НАВИГАТОР ПО КНИГЕЧ
Я не испытываю иллюзии, что у большинства из вас достаточно времени, чтобы прочитать всю книгу, как говорится, от корки до корки. Скорее всего, вы по заголовкам интуитивно выберете пару глав и бегло с ними ознакомитесь. Чтобы снизить вероятность ошибки, поскольку любой заголовок лишь краткое и обобщенное отражение содержания, я и написал этот раздел. Его цель — дать вам возможность получить 80% информации за 20% времени.
Каждый раздел завершается небольшим резюме, содержащим ключевые тезисы. Судя по моему личному опыту, это удобно, когда требуется освежить прочитанное, а кроме того, поскольку я стремился создать книгу, имеющую прикладное значение, предложенные тезисы можно использовать в качестве критериев в ходе соответствующего этапа работы по созданию или развитию бренда.
Сначала — о структуре книги.
Глава 1 (которую вы сейчас читаете) дает общее представление о книге (разделы 1.1 и 1.2), указывает на причины, по которым правила, рассмотренные в следующих разделах, не всегда действуют (1.3), и содержит несколько любопытных фактов из жизни современного российского потребителя — так сказать, «на сладкое».
Глава 2 объединила все самое важное, что влияет на построение визуальной коммуникации бренда и идет от конечного потребителя. Ретрансляция этого мнения происходит с помощью соответствующих маркетинговых исследований (в особенности тестов), показателей продаж и иногда опыта, накопленного заказчиком и агентством. Глава 3 рассказывает о том, чего ждут заказчики и почему они хотят это увидеть в своем бренде. Первый раздел — обобщенный, в нем кратко определяются все ключевые группы требований, а остальные разделы посвящены каждой из групп в отдельности. Как показывает мой опыт, все эти факторы рано или поздно принимаются в расчет, но их запоздалое рассмотрение приводит к потере как минимум времени и нервов, а как максимум — денег и объемов продаж.
Г лава 4, а особенно ее вторая часть, в наибольшей степени носит прикладной характер. Начинается она с рассказа об общем распределении ролей в процессе создания и развития бренда, а также о принципах реализации каждого из его элементов в формате визуальных коммуникаций. Продолжается глава небольшим экскурсом в мир рекламных агентств (для тех заказчиков, которые только начинают с ними работать) и далее содержит два раздела о том, как правильно выбрать подходящее для заказчика агентство. На мой взгляд, для клиента это крайне важный вопрос, поскольку выбор агентства, адекватного задаче, — это процентов 50 успеха в ее реализации.
Следующий раздел — о том, как построить работу с агентством, особенно на начальной стадии постановки задачи. Правильный бриф и хороший запуск — это еще процентов 30 успеха.
О том, как отсеять хорошие решения от не очень удачных, рассказывается в последнем разделе (4.7) — самом большом в книге. Я постарался насытить его критериями определения правильных визуальных коммуникаций в различных форматах и дополнить примерами правильно и ошибочно реализованных креативных разработок.
Читать книгу в той последовательности, в которой она опубликована, целесообразно, если у вас есть для этого достаточно времени (и вы уверены, что внешние факторы не заставят вас бросить ее на полпути, не добравшись до самого интересного) или если вы начинающий специалист — неважно, представляете ли вы клиента или агентство.
Для более опытных коллег могу дать следующие рекомендации.
Тем, кто управляет брендами (бренд-менеджерам, директорам по маркетингу, владельцам бренда), наиболее интересны будут разделы с 4.4 по 4.7 в главе 4. Скорее всего, все, что там написано, вам в той или иной мере известно, но книга поможет систематизировать эту информацию и пользоваться ею планомерно и регулярно.
Если по тезисам возникнут вопросы, следует обратиться к предыдущим разделам, где описывается «кухня» агентств. Главу 2 следует читать во вторую очередь: она позволит вам понять базовую логику потребителя и выявить, из чего складываются правила, рассмотренные в разделе 4.7. Г лава 3 для вас опциональна — опытным специалистам она даст возможность посмотреть на себя со стороны, а их менее искушенным коллегам — набить меньше шишек во время внутренних баталий.
Разделы 1.4 и 1.5 главы 1 опциональны, а раздел 1.3 пригодится, если у вас возникнет вопрос «А почему иногда все происходит не по правилам?».
Тем, кто создает бренды и имеет в этом определенный опыт, полагаю, более интересными и полезными покажутся разделы, построенные на моем опыте наблюдения за потребителями и клиентами.
Это главы 2 и 3. Они — о том, чем обусловлены требования владельцев брендов и что лежит в основе отчетов по тестированию ваших разработок. В главе 3 я уделил внимание не только объективным, но и субъективным аргументам заказчиков, попытавшись обобщить источники многих, на первый взгляд странных, а иногда и сумасбродных идей.
По моему мнению, в большинстве случаев, когда внутри агентства звучат слова «клиент не понимает...», «клиент портит...» и т. п., проблема на самом деле заключается не в нем, а в агентстве, которое либо выбрало для себя клиента неадекватного уровня, либо неспособно понять его задачи, либо не умеет донести свои идеи.
В главе 4 наибольший интерес вызовет раздел 4.7. Вы уже слышали о критериях, которые там рассматриваются, но удобнее пользоваться ими, если они систематизированы. Вполне вероятно, что клиент будет проверять ваши идеи, руководствуясь большинством из них, так что лучше сделать это самостоятельно. Скорее всего, ряд критериев вызовет у вас недовольство, и вы решите, что «креатив зажимают». В этом случае прочитайте раздел 1.3.
Я надеюсь, что эта книга послужит не только практическим инструментом для тех, кто работает в области управления и развития брендов, ной катализатором совместных размышлений профессионального сообщества о правилах и закономерностях развития брендинга.
Обменяться мнениями о прочитанном, о ситуации на рынке и ознакомиться с новыми кейсами и идеями автора можно на сайте книги: www. visualbrand. ru.