Аравийский ладан (Olibanum)
Аравийский ладан с древнейших времен считался и до сих пор считается основным материалом для воскурений. Это ароматная гумми-смола, встречающаяся в виде больших застывших капель (слез) светлого желтовато-коричневого цвета, но наиболее чистые разновидности ладана почти бесцветны или имеют слегка зеленоватый оттенок[3105]. В свежем виде ладан полупрозрачен, но после перевозки (которая неизбежна в процессе торговли) он покрывается своей собственной мельчайшей пылью, образующейся от трения кусков между собой, и поверхность его становится полуматовой. Большая часть остальных материалов для благовонных курений имеет более определенную окраску. Многие из них темно-желтого, темного желтовато-красного или желтовато-коричневого цвета; в нескольких случаях они имеют серую или черную окраску. Поэтому упоминаемое в папирусе Гарриса[3106] (XII династия) благовонное курение белого цвета было, вероятнее всего, аравийским ладаном, так как его цвет более приближается к белому, чем цвет всех других курительных веществ. Плиний считает, что белый цвет был одним из тех признаков, по которым определяли ладан хорошего качества (лат. Thus)[3107]. Название ладана на [165] древнееврейском, греческом и арабском языках обозначает «молочно-белый».
Аравийский ладан является продуктом небольших деревьев из семейства Boswellia, растущих главным образом в Сомали и Южной Аравии. Но одна из разновидностей ладана добывается из дерева Commipfora pedunculata, растущего в восточном Судане близ Галлабата[3108] и в соседних с ним областях Абиссинии. Поэтому сообщения древних надписей о том, что Египет в эпоху VI династии[3109] получал благовонные курения от племен негров,
107 108
А в эпоху XVIII и XX династий — из Пунта, не противоречат тому, что речь идет об аравийском ладане, поскольку Пунт (был ли это Сомали или Южная Аравия) является родиной ладана, племена же негров обитали к югу от Египта, и товары из Пунта или восточного Судана вполне могли переправляться в Египет через их страну. Даже благовонные курения, поступавшие в эпоху XVIII династии из Речену[3110], Джахи[3111] и Нахарины[3112], могли быть ладаном или по крайней мере включать ладан, так как товары из Южной Аравии без труда могли попадать в Западную Азию, хотя, конечно, не исключено, что это был какой-нибудь другой вид благовонных курений.
Плиний приводит слова царя Джубо о том, что дерево, дающее аравийский ладан (Thus), растет в Кармании и в Египте, «куда» (очевидно, имеется в виду Египет) его ввезли
112 113
Птолемеи, но в другом месте он пишет, что это ладанник, дающий средиземноморский
Ладан, что он произрастал первоначально в Кармании и что он был посажен по приказу Птолемеев и «в странах за Египтом». Деревья, привезенные из Пунта экспедицией, посланной царицей Хатшепсут, и изображенные на стенах ее погребального храма в Дейр-эль-Бахри, Брэстед[3113] называет [166] миррой, Невилль[3114] — аравийским Ладаном, а Шофф[3115] — Boswellia Carteri, ладаноносным деревом из Дхофара в Южной Аравии.
Изображения приблизительно тридцати деревьев до сих пор видны на стенах храма. Деревья изображены в двух видах: одни — с густой листвой, другие — совершенно голые. Никаких указаний на то, изображены ли здесь деревья разных пород или одной породы в разное время года, не имеется. Так или иначе, но и те и другие деревья изображены в такой условной манере, что установить их породу невозможно. Шофф интересуется только деревьями с листвой (обычно только их и копируют), совершенно игнорируя голые деревья, и говорит, что деревья с такой богатой листвой не могут изображать ни «голой, колючей, трилистной, но фактически почти безлистной мирры, ни почти безлистных разновидностей сомалийского ладана». Однако возможно, что голые деревья изображают именно одну из этих пород.
В римский период среди предметов ввоза в Египет, облагавшихся пошлиной, был ладан[3116] (как африканский, так и аравийский). Плиний[3117] говорит, что ладан подготовляли к продаже (вероятно, чистили и сортировали) в Александрии.
Лейн пишет[3118], что в его время египтянки жевали ладан, чтобы сделать свое дыхание благоуханным. Этот обычай сохранился до сих пор.
Я исследовал уже упоминавшееся благовонное курение из гробницы Тутанхамона и считаю вполне возможным, что это был аравийский ладан. Вещество это имеет светлую желтовато-коричневую окраску; оно ломко, немного напоминает по внешнему виду смолу, горит дымным пламенем, имеет приятный ароматный запах и растворимо в жидкости, состоящей приблизительно из 80% спирта и 20% воды; оно, очевидно, представляет собой какую-то гумми-смолу и не может быть ни средиземноморским ладаном, ни мекка-бальзамом, ни стираксом. Цвет вещества не похож на обычный цвет мирры, бделлия или гальбана. [167]
Я полагаю, что все это вместе взятое позволяет считать это вещество толченым и
120
Скатанным в шарики аравийским ладаном.
121