ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
2.1. ФИЗИОЛОГИЯ И психология ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Анализ вопроса о том, какой должна быть успешная визуальная коммуникация бренда, целесообразно начать с анализа физиологических, а точнее говоря, психофизиологических особенностей человеческого (а не только потребительского) восприятия зрительной информации.
Начнем с общего вопроса: какова роль визуальной коммуникации в жизни человека? По результатам научных исследований установлено, что в среднем через глаза мы получаем 70% информации, т. е. на оставшиеся четыре органа чувств приходится лишь 30% (в основном — на слух).
Таким образом, визуальная составляющая доминирует в коммуникациях между людьми и между символьными системами (в частности, брендами) и человеком. Если она дополняется звуковой информацией, эффект усиливается, но если подменяется ею, воздействие снижается.
Разумеется, существуют специфические особенности отдельных индивидуумов, у которых другое процентное соотношение источников получения информации (мы говорим о здоровых людях), только общие законы общества и выстроенные в нем системы взаимодействия эмпирически ориентируются на усредненные показатели. Кроме того, существуют отдельные аспекты, свойства брендов, которые лучше или хуже доносятся через различные формы передачи информации, но общая закономерность одна: визуальное восприятие — важнейшее для человека.
Рассмотрим его более детально. Оно состоит из двух ключевых этапов:
-> сбора информации на физиологическом уровне (об этом процессе подробно рассказывают в школе на уроках анатомии: свет — зрачок — сетчатка — импульсы в нейронах мозга);
-> дешифровки визуальных сигналов (на этом этапе происходят их осознание и перевод на внутренний язык человека. Образно это можно сравнить со сценами из фантастических боевиков с участием роботов или инопланетных существ: зафиксирован-
ная камерой информация сопоставляется с базой данных, состоящей из картинок).
На первом этапе, в процессе получения визуальной информации, человеческий глаз совершает непрерывные движения, которые, как показывают специальные исследования и тесты, «позволяют последовательно выделять наиболее информативные точки (признаки предмета), сличать их друг с другом и синтезировать окончательный комплекс признаков, необходимых для опознания предмета»[1].
Если рассмотреть этот этап с точки зрения прикладного построения визуальной коммуникации, то можно прийти к следующим выводам: больше информации в единицу времени человеческий глаз сможет считать, если изображение (его ключевые элементы) будет:
• достаточно крупного размера (иными словами, максимально крупного, учитывая общую структуру коммуникации);
• лаконичным: объем информации должен быть ограничен и доступен для быстрого усвоения.
В случае успешного физиологического сбора информации она передается на дешифровку и сравнение с имеющейся базой данных. Откуда она берется? Как пишут ученые, подробно изучавшие данные процессы, «эти "запасы памяти" являются не чем иным, как полученным в результате активной человеческой деятельности опытом, который позволяет с известным приближением правильно воспринимать окружающий человека объективный мир, давать хотя и приближенное, но адекватное его отображение в сознании человека»[2].
Или, другими словами: «То, что человек видит, есть результат слияния визуальных впечатлений от предмета и встречной активности человека, посылающего навстречу этой информации сгустки прошлого опыта, означенного и осмысленного, интегрированного в общей структуре сознания человека»[3].
В бытовой жизни это приводит к парадоксальным (на первый взгляд) эффектам: например, если человек в условиях плохой освещенности не может понять, что или кто находится перед ним, и при этом происходит какое-либо движение (например, кто-то приближается), то ему могут привидеться разные предметы и образы. Если же человек твердо знает, что именно должен увидеть, то он будет легко различать
данный объект и видеть его даже лучше, чем предметы, которые расположены ближе и лучше освещены.
Иначе говоря, распознавание доминирует над физическим считыванием информации. На этом эффекте построены многие известные визуальные картинки-парадоксы. Многие из вас наверняка видели, когда прямые линии (что можно проверить с помощью линейки) выглядят кривыми из-за расположенных поблизости кривых объектов или особой штриховки.
На иллюстрации — типичный пример такого парадокса. Параллельны ли эти линии? Кажется, что нет, а на самом деле — да.
Как видите, это не только книжно-иллюстративная забава. Архитекторы использовали такой прием для оформления фасада здания.
Этот эффект может появляться и в том случае, когда картинка содержит несколько смыслов (сюжетов): человек считывает один из них, и затем ему требуется несколько минут, чтобы распознать другой. Как,
например, на следующей фотографии, где камень очень напоминает человеческое лицо.
«Опознание предмета — хотя и простая, но самостоятельная визуальная задача, требующая от человека некоторого усилия, определяемого желанием узнать, какой предмет передним»[4].
Система образов в значительной степени зависит от той социокультурной среды, в которой человек рос, взрослел и живет в настоящее время. У каждой среды есть как свои особые предметы и символы, так и своеобразные формы иллюстрации (визуального кодирования) информации.
Например, если ребенка, живущего в небольшом городке или в хрущевке на московской окраине, родители привозили в центр Москвы, водили по музеям, гуляли с ним по главным площадям, угощали мороженым, то у него возникало ощущение праздника. Ему казалось, что он попал в другой, более привлекательный и комфортный мир, и это впечатление порождало стереотипы, что обязательные составляющие такого мира — золотые рамы и позолоченные светильники (как в музеях), классические архитектурные элементы (как на многих зданиях в центре города) и красный кирпич, выложенный в избыточном (с точки зрения современной архитектуры) количестве (как в Кремлевской стене).
Выросшие на этих стереотипах люди, которые в 1990-е внезапно разбогатели, попытались реализовать свое представление о роскоши и комфорте во время строительства своих загородных коттеджей и ремонта городских квартир. Для них же тогда строилось множество домов, отличавшихся противоречивым набором архитектурных псевдоклассических элементов.
Наверное, многие из вас помнят, что в советские времена по*-ти не было ярких красителей, и поэтому одежда, игрушки, спортивные
товары, вывески и множество других вещей имели серовато-грязный оттенок, даже если изначально проектировались яркими. Отечественная кино - и телепродукция из-за технических ограничений (пленки и электронных компонентов) тоже была черно-белой или имела бледный, сероватый оттенок.
Доминирующими цветами эпохи были серый и черный. Привозившиеся из-за границы яркие предметы были предметом гордости владельца и зависти остальных. Логично, что начиная с 1990-х и по сей день большинство наших сограждан предпочитают товары ярких, насыщенных цветов, яркую упаковку, яркую рекламу. Нация продолжает утолять цветовой голод.
На западных рынках наблюдается несколько иная тенденция: яркие цвета там были в избытке и становились символами целых культурных эпох (хиппи, диско), поэтому сейчас значительная часть товаров, упаковок и рекламных материалов тяготеет к приглушенным цветам (серому, белому) часто «натурального» вида (типа картона, некрашеной фактуры и т. п.). Некрашеная фактура (в упаковке) служит символом экологически чистых продуктов, т. е. подразумевается, что даже при ее изготовлении производитель не использовал красители.
Для иллюстрации визуальных штампов в сознании человека можно привести тест: показать знак Госстандарта СССР людям в возрасте 15, 30 и 60 лет. Для первых это будет абстрактный значок, в котором по стилю графики они, возможно, распознают «что-то из СССР». Вторые воспримут его как советский знак, который они видели и, возможно, смысл которого они помнят, но доверия и уважения он у них не вызывает. Для людей старшего возраста знак Госстандарта — важный символ, подчеркивающий качество продукта.
Из-за столь разного восприятия с этим советским символом и происходят различные преобразования. На рисунке «Метаморфозы знака качества» можно увидеть исходный знак, его использование в современной рыночной ситуации и попытки создания образа нового знака. В наше время наблюдается два тренда с точки зрения визуальных решений: сохранение пятигранной формы как символа преемственности с советским знаком и использование других конфигураций (как видно из иллюстраций— круга) в качестве попытки создания принципиального нового символа, не имеющего ничего общего с «советской » историей.
Кроме того, можно наблюдать, как некоторые фирмы стремятся использовать более или менее схожие со знаком Госстандарта графические решения для собственных брендов отдельных продуктов.
Мучительный выбор Ростеста: знак должен быть новым или продолжать
традиции старого?
Любопытны в связи с этим «метания» основного, прогосударственно- го знака Росстандарта: он то приобретает черты советского (пятиугольная рамка или пятилепестковый детский значок), то отказывается от них.
С точки зрения знаков качества как брендов-рекомендателей логичны оба подхода: «советский» хорош преемственностью и «рас - крученностью» образа, а «новый» — отсутствием связи с «советской действительностью» и «советским качеством».
Какой подход правильнее, зависит от целей создания знака и амбиций его создателей. Если он рассчитан на непродолжительный период для обозначения элементарной безопасности товара, то логично использовать «просоветский» подход. Если знак претендует на «символ нового уровня качества», «превосходства над старыми товарами», «соответствия мировым стандартам», то целесообразнее отказаться от «наследства», обремененного воспоминаниями среднего и старшего поколения о сравнительно низком качестве и надежности советских товаров.
Кроме того, чем дальше от нас уходит советская эпоха, тем меньше потребителей, которым известно, какой смысл имел знак качества этой формы. На вклейке вы найдете визуальные воплощения различных вариантов его развития и альтернативных подходов.
С прикладной точки зрения для легкой и быстрой дешифровки визуальная коммуникация должна ориентироваться на привычность используемых образов, а именно:
• привычное (для целевой аудитории) изображение объектов;
• легко читаемые шрифты.
Современная социокультурная среда обрушивает на человека избыточные объемы информации, которые он не способен ни физиологически, ни психологически обработать. Причем ситуация усугубляется с каждым годом: «Количество информации в мире удваивается каждые 6-8 лет»[5]. Таким образом, потребитель вынужден выбирать информацию, сортировать, выборочно получать и осознавать ее. В этой ситуации преимущество получает простая и наглядная информация, поданная в легкой и доступной форме. Она быстро считывается и легко распознается. Информация, выраженная в более сложных образах, вполне вероятно, либо не будет считана, либо будет дешифрована.
Специалисты считают[6], что в ближайшем будущем важнейшей задачей графического дизайна станет развитие так называемой
информационной графики, которая должна упростить понимание и усвоение новой информации. Более того, обращение к визуальному языку служит одним из основных путей выхода из информационного кризиса.
Сверхзадача дизайна и информационной графики — быть лаконичнее и понятнее, быстрее считываться по сравнению с текстовой информацией. В таком случае уместно говорить об эффективности визуальной коммуникации и создании с ее помощью дополнительной ценности.
Здесь наблюдается определенная цикличность развития. Широкое распространение церковного искусства (икон и статуй, созданных по библейским мотивам) было связано именно с тем, что с помощью «картинок» до безграмотных прихожан доносились ключевые сюжеты Библии и тем самым формировалась и закреплялась вера в них. Священникам было проще организовать процесс иконописи и создания фресок, нежели заниматься поголовным обучением населения грамоте для массового чтения Библии. Таким образом, лаконичность и легкость усвоения визуальных образов в свое время послужили толчком для активного развития искусства под патронажем церкви в самых разных странах и конфессиях.
На построение визуальной коммуникации большое влияние оказывает специфика работы зрительной памяти человека. Для значительной части людей проще запомнить цвета упаковки, характерные графические или иллюстративные элементы, нежели название бренда или вкуса.
Например, достаточно известный на рынке бренд бытовой химии LUXUS уже на протяжении многих лет на сленге потребителей называется «упаковка с красным треугольником» (он является частью логотипа).
Некоторые владельцы брендов используют этот прием сознательно (например, «Упаковка с огоньком»), у других это сложилось исторически (молоко и сметана «с девочкой» ассоциируются с продукцией Останкинского молочного комбината).
Реализация принципов простоты и наглядности осложняется тем, что, как мы отмечали выше, система подсознательной и осознаваемой дешифровки информации строится на жизненном опыте человека, а значит, у людей различного происхождения, воспитания и образования она различна.
Таким образом, существует визуальный язык отдельных социальных групп населения, и то, что одни считают простой и легко понимаемой коммуникацией, другие расценивают как
примитивную, убогую и свидетельствующую (по их меркам) о недостаточном уровне качества товара.
Следовательно, выбор образов должен учитывать ментальные особенности будущих потребителей и соответствовать им.
На этой же точке зрения строятся и те визуальные коммуникации, которые на первый взгляд противоречат изложенным выше принципам.
Нарочитая сложность восприятия (при грамотной, осознанной реализации, а не при ошибке в проектировании) обусловливается:
-> использованием особого субкультурного визуального языка, который непонятен более широким слоям потребителей (крайний пример: граффити, молодежная культура и связанные с ней бренды сноубордов, одежды и т. п.);
-> формированием образа «недоступности», «понятности для избранных», «исключительности», что в итоге приводит к созданию имиджа премиальности и люксовости того или иного товара.
Иными словами, усложненный язык словно ставит барьеры перед теми потребителями, которые «недостаточно хороши» для этого бренда. Тем самым подчеркивается статус покупателя, который не только приобретает товар, но и с помощью бренда демонстрирует свое высокое положение в обществе. Например, элитный бренд, который произносится как «Булгари», пишется неверно: Bvlgari. Правильность
чтения передается «из уст в уста» и через продавцов. Этот бренд позволяет себе написание «лесенкой», удаление и перестановку букв — аудитория должна быть способна узнать его в разных ипостасях.
Подобная тенденция сформировалась в потребительской сфере под влиянием, с одной стороны, членов состоятельных семей, которые располагали временем для изучения всех тонкостей вкуса и качества товаров, а также имели к ним свободный доступ, а с другой — людей из мира искусства, где лишь небольшая прослойка наиболее искушенных любителей способна действительно понимать и ценить многие, особенно новейшие произведения искусства. Отличные ораторские способности и членов благородных семей, и коллекционеров, рост стоимости произведений искусства, привлекательность жизни знатных фамилий — все это сформировало моду на «тонкое понимание», «понимание того, что доступно не всем...».
РЕЗЮМЕ
-> Больше информации в единицу времени человеческий ггаз сможет считать, если изображение (его ключевые элементы) будет:
• контрастным;
• достаточно крупного размера;
-> С прикладной точки зрения визуальная коммуникация для легкой и быстрой дешифровки должна ориентироваться на привычность используемых образов, а именно:
• привычное изображение объектов;
• легко читаемые шрифты.
-> Преимущество получает простая и наглядная информация, выполненная в легкой и доступной форме.
-> Сверхзадача дизайна и информационной графики — быть лаконичнее и понятнее, быстрее считываться по сравнению с текстовой информацией.
-> Нарочитая сложность восприятия (при грамотной, осознанной реализации, а не при ошибке в проектировании) обусловливается:
• использованием особого субкультурного визуального языка, который непонятен более широким слоям потребителей;
• формированием образа «недоступности», «понятности для избранных», «исключительности», которые в итоге приводят к имиджу премиальности и люксовости.