Фаянс с твердой синей или зеленой сердцевиной (вариант D)
У этой разновидности фаянса сердцевина из зернистого кварца обычно бывает более твердой, чем у обыкновенного фаянса, а иногда даже очень твердой; она окрашена в синий или зеленый цвет и всегда покрыта отчетливо выделяющейся глазурью того же цвета, что и основа, хотя обычно более светлого оттенка. На первый взгляд может показаться, что окраска сердцевины [264] вызвана случайным частичным проникновением глазури в вещество основы, но против этого есть два веских возражения: во-первых, глазурь, по всей вероятности, была слишком густой, чтобы таким образом просочиться в вещество основы[963], и, во-вторых, при таком проникновении окраска сердцевины была бы наиболее интенсивной у поверхности, постепенно бледнея по направлению к центру, тогда как на деле мы не видим никакого изменения в окраске, которая остается совершенно однородной, хотя изредка можно заметить мельчайшие частицы более темного синего или зеленого, похожего на глазурь вещества, разбросанные равномерно по всей сердцевине. Об этом упоминает Франше; он пишет, что «...иногда употреблялась синяя глазурь, зерна которой можно легко различить в массе вещества». Поэтому можно предполагать, что мастера умышленно добавляли к кварцу немного мелкоистолченной глазури или толченую смесь из материалов, применявшихся для изготовления глазури, чтобы путем сплавления увеличить твердость фаянса. Это же предположение высказывает и Франше, который считает, что примешивание к кварцу глазури имело целью сделать обыкновенный фаянс менее хрупким[964]. Хотя добавленная глазурь играла также роль связующего вещества, это свойство ее могло проявиться лишь после обжига; таким образом, при изготовлении фаянсовых предметов вручную, без применения форм, необходимо было добавлять к материалу обычные связующие вещества, без чего формовка и покрытие глазурью были бы невозможны. Возможно и другое объяснение: случайно испорченные или забракованные по каким-то другим причинам изделия вновь перемалывались — сердцевина вместе с глазурью — и шли на изготовление новых предметов в качестве материала для основы. Эту разновидность фаянса обычно относят к эпохе XXVI династии, но до нас сохранилась найденная в Саккара плитка от мозаики, по-видимому, из такого же материала, относящаяся к III династии[965]. [265]
Помимо исследования большого количества образцов при помощи лупы, двенадцать образцов было подвергнуто микроскопическому анализу[966].