В. Фаянс
Под «египетским фаянсом» подразумеваются изделия из глазурованной кварцевой фритты (толченого кварца). Термин «глазурованные силикатные изделия», предложенный Бертоном[3456], слишком расплывчат, так как он должен охватывать и глазурованную силикатную керамику. Термин «глазурованная керамика», часто применяемый при описании египетского фаянса, совершенно непригоден и только вводит в заблуждение, так как керамика изготовляется из глины, формуется в мокром состоянии и приобретает твердость в результате обжига. Употребляемый иногда термин «глазурь» в данном случае также непригоден; назвать глазурованный предмет «глазурью» так же нелепо, как лакированную вещь — «лаком». Мы различаем обыкновенный фаянс и ряд вариантов. Перейдем к их описанию.
Обыкновенный фаянс
Типичный египетский фаянс состоит из вещества основы (сердцевины), покрытого стекловидной щелочной [254] глазурью. Он изготовлялся с додинастического периода[3457] до XIV века н. э.[3458].
Вещество основы
Вещество основы всегда имеет зернистую структуру; обычно оно рыхло или даже очень рыхло, хотя иногда бывает твердым; в большинстве случаев оно состоит из очень мелких частиц, но иногда — из сравнительно крупных. Чаще оно бывает белого или почти белого цвета, но иногда имеет коричневатый, серый или желтоватый, а изредка чуть голубоватый или зеленоватый оттенок[3459].
Были исследованы сотни, а возможно, и тысячи образцов обыкновенного фаянса, но нет никакого смысла приводить подробные описания всех анализов, хотя стоит, пожалуй, остановиться на цвете вещества основы некоторых образцов. Ниже я привожу данные по сорока одному образцу эпохи I и II династий. Эти образцы находятся в Каирском музее и представляют некоторый интерес, поскольку они относятся к сравнительно раннему периоду в истории применения этого материала:
Цвет вещества основы |
Количество образцов |
% |
Очень белый |
8 |
20 |
Серый |
3 |
7 |
Слегка желтоватый |
11 |
27 |
От светло - до темно-коричневого1 |
19 |
46 |
41 |
100 |
1 Судя по цвету, материалом служил толченый песок или песчаник. |
В некоторых маленьких синих изразцах из ступенчатой пирамиды в Саккара и
Прилегающей к ней большой [255] гробницы (III династия) материал основы был очень
Чистого белого цвета; несколько плиток от мозаики из дворца в Эль-Амарне
(XVIII династия) имеют белую сердцевину крупнозернистой структуры. У образцов Х1Х-ХХ
12
Династий из Кантира сердцевина крупнозернистая, коричневого цвета. Из восемнадцати образцов греко-римской эпохи, найденных в Фаюме, у двенадцати сердцевина белая или почти белая, у пяти — коричневая, а у одного — серая. Четыре образца фаянса мусульманского периода имеют очень белую сердцевину.
Материал основы, как мелко- так и крупнозернистый, при рассмотрении под микроскопом оказывается состоящим из острых, угловатых зерен кварца без какой-либо видимой примеси других веществ.
Лишь очень немногие результаты химических анализов этого вещества опубликованы, но и среди них далеко не все удовлетворительны, поскольку в них не приводятся даты исследованных образцов и в ряде случаев исследовался не обыкновенный фаянс, а тот или иной из его вариантов[3460].
Материалом для белой основы могут служить только три вещества: толченый кварц, толченый торный хрусталь и толченая белая кварцевая галька. Из всех трех путем тщательного размалывания мне удалось получить материал, фактически ничем не отличающийся от древнего. Во всяком случае, известен один специалист по подделке древнеегипетского фаянса, который пользуется как толченой кварцевой породой, так и толченым горным хрусталем.
Что же касается коричневой, серой и желтоватой сердцевины, то, вероятно, в этих случаях был использован толченый песок, песчаник или кремень; окраска же является следствием естественных примесей в этих веществах.
Глазурь
Глазурь применялась чаще всего синяя, зеленая или зеленовато-синяя, но иногда фиолетовая, белая, желтая и двуцветная или многоцветная[3461]. Это так называемая [256] щелочная глазурь, состоящая из стекла. По химическому составу это в основном силикат натрия-кальция, силикат калия-кальция без всяких следов свинца[3462]. Следует отметить только два опубликованных анализа глазури, настолько полных и подробных, что можно не сомневаться в том, что исследованное вещество было действительно обыкновенным фаянсом[3463].
Из результатов анализов ясно, во-первых, что глазурь является стеклом того же состава, что и древнее стекло, но процент извести (окиси кальция) в ней ниже, а окиси кремния — выше, чем в древнем стекле, и, во-вторых, что цвет глазури, так же как и в большинстве случаев цвет стекла, объясняется присутствием какого-то соединения меди. Большое количество поташа и малое — соды в одном из образчиков показывает, что употребленной в данном случае щелочью была не природная сода, а какая-то растительная зола.
Частичный анализ синей глазури на додинастической бусине из шерта, произведенный Гербертом Джексоном для Горация Бека, показал, что глазурь в основном состояла из силиката натрия лишь со следами кальция и что она была окрашена каким-то соединением меди[3464]. Поскольку в этом случае в качестве щелочи была использована сода, это, очевидно, была либо природная сода, либо зола, образующаяся при сжигании особых видов растений, произрастающих близ соленых вод[3465].
Броньяр пишет[3466], что глазурь египетского фаянса была исследована Бюисоном, Лораном, Малагути и Сальвета и что она состоит из кремнезема и соды, окрашенных соединением меди. Франше подтверждает[3467], что глазурь представляет собою соединение кремнезема и соды. [257]
Формование
Далее следует рассмотреть вопрос о том, как же такому непластичному материалу, как толченый кварц, придавали определенную форму. Предположение Бертона[3468] о том, что фаянсовые изделия вырезывались из песчаника, неприемлемо по многим причинам. Вот основные из этих причин: во-первых, зернообразные частицы применявшегося вещества не имеют естественно округлой формы, характерной для песчаника; они острые и угловатые, что свидетельствует об искусственном дроблении материала; во-вторых, в природе не существует такого чисто белого песчаника, и, наконец, вещество, из которого состоит сердцевина фаянса, настолько рыхло, что оно совершенно непригодно в качестве материала для резьбы. Вопрос был частично разрешен в результате находки очень большого количества краснокерамиковых форм, хотя все они относятся ко времени не раньше XVIII династии. Петри привез из Эль-Амарны около пяти тысяч таких форм, предварительно отбросив большое количество наиболее грубых экземпляров[3469]. Уинлок упоминает «сотни форм для бус, подвесок и колец» из мастерских на территории дворца Аменхотепа III[3470]. Махмуд Хамза собрал в Кантире «около десяти тысяч форм» эпохи ХЕХ-ХХ династий, «на большей
23
Части которых остались следы краски и пасты, применявшихся в процессе производства» . «Сотни форм для изготовления скарабеев, экспортировавшихся в Грецию, были найдены в Навкратисе»[3471] «Такие же формы были обнаружены во многих других местах —
В Мемфисе, Фивах, Гуробе и т. д.»[3472]. Описывая эти формы, Петри говорит[3473]: «В некоторых из них сохранились остатки кремнистой пасты, которой они были [258] заполнены, когда их выбросили». Большая часть этих форм предназначалась для мелких изделий — украшений, подвесок и скарабеев, но имеются также и более крупные формы для изготовления ушебти и других фигур. Все найденные формы были открытыми или односторонними, то есть они предназначались только для одной (лицевой) стороны изделия. Петри пишет[3474], что «пасте придавали в форме приблизительный объем и очертания будущего изделия, а когда заготовка высыхала, отдельные детали доделывались при помощи какого-то заостренного инструмента» и что «крупные предметы изготовлялись по частям; перед глазурованием части собирались и оклеивались при помощи той же пасты». В отношении фаянса из Кантира Хейс говорит, что «статуи и все более крупные изразцы вылепливались от руки, а не формовались... Каждая статуя изготовлялась на каркасе из деревянных стержней, на который слоями налепляли массу, служившую материалом для сердцевины фаянса, глазурь же (...) наносилась в достаточно густом, но текучем состоянии»[3475]. У некоторых форм края в верхней части пересекаются узким желобком, в который вкладывался кусок толстой медной проволоки. После этого форму заполняли пластичной пастой из толченого кварца, которая накладывалась и поверх проволоки. После обжига проволоку выдергивали; в изделии оставалось сквозное отверстие, которым можно было пользоваться для подвешивания.
Хамза нашел в Кантире кусок такой сильно корродированной проволоки, которая
29
В настоящее время находится в Каирском музее. Эта проволока имеет 8,1 см в длину, диаметр же в нынешнем корродированном состоянии колеблется от 1 до 2 мм. Очевидно, именно эти желобки были приняты Петри за «протоки для выхода излишков материала»[3476]. Однако фаянсовые изделия не всегда изготовлялись в формах. По словам Рейснера[3477], тонкие чаши, более крупные кувшины и некоторые [259] кувшины, найденные в египетской колонии Среднего царства в Керма (Судан), сделаны на гончарном круге; большая часть мелких кувшинов сделана на болванках; несколько грубых кувшинов носят следы выдалбливания, как будто они были первоначально вылеплены сплошными, а потом выдолблены внутри, пока материал был еще во влажном состоянии. Он говорит также, что фигуры и амулеты вылеплены от руки и отделаны при помощи резца или какого-то заостренного орудия и что ни один из этих предметов не был изготовлен в форме. Я позволю себе высказать предположение, что чаши и вазы, в особенности сосуды в форме чайников, служившие для возлияний, могли быть сделаны только на гончарном круге, а не путем формовки, хотя в формах могли быть изготовлены носики и крышки.