«PEPSI-COLA»
Б |
олее долгой и кровопролитной вогшы, чем между этими двумя мировыми лидерами по продаже прохладительных напитков, в истории бизнеса не зарегистрировано. А начало у них было схожим: как и в случае с «Coca-Cola», придумал «Pepsi» в 1898 году тоже фармацевт и тоже бывший офицер армии конфедератов Калеб Бредхэм, владевший аптекой в городке Ныо-Берн (Северная Каролина). Будучи выпускником медицинского училища, он долго экспериментировал с разными эликсирами в поисках рецептуры напитка, облегчающего желудочные недомогания. А когда в очередной раз смесь из масел и специй тропических фруктов и растений, а также сахара и экстракта знакомого нам ореха колы показалась ему удачной, очень кстати пришлось название «Pepsi-Соіа» («pepsis» по-гречески означает «пищеварение»).
Бредхэм не слишком тогда задумался над, казалось ему, невинным заимствованием второго слога у «Coca-Cola», которая уже набирала финансовые обороты. Расхлебывать последствия такой неосторожности полной мерой довелось его наследникам. Например, многолетние судебные процессы 30-х годов как в США, так и за рубежом завершились только после
окончания Второй мировой войны, когда подуставшие стороны заключили мирное соглашение, означавшее, что слово «Cola» является обобщающим термином и не находится под защитой патента на торговый знак.
Но война продолжалась на других фронтах: на рынках сбыта и в лоббировании правительственных институтов. У двух фирм были свои партийные предпочтения. «Pepsi» всегда имела связи среди республиканцев, «Coca-Cola» была близка демократам. Известный сенатор Джон Маккарти, прославившийся преследованием «инакомыслия», не погнушался получить ссуду в двадцать тысяч долларов и вместе ней прозвище в газетах «сынок Pepsi-Cola». Немалая заслуга компании и в успешной предвыборной кампании Ричарда Никсона и его воцарении в Белом доме. Свидетелями рекламных сражений двух фирм-магнатов на телевизионных экранах становились в каждом американском доме. Миллионы, например, напевали песню, исполненную в 1984 году популярнейшим Майклом Джексоном, «You’re the Pepsi generation» («Вы— поколение Пепси»). Схватки конкурентов продолжаются, а вместе с ними и поток дивидендов.