КРАСКИ

В античном литературе, у Плиния и Теофраста, встречается описание употреблявшихся в дохристиан­ские времена красок. Французские ученые: Давэ Шап - таль, Вокелин и Мериме — занимались исследованием древних красок Из их исследовании можно заключить, что почти все краски, известные в Египте, Греции и Риме, остаются в употреблении и в настоящее время. Мы располагаем гораздо большим их выбором благода­ря развитию современной химии.

Все белые краски, отличающиеся постоянством цве­та, — краски известковые Мериме нашел во многих красках гипс и мел. Давэ, исследуя краски на древних вазах и фресках, открыл в белых колерах мел, гипс и глину Можно предположить, что связывающими веществами для красок служили растворы камедей, клея и смол, но каки$ именно, неизвестно. Несомнен­но, что египтяне знали способы получения животного клея, из мимозы они получали камедь, растворимую в воде, а египетские мумии свидетельствуют об их умении изготавливать лаки из смол и бальзамов.

В составе черных красок обнарркено содержание только углерода в виде порошкообразного угля; в кори­чневых красках найдены уголь, железо и марганец, так что можно предположить применение охры, умбры и угля. Плинии это подтверждает, упоминая о пригото­влении сажи, о свойствах марганца окрашивать стекло в пурпурный цвет, и отмечает, что коричневые охры
ввозились из Африки. Они, несомненно, содержали марганец, так же как и наши умбры. Согласно ис­следованиям Давэ рисунки на стенах бань Ливия сде­ланы составной краской из охры и угля — сажи.

Из желтых красок древним были известны охры. Африканская желтая охра считалась лучшей. Анализы покрытий древних ваз и фресок в Помпее желтыми и оранжевыми колерами доказывают, что уже тогда были известны свинцовые краски — сурик и глет, а сернистый мышьяк, как желтая краска, был из­вестен еще в Египте. Красные краски в древности имели своих представителей — красную охру и крас­ную киноварь, ввозившихся из Индии. Анализы и ис­следования красок Древнего Рима доказывают нали­чие свинцового сурика, о производстве которого упо­минает Плиний, замечая, что в Афинах из свинцового сурика вырабатывались белила, присутствие которых, однако, до сих пор не обнарркено. По сведениям Теофраста, красная киноварь была открыта еще в 349 году от основания Рима афинцем Каллиасом при выплавке серебра. Эта краска очень ценилась римлянами и стоила дорого Греческии пурпур из­вестен из истории. Изобретение его относят ко Н-му столетию до РХ Впервые он был получен в г. Тире из раковин, найденных в Средиземном море. Впослед­ствии, в XVII веке, точно такие же раковины нашли в Ирландии и долгое время добывали из них пурпур­ную краску.

Голубые краски, упоминаемые Теофрастом, видимо, приготовлялись из меди.

Минеральную — ляпис-лазурь — добывали на Кип­ре. Она была известна еще египтянам, которые уже пользовались индиго ввозимым из Индии. Кроме того, в Александрии производили краску, весьма похожую на наш ультрамарин.

В зеленых красках Давэ и Мериме открыли водную окись меди и углекислую медь. Кроме того, древние употребляли и веренскую землю.

Древние изделия, дошедшие до наших времен, под­тверждают применение искусственных красок, произ­водство которых было известно в Китае, Японии И Ин­дии, откуда эти краски ввозились в Европу за много столетий до РХ В Европе начало производства искус­ственных красок совпадает с развитием алхимии и от­носится к средним векам нашей эры.

Отцами современной химии были алхимики. Им мы обязаны многими открытиями в этой области зна­ния. Они же были и первыми производителями искус­ственных красок. Конечно, способы производства дол­гое время оставались в секрете и только благодаря распространению химических знаний, производство красок получило гражданство и стало общим достояни­ем Появилось много новых способов, а открытия в об­ласти химической технологии дают новые и усовер­шенствованные продукты, увеличивая с каждым годом выбор красильных материалов

Многие цветные краски древних, по всей вероят­ности, органического происхождения. Анализы показа­ли содержание в них только глинозема; красящее ве­щество представляло органические пигменты.

Из сказанного нетрудно заключить, что производство красок было знакомо всем цивилизованным народам в глубокой древности. Масштабы производства были весьма ограничены, да и требования были сравнительно невелики. Краски служили материалом для отделки дорогих предметов комфорта и прихоти В наше время они стали необходимыми в повседневной практике.

Для более полного ознакомления с красками счита­ем необходимым предпослать химическую номенкла­туру элементов, входящих в их состав. В дальнейшем это поможет определить природу и характер красок Химия в наше время стала настолько популярной, что понятие о химических элементах и их названия ^звестны почти каждому образованному человеку. Поэтому надеемся, что химические формулы, приве­денные ниже, не помешают ясности изложения.

Азот

нес пая

Кальций

вес пая

Платина

вес П.1Я

N

14

Са

40

РГ

197,1

Алюминий

пес пая

Кислород

вес пая

Ртуть

вес пая

А

27,4

О

16

Нр

200

Барий

вес пая

Кобальт

вес пая

Свинец

вес пая

Ва

137

Со

58

РЬ

207

Бор

вес пая

Кремний

вес цая

Серебро

вес пая

В

11

Si

. 28

Н

107,7

Висмут

вес пая

Магний

вес пая

Сурьма

вес пая

Ві

210

Mg

24

Sb

122

Водород

вес пая

Марганец

вес пая

Сера

вес пая

Н

1

Мм

55

S

32

Железо

вес пая

Мышьяк

вес пая

Углерод

вес пая

Fe

56

As

75

С

12

Золото

вес пая

Медь

вес пая

Фосфор

вес пая

Аи

197

Си

63,4

р

31

Йод

вес пая

Натрий

вес пая

Хлор

вес пая

I

126

Na

23

С]

354

Кадмий

вес пая

Никель

вес пая

Хром

пес пая

Cd

112

N

59

Сг

52,2

Калий

вес пая

Олово

вес пая

Цинк

вес пая

К

39

Sn

118

Zn

65.2

Часто достаточно знать состав красок, чтобы соста­вить представление об их химических и физических свойствах Можно сказать определенно, что изучение красо < сводится к изучению их взаимодействия друг с другом, химических реакции и физических свойств, где колер краски и его постоянство зависят от постоян­ства состава красильного вещества.

Все краски в сыром виде кажутся ярче и красивее сухих Это свойство не следует забывать и иметь в виду, что краски, применяемые в масляном виде и на лаке, приобретают влажный вид в отличие от клеевых и не­жирных красок.

Краски по происхождению можно подразделить на 4 основные группы. 1-ю группу составляют натуральные

13 Обработка дср«и 369

минеральные краски. Ко 2-й группе относятся мине­ральные краски, получаемые искусственно. 3-ю группу составляют все краски органического происхождения, так называемые ляк-краски, где органические пигменты соединены с солями и минеральными кислотами. На­конец, к 4-й группе относят все углеводородные краски, называемые анилиновыми. Производство их составляет специальный раздел прикладной химии, а применение не рассматривается в нашей книге.

В малярном деле ваяшы три первые группы, к рас­смотрению которых и переходим

Большинство натуральных красок называются зем­листыми, так как они добываются из земель и руд; все они минерального происхождения, подвергаются лишь механической обработке, как-то: измельчению, отмучи - ванию, просеиванию и вообще таким операциям с по­мощь которых достигается возможно более полное дробление вещества К землистым краскам относят и отбросы, получаемые при выплавке металлов из руд в некоторых химических производствах. Кроме того, некоторые землистые краски подвергают обжиганию для получения новых оттенков, так что в натуральных красках нужно различать сырые и обработанные мате­риалы.

Сырые материалы, служащие источником получе­ния натурал^ых красок, встречаются в природе в виде пластов земной коры, гнезд, жил; другие весьма редки и встречаются в ограниченных количествах. Как я уже заметил, многие материалы представляют собой совер­шенно готовые краски, другие требуют только механи­ческого измельчения и очистки, иные подвергаются отмучиванию и обжигу. Последнюю операцию можно считать химической обработкой, так как в результате обжига изменяется химическии состав краски.

Из сырых материалов, служащих источником по­лучения и приготовления красок, а также использу­емых в качестве примеси, заслуживают внимания сле­дующие:

1. Известь в виде известняков, меда, мрамора и дру­гих пород. Она составляет значительную частії состава земной коры. В чистом виде представляет собой соеди­нение окиси кальция с углекислотой, так же, как в со­единении с кремнеземом, глиной и окисями многих металлов, чаще всего, железа. Известь широко приме­няется в виде аморфного чистого мела, называемого углекислой известью.

2 Алебастр, гипс, сернокислая известь очень рас­пространена в природе. Встречается целыми пластами. В сыром виде представляет белые полупрозрачные кри­сталлы, химический состав которых выражается фор­мулой Ca0S03+2H20, что говорит о содержании воды, испаряющейся при обжиге. Обожженный безводный алебастр, или гипс, имеет вид белого порошка употреб­ляемого в лепных и штукатурных работах: идет как примесь к землистым и другим краскам для удешевле­ния их цены.

3. Тяжелый шпат, сернокислый барит, BaSOi. Мине­рал белого цвета, имеет кристаллическое строение ром­бической формы, встречается пластами в горных поро­дах. Часто содержит металлические окислы и является ценным материалом для получения порошкового шпа­та, имеющего широкое применение в малярном деле как примесь к краскам

4 Тальку стеатит, жирный камень. Минерал белого цвета, жирен на ощупь, мягок, прочерчивается ногтем, представляет кремнекислую соль магнезии. Измельчен­ный в мелкии порошок тальк используется как при­месь к краскам

5 Глина. Распространена в природе в разли шых видах. Полевой шпат — это соединение глинозема, кремнезема и кремнекислого калия. Встречается в кристаллах и в виде белого порошка, идет как примесь к краскам Аморфная белая глина, или каолин, употребляется в изготовлении фарфора и используется как примесь к краскам

6 Охра. Это глина, окрашенная в разные оттенки окислами железа, встречается в большом количестве в природе В натуральном виде применяется как зем­листая краска желтых и коричневых оттенков Широко применяется в малярных работах.

7. Болюс. Это охра с более темными оттенками. В натуральном виде применяется как коричневая краска

8. Железные руды. Встречаются в природе в боль­шом количестве, представляют собой готовые краски различных оттенков от желто-бурою до красно-корич­невого цвета, служат материалом для получения цен­ных красок и могут применяться в натуральном виде.

9. Медная синь, или медная лазурь В природе встре­чается в виде мелких кристаллов. Состав выражается формулой: ЗСиОгСОгНгО. В виде порошка представля­ет готовую синюю краску, известную в торговле под названием горной сини.

10. Вивианит. Минерал почти черного цвета, кри­сталлического строения, состоит из водной фосфорно­кислой окиси железа В виде порошка представляет черную краску с оттенком индиго

11. Малахит, или горная зелень. Минерал, извест­ный благодаря красивому зеленому цвету; идет для изготовления ювелирных и гранильных изделий. В виде портш ка представляет прекрасную зеленую краску.

12. Веронская земля. Это глина, окрашенная заки­сью железа, имеющая зеленый оттенок. Встречается пластами в Италии, Тироле, Венгрии и других странах.

Природным сырьем для получения черных красок могут служить: черный глинистый сланец, каменный уголь и графит.

Можно назвать eufe много видов сырья, представ­ляющего собой природные краски или материалы для их получения. Чтобы не повторяться, я не называю их здесь, но при описании отдельных красок укажу, какие встречаются готовыми в природе.

Дешевизна некоторых красок часто служит причи­ной недостатков в малярном производстве, где труд оценивается гораздо дороже употребляемых матери­алов. Поэтому советую обращать внимание на выбор красок, лаков, олифы и других необходимых для рабо­ты материалов, пользоваться известными материалами и всегда иметь в виду, что теория только тогда помогает нашей практике, когда подтверждена опытами.

Почти все искусственные минеральные краски полу­чают в результате химической обработки металлов. Многие краски получают при смешении двух или не­скольких растворов металлических солеи, когда вслед ■ ствие химического обмена происходит образование но­вых соединений в виде нерастворимых осадков; такие осадки часто представляют собой готовые краски Дру­гие — в результате воздействия кислот на металлы: при окислении, обжигании и т. п. химических процессах. Одним словом, способов получения различных красок весьма много, изучение их требует солидного знания химии и множества приемов, усваиваемых только на практике Эмпирические рецепты состава красок и их производства никогда не дадут удовлетворительных ре­зультатов там, где нет опыта и научной подготовки, поэтому в большинстве случаев остаются беспо­лезными.

При изготовлении красок следует обеспечить их устойчивость к разрушительным влияниям воздуха, га­зов, сырости, света и перемен температуры. При выбо­ре красок нужно учитывать физические свойства мате­риала и химические взаимодеиствия, так как часто красочные материалы, взятые отдельно, отвечают всем условиям прочности и красоты, а при смешении теря­ют свои достоинства, другие материалы, наоборот, от присутствия примесей улучшаются и успешно приме­няются на практике. С этой точки зрения нужно рас­сматривать все искусственные краски. В дальнейшем изложении опишем характерные свойства, реакции красок и их применение в работе.

Все искусственные органические краски, имеющие применение в малярно-живописном деле, с точки зре­ния химии могут быть рассмотрены как соли, где

основанием служат минеральные окислы, а кислота­ми — органические красящие пигменты. Органичес­кие краски, бакана или лак-краски получают обычно из органических экстрактов, отваров осаждением раство­ров солей олова, свинца, глинозема, магнезии и др. (соли железа и меди очень редко служат для этих целей) Получаемые осадки представляют собой уже готовые краски в виде аморфных порошков, не требу­ющих измельчения; их промывают, сушат и в виде лепешек, головок, а часто в виде густого теста пускают в продажу. Общее характерное свойство почти всех лак-красок — непрочность цвета в условиях солнечно­го освещения. Органические краски довольно ценны, отличаются прозрачностью, поэтому и носят название лак-красок, обладают слабой кровельной способностью, в большинстве случаев очень интенсивны; в малярном деле применяются больше для разбавления чем само­стоятельно. В основном их применяют в живописи, декоративных работах, в различных художественных промыслах. Благодаря чистоте цвета и яркости тонов их предпочитают многим минеральным краскам. Ор­ганические краски дают красивые разводы, но, к сожа­лению, весьма скоро теряют живость цвета.

Комментарии закрыты.