Краски для подведения глаз
Наиболее распространенными красками для подведения глаз были малахит (зеленая медная руда) и свинцовый блеск (темно-серая свинцовая руда). Первая появилась раньше, но постепенно была в значительной степени вытеснена второй, которая и стала в Египте основной краской для подведения глаз. И малахит и свинцовый блеск встречаются в могилах в виде кусочков сырого материала, в виде пятен на палетках и камнях, на которых их растирали перед употреблением, и в виде готового препарата (коль). Коль представляет собой либо компактную массу мелко истолченного материала, превращенного в пасту (в настоящее время совершенно высохшую), либо порошок, который встречается чаще, чем паста. Малахит употреблялся начиная с тасийского, [149] бадарийского и додинастического периодов1,2 no меньшей мере до периода XIX династии[518]. Что же касается свинцового блеска, то мы имеем один образчик, относящийся к бадарийскому периоду[519], но в широкое употребление он вошел несколько позже2,5 и применялся вплоть до коптского периода[520].
Малахит и свинцовый блеск часто клали в могилы в непереработанном виде в маленьких холщовых или кожаных мешочках. Готовые же краски встречаются
В раковинах[521], в трубочках из пустотелого камыша, завернутыми в листья растений, и
В маленьких сосудах, имеющих иногда форму камыша.
Когда коль встречается в виде твердой массы, он часто имеет признаки усушки[522] и
9
Иногда на нем видны отпечатки внутренней поверхности сосуда, из чего ясно, что первоначально он был пастой, которая впоследствии высохла. До сих пор не удалось определить, на чем замешивался этот мелко истолченный порошок, хотя отсутствие в пасте жирового вещества наводит на мысль, что это была вода или камедь с водой. Однако какое-то жирное вещество могло применяться при нанесении коля на лицо.
Состав древнеегипетского коля описан несколькими исследователями. Видеманн[523] опирается на анализы, сделанные Фишером; Флоранс и Лоре[524] приводят результаты анализов того же Фишера и подробные данные о нескольких более ранних, а также о двух собственных [150] анализах. Барту[525] исследовал образцы предполагаемого коля. Я также анализировал большое количество образцов; результаты некоторых моих анализов опубликованы[526].
Если не считать анализов Барту, о которых мы будем говорить отдельно, результаты всех перечисленных анализов показали, что в 40 случаях из 61[527] (приблизительно 65,5%) материалом для коля служил свинцовый блеск. В остальных случаях это был карбонат свинца[528] (2); черная окись меди (1); коричневая охра[529] (5); магнитная окись железа[530] (1);
18 19 20
Окись марганца (6); сульфид сурьмы (1); малахит (4) и зеленовато-синяя медная руда — хризоколла (1).
Как мы видим, только один из образцов представлял собою соединение сурьмы. Следы соединений сурьмы, явно носивших характер случайных примесей, обнаружены еще лишь в трех образцах. Поэтому распространенное мнение, что, за исключением случаев изготовления его из зеленого малахита или хризоколлы, египетский коль всегда состоял из соединений сурьмы или, во всяком случае, содержал в каком-то виде сурьму, неверно. Поэтому называть коль stibium (старолатинское название сульфида сурьмы, перенесенное впоследствии на металл) — значит только вводить в заблуждение. [151] Возможно, что эта ошибка объясняется употреблением римлянами соединения сурьмы, которое Плиний называл[531] stimuli, или stibi, в качестве косметического средства для подведения глаз и глазного лекарства.
Лейн пишет[532], что в его время египетский коль состоял обычно из копоти (сажи), получавшейся в результате сжигания дешевого сорта аравийского ладана или скорлупы миндальных орехов. По его словам, особый сорт коля, употреблявшийся вследствие его предполагаемых целебных свойств, содержал, кроме углерода, целый ряд других перечисляемых им ингредиентов, среди которых он называет свинцовую руду, но ни одним словом не упоминает о каких-либо соединениях сурьмы. Согласно Брайтону[533], современный египетский коль также состоит из сажи, полученной путем сжигания растения саффлора (Carthamus tinctorius). Его наносят на лицо при помощи маленькой палочки из дерева, слоновой или обыкновенной кости или металла, конец которой смачивают водой и погружают в порошок. Эти палочки начали появляться только в эпоху XI династии, раньше же коль, вероятно, наносили просто пальцем. Бедж определил[534], что некоторые образцы современного коля из Судана состояли из черной окиси марганца. Сонвини в 1780 году писал, что египтяне пользовались для подведения глаз смесью свинцового блеска (галенита) и ламповой копоти[535].
Сообщение Барту о составе древнеегипетского коля[536] оставляет желать лучшего, так как в нем нет ни дат, ни данных о происхождении образцов, ни указания количества подвергнутых анализу образцов каждого вида. Хотя правильность результатов анализов не вызывает сомнения, возможно, что некоторые исследованные образцы не были краской для подведения глаз, а многие вообще не были косметическими средствами. Большая часть образцов целиком или частично состояла из [152] свинцового блеска. Остальные включали карбонат свинца, соединение сурьмы и свинца (единственный случай наличия соединения сурьмы), черную сажу растительного происхождения, соединения мышьяка (с примесью железных пиритов и без них; некоторые оранжевого цвета и, вероятно, все некосметического назначения) и хризоколлу. Один из образцов (по предположению Барту) представляет собою битум, насыщенный ароматическими эссенциями. По описанию, он каштаново-коричневого цвета, что вовсе не соответствует цвету битума; к тому же, не говоря уже о невероятности применения битума для этой совершенно неподходящей для него цели, древние египтяне не знали ароматических эссенций как отдельных веществ, которыми можно было бы что-нибудь пропитывать. Получение таких веществ требует знакомства с процессом перегонки, которым египтяне не владели, так как этот процесс был открыт гораздо позднее[537]. Другой образец был розового цвета и представлял собою смесь поваренной соли, сульфата натрия, гематита и органического вещества. Но сомнительно, чтобы подобная смесь была косметическим средством, и уж во всяком случае она не могла служить краской для подведения глаз. В нескольких случаях обнаружены воск и жировые вещества, но маловероятно, чтобы это были краски для подведения глаз, поскольку все образцы коля,
28 29
Исследованные Фишером, Флорансом и Лоре и мною, не содержат этих веществ. В некоторых образцах содержалась смола (иногда ароматическая), но и здесь сомнительно, чтобы речь шла о краске для подведения глаз, поскольку ни один анализ коля, произведенный другими исследователями, не обнаружил присутствия смолы. Правда, в одном случае фон Байер нашел в исследованном им порошке смолу с малахитом, но Флоранс и Лоре считают, что это была не краска для подведения глаз, а какое-то лекарство, на что указывает надпись на сосуде, в котором хранилось вещество[538]. Хотя в могилах, особенно ранних, смолу часто находят рядом с веществами, применявшимися в качестве красок для подведения глаз (малахит и свинцовый блеск), нет [153] никаких данных, свидетельствующих, что она употреблялась вместе с ними для той же цели. Поскольку все другие исследованные образцы готовых красок для подведения глаз не содержали смолы, необходимо еще доказать, что образцы Барту представляли собой краски для подведения
31
Глаз. В связи с утверждением Эллиота Смита, что малахит и смолу стирали вместе на шиферных палетках (которые также часто встречаются в могилах), я «произвел ряд опытов с образцами древнего малахита и древней смолы, а также древнего малахита и современной смолы (канифоли). Я стирал их вместе в мельчайший порошок и пробовал наносить его на лицо, но не было случая, чтобы он как следует пристал к коже.
Сделанный мною анализ содержимого одной из дюжины маленьких зеленовато-синих стеклянных бутылочек, вероятно, римской эпохи, принадлежащих одному каирскому антиквару, показал, что в ней был тонкий порошок гематита (окись железа).
Малахит и свинцовый блеск являются местными продуктами. Малахит встречается на Синае и в восточной пустыне, а свинцовый блеск — близ Ассуана и по побережью Красного моря. Употреблявшиеся иногда позднее дополнительные вещества для подведения глаз (карбонат свинца, окись меди, охра, магнитная окись железа, окись марганца и хризоколла) также являются местными минералами; исключением служат лишь соединения
Сурьмы, которая, насколько известно, в Египте не встречается, но имеется в Малой Азии,
32
Иране и, возможно, Аравии.
Согласно древним хроникам, краску для подведения глаз получали в эпоху
33 34
XII династии от азиатов, в период XVIII династии — из Нахарины в Западной Азии и Пунта[539], а во время XIX династии — из Коптоса[540]. Хотя египтянам не было никакой необходимости ввозить краски для подведения глаз из-за границы, поскольку все нужные для их изготовления материалы, за исключением [154] редко употреблявшихся соединений сурьмы, встречаются в естественном состоянии в Египте, тем не менее они без труда могли получать их из Азии, где также имеются все необходимые для этой цели вещества. Краска для подведения глаз из Коптоса, так озадачившая Макса Мюллера[541], могла быть просто свинцовым блеском с побережья Красного моря. Гораздо труднее определить, что за краску ввозили из Пунта. Пунт ассоциируется главным образом с пахучими гумми-смолами, употреблявшимися для благовонных курений (все они перечислены в списке ввозившихся оттуда предметов), но гумми-смолы не краски для подведения глаз, хотя ими иногда пользовались для придания аромата умащениям. Возможно, хотя и маловероятно, что в данном случае речь идет о каком-то минеральном веществе, доставлявшемся в Египет транзитом через Пунт, подобно тому как в римскую эпоху индийские товары привозились сначала в порты на африканском побережье, а оттуда переправлялись в Италию. Если это было так, то этим веществом «могли быть малахит или свинцовый блеск — основные краски, употреблявшиеся в Древнем Египте для подведения глаз и встречающиеся
38
В Аравии.