Истинные смолы

Ботанические источники применявшихся при бальзамировании истинных смол (в отличие от гумми-смол), [489] так же как и смол, найденных в додинастических и раннединастических могилах (то есть относящихся ко времени до введения бальзамирования), не известны, а поскольку этот вопрос имеет существенное значение, дадим краткую его характеристику на сегодняшний день.

Как результаты практических опытов, так и упоминания в древнеегипетских текстах не оставляют никакого сомнения в том, что интересующие нас смолы ввозились из стран восточного Средиземноморья. Основными смолоносами этого района являются хвойные деревья, главные из которых — кедр, кипарис, ель, можжевельник, лиственница, сосна, пихта и тис. Тис не дает смолы; обычно не дают смолы и кипарис и можжевельник[4244]; таким образом, эти три вида могут быть сброшены со счета. Кроме того, поскольку многие из смол, о которых идет речь, попадали в Египет еще в додинастический период, наиболее вероятным источником их в восточном Средиземноморье была Сирия и южное побережье Малой Азии. В таком случае основными смолоносными растениями, которые нам остается рассмотреть, являются кедр (Cedrus Libani) с ливанских и сирийских гор и гор Тавра в Малой Азии; киликийская ель (Abies cilicica) и алеппская сосна (Pinus halepensis), обе из Северной Сирии и Малой Азии; каменная, или зонтичная, сосна (Pinus Pinea) из Сирии и восточная ель (Picea orientalis) из Малой Азии. Нужно, однако, заметить, что, хотя надрезанный кедр и дает смолу, смола из него выходит с трудом и в небольшом количестве, и, насколько мне известно, он никогда не использовался в качестве источника смолы, если не считать возможного использования его для этой цели в Древнем Египте; поэтому я считаю, что кедровая смола и в этом случае может быть исключена.

Поскольку природа хвойных пород дерева из Сирии и Малой Азии (главным образом из Сирии), применявшихся в Древнем Египте, может помочь определению видов самих деревьев и тем самым способствовать разрешению вопроса о происхождении смол, напомним, что такими породами являются кедр, кипарис, ель, можжевельник, сосна и тис, которые мы рассмотрим подробнее [490] в главе о древесине. Если исключить кипарис, можжевельник и тис как несмолоносные деревья, остаются только кедр, ель и сосна. Кедр был ливанским кедром, ель, по-видимому, киликийской, а сосна, вероятно, алеппской.

В древнеегипетских текстах упоминается высоко ценившееся дерево «аш». Его получали из Сирии, смола же его использовалась при бальзамировании.

Учитывая 1) цвет древесины дерева «аш», который, судя по изображениям на стенах памятников, был светло-желтым, 2) толщину, высоту и прямизну ствола, обусловленную применением этого дерева (для изготовления дверей храмов, священной ладьи Амона, мачт для судов и храмовых пилонов), 3) место, откуда привозилась древесина (Ливанские горы), и 4) то обстоятельство, что дерево давало смолу, Лоре[4245] приходит к заключению, что деревом аш египтяне называли киликийскую ель (Abies cilicica), хотя обычным рыночным аш могла быть сосна, вероятно Pinus Pinea; но он предполагает также, что слово аш употреблялось как общий термин для обозначения известного сорта леса, доставляемого из Сирии. Жакемэн поддерживает гипотезу Лоре о том, что дерево аш было киликийской елью[4246]. Глэнвилль соглашается с Лоре[4247], что в некоторых случаях слово аш «обозначает не столько название дерева, сколько тип древесины различных хвойных пород — сосны, ели, но в особенности Pinus Pinea. Если дерево аш было киликийской елью, то и смола аш должна быть смолою того же дерева».

К стенкам маленькой пустой алебастровой вазы из гробницы Тутанхамона с надписью «смола аш» пристал крошечный кусочек вещества. Я отобрал пробу, подверг ее анализу и убедился, что это была истинная смола в отличие от камеде-смолы, и поэтому, вероятно, смола хвойного дерева. Цвет ее варьировал от светло - до темно-коричневого; она на 90 % растворялась в спирте, совершенно не растворялась в скипидаре и петролейном эфире и оставляла довольно много золы, которая, однако, состояла из карбоната кальция и образовалась, по-видимому, [491] от сгорания попавшего в смолу вещества самой вазы. Проба при воздействии уксусным ангидридом и серной кислотой не дала положительной цветовой реакции на канифоль. К сожалению, в моем распоряжении было слишком мало вещества; это препятствовало проведению более детального анализа, и точное определение материала оказалось невозможным.

По просьбе Рейснера я исследовал образец вещества из гробницы № b 2140 в Гизэ (царствование Хуфу), которое он называл «высохшим кедровым маслом». Это было смолообразное, очень хрупкое вещество с раковистым изломом; оно выглядело почти черным, хотя края при рассмотрении под лупой имели красный оттенок и просвечивали; в истолченном же виде все вещество превращалось в красновато-коричневый порошок. Оно горело дымным пламенем, при горении издавало очень сильный аромат и оставляло 6 % золы, на 88 % было растворимо в горячем спирте, совсем не растворялось в петролейном эфире и на 12 % растворялось в скипидаре. Таким образом, это была, несомненно, настоящая смола хвойного дерева, и, возможно, смола «аш».

В гробнице везира Рехмира (XVIII династия) в Фивах изображена и названа в прилагаемой подписи смола «аш»: она имеет вид маленьких округлых комочков красного

271

Цвета.

Обратимся теперь к смолам, применявшимся в связи с бальзамированием. Большая часть их по внешнему виду и общим свойствам очень напоминает смолы хвойных деревьев, за исключением того, что они почти не растворялись в скипидаре, тогда как смолы хвойных пород обычно растворяются в нем. Из двадцати образцов додинастических и раннединастических смол, испытанных на растворимость в скипидаре, 90 % оказалось нерастворимыми и 10 % частично растворимыми, а из двадцати двух более поздних образцов династического и греко-римского периодов 86 % совсем не растворилось и 14 % частично растворилось в скипидаре.

Конечно, легче всего предположить, что древние смолы утратили способность растворяться в скипидаре ввиду своего возраста и в результате воздействия воздуха; так, [492] например, доказано, что канифоль с течением времени становится менее растворимой в петролейном эфире[4248], но древнеегипетские смолы все еще хорошо растворяются в спирте и в некоторых других растворителях. И, наконец, один образчик древней смолы, приблизительно двухтысячелетней давности, который, как мне кажется, представляет собою

273

Хиосский скипидар, и поныне еще почти так же легко растворяется в скипидаре, как свежий материал.

Однако, принимая во внимание все разнообразные факты, связанные с этим вопросом, и допуская, что есть еще много такого, чего мы в настоящее время не в состоянии понять, мы склоняемся к мысли, что большая часть древнеегипетских истинных смол в отличие от гумми-смол добывалась, по всей вероятности, из хвойных деревьев (елей и сосен), и скорее всего из киликийской ели, алеппской сосны и каменной, или зонтичной, сосны.

274

Остается упомянуть еще одну смолу хвойного дерева, а именно смолу сандарака, дерева Теїхаоїіпів агйсиЫа (СаІШгів диаёпуаНв), растущего в северо-западной Африке. Однако нет свидетельств и трудно даже предполагать, чтобы вообще в древности оттуда могли ввозить в Египет смолу; к тому же ни одна из древних смол не похожа по внешнему виду на смолу сандарака.

Можно упомянуть также две смолы нехвойных деревьев из стран восточного Средиземноморья: хиосский скипидар и смолу мастикового дерева. Обе являются продуктами двух различных видов РІБІасіа, одна — РІБІасіа ІегеЬіпШш, а другая — РІБІасіа ІепйБСШ. При раскопках древнеегипетских памятников был найден один образец хиосского скипидара; образцов смолы мастикового дерева не обнаружено. Один вид дерева РіБІасіа, вероятно Р. ІегеЬіпШш, встречается кое-где на Синае[4249]; вообще Р. ІегеЬіпШш распространена на холмах Палестины к северу от Беершебы275. Еще один вид РіБІасіа, Р. КЫп|ик, встречается в округе Галала (Суэцкий залив) в Египте[4250]. [493]

Одной из наиболее характерных особенностей истинных смол является большое разнообразие их окрасок. Некоторые из них красноватого цвета (почти оранжевые, в истолченном состоянии принимают вид желтого порошка) ; другие — черные, напоминают по внешнему виду вар; известна одна смола аспидного цвета; остальные — коричневые.

Из одиннадцати исследованных образчиков красноватого вещества от мумий семь было взято из черепных коробок, три — из глазных орбит, один — из носа. Четыре относились к эпохе XXI династии, другие же не были датированы, но, по-видимому, принадлежали к позднему времени. Ботанический источник этой смолы установить не удалось. В гробнице Тутанхамона была обнаружена смола почти такого же вида, как одиннадцать упомянутых образцов, и обладающая почти такой же растворимостью в разных растворителях. Она была найдена в вазе, поставленной рядом с другой вазой, в которой находилась сода, и это дает основание думать, что она имела прямое отношение к бальзамированию.

Было исследовано одиннадцать образцов черного смолистого вещества: пять — от мумий людей (один — XVIII династии; один — XXI династии и три — Птолемеевского периода); один — от мумии крокодила (недатированной) и пять из могил (все Птолемеевского периода), причем относительно последних образцов не известно, были ли они взяты от мумий или нет. По данным Шпильмана, четыре образца содержат битум, но, поскольку два из них не содержат одного или двух из характерных спутников битума (ванадия, никеля и молибдена), это кажется сомнительным, и я считаю, что присутствие битума и в двух других образцах также еще не доказано[4251]. Ботанический источник этих черных смол также остается невыясненным.

Не удалось также установить и причину черной окраски и даже определить, было ли это вещество черным от природы или почернело со временем. Но один из образцов, хотя в основном черный, блестящий и очень напоминающий вар, оказался частично темно­коричневым, а в одном углу почти рубиново-красным, из чего можно заключить, что первоначально нечерная смола может со временем почернеть. Из одиннадцати упомянутых образцов [494] пять содержали жировые вещества, и мы уже высказывали мысль, что некоторые смолы могли почернеть под воздействием жирных кислот, выделявшихся

278

Из самого тела. Не исключено также, что черный цвет смолы является результатом обугливания при нагревании, к которому, вероятно, прибегали, чтобы сделать смолу достаточно жидкой для заливки тела и его внутренних полостей.

Я обследовал двух набальзамированных крокодилов[4252]. Оба они были черными и выглядели так, словно подверглись обработке битумом. Я не нашел ни в одном из них ничего, кроме высохших и почерневших мышечных тканей, и лишь в одном случае было немного жирового вещества.

Другие черные вещества мумий мы разбираем в разделах об умащениях и

280

О древесном дегте.

Коричневые образцы и единственный образец аспидного цвета были обычными смолообразными веществами, ботаническое происхождение которых установить не удалось.

Комментарии закрыты.