета отличаются живостью и красотой оттенков, что делает их незаменимыми материалами в малярно - живописной практике во всех случаях, когда требуются розовые, пурпурные и другие оттенки.

Источники получения красных органических красок можно подразделить на две группы: материалы живот­ного и материалы растительного происхождения. Если всполлним, что древний пурпур, открытый финикияна­ми за 1200 лет до Р. Х., послужил средством обогащения вначале города Тира, а затем и всей страны, то станет понятным важное значение красных пурпурных кра­сок в промышленности и торговле.

Древние получали пурпур из моллюсков, вылавлива­емых у берегов Средиземного моря. Моллюски-слиз­няки, оставаясь в своих раковинах, в известные перио­ды времени выделяли бесцветную слизистую жидкость; последняя на воздухе окрашивалась вначале в оран­жевый цвет, затем в красный, розовый, пурпурный и, наконец, в фиолетовый, превращаясь в твердую, хруп­кую, камедистую массу, не растворимую ни в воде, ни в спирте. В древности этим свойством пользовались, окрашивая в различные оттенки ткани, смачивая их в водном растворе свежей слизи и выставляя под дей­ствие света и воздуха до появления желаемого оттенка, после чего ткань досушивалась в особой темной суши­льне, искусственно подогреваемой; высохшая ткань, по­лучившая нужный цвет, оставалась прочно окрашенной без изменения колера.

Потребность в красках красного цвета постоянно заставляла изыскивать новые источники получения таких красок, благодаря чему этот способ добывания пурпура оказался забытым и составляет предание истории.

Из источников животного происхождения, кроме древних слизняков, даюхцих красные баканы, достойны внимания следующие:

a) Кермес — Coccus ilitis, мягкотелое насекомое, из­вестное еще в древности, живет на листьях каменного дуба в Средиземноморье, ввозится в Европу из Леванта. Высушенные насекомые имеют вид темно-коричневых зерен, легко измельчаются в порошок, дающий в воде красный отвар, из которого растворами металлических солей извлекаются различных оттенков красные бака­ны. Производство кермесовых красок было развито во Флоренции и флорентийские баканы долгое время сла­вились в Европе до появления кошенили и почти до XVI века применялись в красочной технике как луч­шие по цвету краски. В наше время кермесовые краски не добывают, имея кошениль, более ценный и более дешевый материал.

b) Кошениль — Coccus Catti, мягкотелое насекомое, живет на кактусах Оплодотворенных самок, непод­вижно сидящих на стеблях растения, собирают, морят кипятком и сушат, и в таком виде поставляют в торгов­лю. Ценность и значение кошенили обусловливается содержанием красящего вещества, названного кармин­ной кислотой; химический состав ее выражается фор­мулой Сі Hi 'Oi ; содержание карминной кислоты в ко­шенили зависит от времени ее сбора; лучшие сорта содержат до 50%. Кошениль, богатая краской, отлича­ется серым цветом. Этот цвет подделывают, подцвечи­вают, так как темные сорта кошенили ценятся значи­тельно дешевле.

Кошениль пока служит лучшим источником получе­ния красных красок, ввозится в Европу из Мексики, откуда в первый раз была привезена испанцами еще в 1518 году Способ получения краски из кошенили принадлежит Гомбергу (1656 г.).

c) Coccus lacca, маленькое насекомое, живущее на ветвях фикуса в Ост-Индии. Подобно кошенили, опло­дотворенная самка, прокалывая кору ветвей, добывает смолистый сок. В этом соке самка разрешается новым поколением, а сама погибает; народившиеся насеко­мые живут в смоле, которая затвердевает, пробуравли­вают отверстия и выходят на свободу. Такую смолу, еще содержащую в себе живых насекомых, собирают. Затем насекомые гибнут, давая богатый красной кра­ской материал

Ветки, покрытые смолой, поступают в продажу под названием гуммилака. Этот материал требует предва­рительной обработки, отделения смолы от красильного вещества, содержание которого достигает 10%; чистая смола представляет ценный материал для производства спиртовых лаков и называется шеллаком, а из красяще­го вещества, извлекаемого водой при кипячении с ней сырой смолы, путем осаждения металлическими соля­ми получают разных оттенков лак-краски.

d) Польская кошениль, Coccuspobnicus. Мелкие насе­комые из рода травяных вшей; живут на корнях растения Pimpinella saxifrage; их собирают, морят и сушат; в торго­влю поступают в виде зернышек величиной меньше конопляного семени. Собиранием польской кошенили занимаются на юге России и в губерниях Царства Польского, где это насекомое впервые было использовано как красящий материал, почему и сохранило за собой название польской кошенили. Отвар сушеных насекомых имеет густой пурпурный цвет. При осаждении солями извлекаются различных оттенков баканы.

Растительный мир представляет еіце большии выбор материалов для получения красных красок. Остановим­ся на более важных получивших применение в техни­ке и торговле.

a) Марена Растение из семейства Rubuiceae. Занима­ет первое место по качеству и богатству содержания красящего вещества. Красящее вещество марены от­крыто химиком Марграфом в 1771 г, и можно предпо­ложить, что применение марены для окраски тканей было известно еще в Древнем Риме. В наше время применение марены ограничено благодаря новым крас­кам более дешевым и легче получаемым, между кото­рыми искусственный ализарин занимает первое место.

Тем не менее марена осталась источником получе­ния красивых лак-красок, почему и упоминаем ее среди растительных красочных материалов.

b) Красное дерево. Ввозится к нам из Америки и Австралии в виде стволов, обрубков и сучьев; под этим названием объединяют некоторые виды Caesapniia, содер­жащие в своей древесине красящее вещество бразилин. Более богатыми бразилином считаются фернамбук, или бразильское, дерево японское дерево, ямайское и Сипа - Марта Красящее вещество извлекается развариванием древесньх стружек и опилок в воде. Из полученного экстракта осаждением солями металлов по учают разно­цветные баканы, непрочные колером, поэтому ценимые дешевле в сравнении с красками марены и другими.

c) Сафлор Под этим названием поступают в торго­влю сушеные цветки растения Carthanus tinctoria, воз­делываемого в южной Европе, красящее вещество саф­лора называется картамином; из сафлора получают ценнь е и красивые лак краски.

Из других растительных материалов дающих крас­ные баканы можно назвать Манжут, Rubia cince, Ruha rminj sta, ост-индские растения, корни которых, подоб­но марене, содержат пурпурин.

Орсель, Leccanora — лишаевидное растение, най­денное в Европе, дающее пурпурную и фиолетовую краски. Первая известна в торговле под названием французского пурпура.

Алькана, Alcana tmctoria, растение южной Европы. Из его корней получают красный и фиолетовый отвар, дающии в смеси с солями олова, глинозема и свинца красивые баканы.

Красно-розовые баканы или лак-краски лучших ка­честв называют кармином Кармин может быть полу­чен из различных материалов. В малярном и художест­венно-живописном деле имеют применение следую­щие сорта кармина.

11. Кармин кошенилевыи. Carmin, Carmin nacarate, CoschcnUleroth. Представляет собой очень нежную инте­нсивную краску, в сухом виде она имеет ярко-розовый цвет В кусках легко превращающихся в нежный пушис - тыи порошок, смешанный с водой или маслом, приобре­тает темный кроваво-розовый оттенок. В тонком слое, подобно всем лак-краскам, просвечивает растворяется без остатка в нашатырном спирте, что может служить средством определения его чистоты. В чистом виде редко встречается. Кошенилевыи кармин есть карминокислый глинозем, для примесеи применяют водный глинозем, жженую магнезию и другие безвредные вещества, уде­шевляющие кармин, весьма дорогую краску употребля­емую в основном в художественных работах.

12. Кармин краповый. Carrmn degarance, Krappcarmin. Получают из экстракта марены, краска чрезвычайно красивого ярко-розового цвета, представляет собой смесь чистых ализарина и пурпурина. Краповый кармин от кошенилевого отличается более розовым оттенком, менее интенсивен, прозрачен в тонком слое, более постоянен цветом, поэтому часто предпочитается кошенилевому

13 Кармин лак, Carmin laque, Venetianerlacke, Pas - teUacke Так называют кармин, получаемый из экстрак­тов красного дерева, лучшие сорта кармин лака пред ставляют смесь бразилина с глиноземом Добавлением последнего часто злоупотребляют для удешевления краски. По цвету он очень похож на кармин кошени­левый, но постоянство цвета очень слабо, на солнце теряет живость колера и затем выцветает. Кармин-лак, как более дешевый по сравнению с предыдущими, пользуется большим спросом, применяется в окраске обоев и в декоративных имитациях; светлые разбелы имеют лиловатый оттенок.

14. Кармин голландский, Bakardackc, Lac-Lackc. По­лучают из гуммилака, свойствами и цветом он очень похож на кошенилевый, очень ценен и применяется только в художественной живописи.

15. Кармин венецианский получают из кермеса. Производство его ныне прекращено.

16. Цветочный кармин получают из сафлора. Самый красивый по цвету и самый дорогой; применяется для раскраски искусственных цветов и в миниатюрной живописи.

17. Красный бакан. Wicncrlack, Carmoisinlack, Berli - nerroth; Laque de Venise, Laqus oramoisie, Laque de Munich; Crimson lake, Purpre lake. Имеет весьма широ­кое применение в малярной практике. Все баканы, начиная от оранжево-красных до темных фиолетовых, добываются из тех же источников, что и кармины; для получения баканов используют остатки красильных растворов после извлечения кармина.

Цвет и качество красных баканов полностью зависят от источников их получения; краповые и кошенилевые баканы считаются лучшими и ценятся дороже. Получае­мые из красного дерева — дешевле, но они слабее цветом и менее красивы. Вообще баканы представляют собой довольно ценные материалы, в торговле встречаются всегда с примесью безвредных суррогатов, между кото­рыми очень популярны каолин, крахмал и тонкий мел; эти примеси легко обнаружить простыми анализами.

Все красные бакана не ядовиты; продаются в виде ступочек, лепешек или шариков, легко превращающих­ся в тонкий порошок; отличаются хорошими качест­вами, требуемыми от малярных красок. Краповые баканы самые прочные, за ними следуют кошенилевые и, наконец, самые слабые баканы, получаемые из крас­ного дерева.

18 Пурпур. Очень дорогая краска, употребляемая в живописи и каретно-малярном деле. Лучший париж­ский пурпур получают из кошенилевого кармина

Кармин подвергают действию высокой температуры до начала обугливания. Получается темно-коричневая краска с красным оттенком, отличается высокими ка­чествами и ценится очень дорого. Низшие сорта пур­пура изготавливают из красных баканов тем же спосо­бом. Пурпур, известный под названием французского, пользуется значительным спросом в малярно-декора­тивном искусстве, в каретном деле и окраске обоев

В последнее время стали производить искусственные баканы, подкрашивая глинозем анилиновыми пигмен­тами; получаются весьма красивые яркие оттенки. Цвет этих красок непрочен; они имеют ограниченное применение на практике.

В малярной практике для воспроизведения фиолето­вых и лиловых оттенков пользуются составными крас­ками, смешивая синие с красными.

Выбор красок очень разнообразен; для простых ра­бот можно употреблять дешевые краски наподобие мумии, недорогие баканы и другие материалы красного цвета, смешивая их с низшими сортами ультрамарина или лазури Когда же требуются чистые колера фиолета для художественных имитаций и в живописи, следует употреблять кармин или красную киноварь с ультрама­рином, кобальтом или высшим сортом лазури.

Для подцвечивания стекла, глазури, при производ­стве эмали, а также для живописи на стекле и фарфоре используют две искусственные фиолетовые краски:

a) фиолетовый крон, соединение хлора с хромом, Сг2С16 и

b) нюрнбергскую фиолетовую, фосфорнокислую окись марганца

Обе краски дают одинаково красивые оттенки: по­следняя предпочитается при расцвечивании стекла

Комментарии закрыты.