Другие благовонные курения

Время от времени я подвергал анализу различные вещества древнеегипетского происхождения, относительно которых предполагали, что они употреблялись в качестве благовонных курений. Привожу их описание. Одним из таких материалов было коптское благовонное курение, относящееся к тому же времени и найденное в том же месте, что и упомянутый выше средиземноморский ладан. Однако это вещество сильно отличалось от ладана: оно состояло из темных красновато-коричневых кусочков неправильной формы, просвечивающих при свежем изломе, очень напоминающих по виду смолу и обладающих приятным запахом. Анализ показал, что оно было настоящей смолой в отличие от гумми - смол и поэтому не могло быть аравийским ладаном, миррой, гальбаном или стираксом; от средиземноморского ладана оно отличалось своим цветом. Определить это вещество не удалось[628]. Образчик вещества, найденного Легрэном в Карнаке, был тускл и непрозрачен. Анализ показал, что это настоящая смола, смешанная с известковой пылью (76%). Хотя [172] Легрэн описывает это вещество как благовонное курение, я полагаю, что это был какой-то

153

Связующий материал, вроде найденного несколькими годами позднее Пийе в Карнаке и Монтэ в Танисе[629]

В гробнице Тутанхамона была найдена смесь смолы (или гумми-смолы) с натроном (природной содой), которая могла быть благовонным курением, поскольку природная сода употреблялась иногда с благовониями[630]. Смола (или гумми-смола — определить это не удалось, так как количество полученного материала было слишком мало) была в форме очень маленьких капель и палочек. Палочки длиною от 2 до 5 мм имели 0,5 мм в диаметре. Смола имела белую поверхность из-за приставшей к ней соды и собственной мелкой пыли; но внутри она была светлого желтовато-коричневого цвета. Образец почти весь, но не совершенно растворялся в спирте. Определить вещество не удалось, но ясно, что это не могла быть мирра; не похоже оно также по виду и на аравийский ладан[631].

Мы уже говорили о том, что аравийский ладан встречается в Судане. Но там же имеются и другие вещества, которые могли использоваться в качестве благовонных курений, хотя не известно, применялись ли они для этой цели. Я подверг анализу два из них, а именно смолу гафал, добываемую, как говорят, из дерева Balsamodendron africanum, и продукт дерева Gardenia Thunbergia. Смола гафал обычно имеет вид полупрозрачной бесформенной массы желтоватого, светло-коричневого или темно-коричневого цвета, весьма

Напоминающей смолу. Продукт Gardenia Thunbergia был также представлен в виде кусков неправильной формы, но он мало походил на смолу гафал. Цвет этих кусков был различен — от желтовато-коричневого до черного; вещество было совершенно непрозрачно. Оба вещества представляют собою душистые гумми-смолы и, по-видимому, были вполне подходящим материалом для благовонных курений. [173]

Как уже упоминалось, смола очень часто встречается в египетских гробницах всех периодов. Смолу постоянно клали в могилы бадарийского и додинастического периодов, то есть задолго до изобретения бальзамирования, а также в ранние династические погребения в тех случаях, когда трупы не были бальзамированы либо потому, что бальзамирование было еще не известно, либо потому, что оно не было еще широко распространено.

Эта смола во всех случаях оказалась настоящей смолой в отличие от таких гумми - смол, как аравийский ладан и мирра. Последние являлись продуктами стран более южных и жарких, чем Египет, между тем как большая часть настоящих смол и, вероятно, все смолы, о которых здесь идет речь, добываются либо из хвойных деревьев (кедр, сосна, ель и пихта), либо из различных видов Р1Б1ае1а (главным образом Р. 1егеЫп1;кш), растущих в более холодных странах севернее Египта. Если учесть древние связи Египта с Западной Азией, где таких деревьев очень много, то становится вполне вероятным, что именно Западная Азия могла служить для Египта источником получения этих смол.

Эти смолы, многие из которых внешне почти не отличимы друг от друга, обычно не имеют запаха, хотя отдельные образцы душисты. Как правило, они непрозрачны и имеют снаружи тускло-коричневую окраску; но внутри они имеют более чистый цвет и смолообразную структуру. Анализы этих смол дают сходные результаты: вероятно, все они, за немногими исключениями, принадлежат к одному виду, ботанический источник которого не удается установить. Так как все образцы этих смол относятся ко времени до начала бальзамирования и до применения смолы в качестве лака, связующего вещества и сырья для изготовления различных украшений и других предметов[632] (если не считать отдельных мелких бусин, сохранившихся до нас от додинастической эпохи)[633], то наиболее вероятно, что эти смолы употреблялись в качестве благовонных курений, тем более что мы не имеем никаких свидетельств об употреблении до династической эпохи [174] аравийского ладана и мирры. Однако, как правило, запах, получающийся при сжигании такой смолы, по современным понятиям, не ароматен и напоминает запах горящего лака, хотя иногда попадаются образчики с ароматным запахом[634]. Если эти вещества служили в качестве курений, то они были предшественниками значительно более приятных по запаху и, вероятно, гораздо более редких и дорогих материалов — аравийского ладана и мирры. Если же нет — то тогда почти полное отсутствие в могилах одного из наиболее широко употреблявшихся в религии и магии Древнего Египта вещества остается неразрешенной загадкой. Возможно также, что даже после того, как мирра и аравийский ладан стали уже известны, они употреблялись лишь в исключительных случаях ввиду их редкости и дорогой цены. Для обычных же целей и среди более бедных людей применялись более доступные и более дешевые вещества. Этим можно было бы объяснить присутствие коричневой смолы в могилах всех периодов и сословий. Обсуждение вопроса о ботанических источниках этих смол мы отложим до рассмотрения истинных смол, применявшихся в более позднюю эпоху, преимущественно в связи с бальзамированием[635].

Комментарии закрыты.