СРОЧНЫЙ АРБИТРАЖ

Финансовое сообщество, по сути своей, ориентировано на краткосрочную перспективу. И не потому, что в него входят одни глупцы. Как раз наоборот, в инвестиционной отрасли трудятся ярчайшие умы нашей великой страны. Но в какой-то момент бурного развития отрасли взаимных инвестиций наше врожденное желание быстро заработать изменило суть инвестиционного бизнеса, превратив его в соревнование маркетологов. В маркетинге нет ничего плохого; среди моих друзей есть несколько представителей этой профессии. Однако задача хорошего маркетолога — выяснить, чего хочет клиент, и постараться удовлетворить эти потребности. К несчастью для себя, многие инвесторы хотят мгновенно получать прибыль. Они стремятся жить не хуже других и хотят, чтобы здесь и сейчас (по итогам квартала и года) доходность их фонда была выше доходности других фондов и сопоставимых индексов. Но суть инвестирования не в этом, а в том, чтобы с минимальным риском достичь своих долгосрочных финансовых целей.

Приток и отток капитала во взаимном фонде зависят от результатов, которые он показал в краткосрочной перспективе по сравнению с другими фондами. Вознаграждение многих менеджеров и аналитиков напрямую зависит от того, удалось ли им достичь определенных целей (максимально увеличить приток капитала и свести к минимуму его отток), при этом основной акцент делается на краткосрочные результаты. Как следствие, менеджмент многих фондов руководствуется ложными ориентирами. Управляющим хеджевых фондов приходится решать еще более сложную задачу, поскольку они должны показывать абсолютную положительную доходность из месяца в месяц.

Инвестиционному менеджеру часто приходится принимать решения, ориентированные на краткосрочную перспективу, несмотря на то что он понимает их ошибочность в долгосрочной перспективе. Иначе он может потерять работу. Так, менеджер Oakmark Fund Роберт Санборн был уво­лен в 2000 г. за то, что доходность его фонда, использующего стратегию стоимостного инвестирования, была ниже рыночной, а отток активов составил $7 млрд1. Трудное, но правильное решение Санборна не вклады­вать активы фонда в «доткомы», а заниматься тем, для чего он был нанят (стоимостным инвестированием, а не спекуляциями), оправдало себя несколько месяцев спустя, когда NASDAQ обрушился и недооцененные акции снова вошли в моду, из которой не выходят вот уже более шести лет! К сожалению, Р. Санборн потерял работу раньше.

Инвесторы гонятся за лучшими фондами по итогам предыдущего года. И поэтому доходность их инвестиций, как правило, гораздо ниже общей доходности взаимных фондов, в которые они вкладывают деньги (согласно исследованию Dalbar Inc.). Средства массовой информации только усу­губляют ситуацию. В январе каждого года фонды-победители становятся героями хвалебных публикаций. Но не вините СМИ: они пишут лишь то, что хотят прочитать инвесторы!

Близорукость последних провоцирует участников рынка, которые кон­тролируют огромное количество капитала (Уолл-стрит) выбирать акции с предположительно высокой доходностью в краткосрочной перспективе. Профессионалы продают (или не покупают) бумаги с туманными перспек­тивами на ближайшее будущее, которые, однако, могут иметь отличное соотношение риск/доход в долгосрочной перспективе (в отличие от более коротких горизонтов инвестирования). Таким образом, если вы готовы мириться с невысокой доходностью в ближайшем будущем и инвести­ровать на более долгий срок, чем несколько кварталов (а именно так и должен поступать любой разумный инвестор), у вас есть прекрасная инвестиционная возможность: срочный арбитраж.

Нередко он возникает тогда, когда акция продается по недосмотру аналитика (от которого зачастую требуется не так уж много), компания не оправдывает ожиданий Уолл-стрит относительно прибыли или просто испытывает временные трудности (рано или поздно это случается со всеми, вопрос лишь в том, когда). Мы живем в мире, в котором все развивается нелинейно, и поэтому не ждите, что компании, в которые вы инвести­руете, будут все время постепенно расти. Вопреки тому, что говорят нам на Уолл-стрит, отдельно взятые события почти не влияют или не влияют вовсе на долгосрочные денежные потоки в компании, и поэтому реальная стоимость предприятия от них если и зависит, то очень мало. Однако финансовое сообщество готово обрушиться на акцию всем своим весом и объявить ее убыточной (что нередко ведет к падению ее стоимости), если она окажется между менеджерами фондов и их ежегодной премией (или занимаемой должностью) — опасное место для любой бумаги.

Хотя срочный арбитраж не лишен риска, если вы уверены в противо­положном инвестировании и не боитесь остаться на фондовом рынке в одиночестве (купить акции, которые невзлюбили аналитики или которые какое-то время не будут приносить высокий доход), у вас есть прекрас­ная возможность сыграть на извечных слабостях Уолл-стрит и поступить иррационально.

Комментарии закрыты.