ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
Система организации труда в Огасте, Лиме, Олбани и на других заводах с технической специализацией снова и снова подтверждала свою эффективность на протяжении 1960-х, 1970-х и 1980-х годов. Предприятие в Огасте и через сорок лет после открытия остается образцом эффективного производства. Завод в Лиме является одним из самых производительных в P&G, а в середине 1980-х он вообще был единственным производителем бытовых жидких моющих средств. Результаты деятельности завода в Олбани не менее впечатляющи: на протяжении многих лет он остается одним из самых эффективных производственных объектов отделения изделий из бумаги.
Хотя системы организации труда на различных заводах с технической специализацией отличаются друг от друга, компания выделила у них несколько общих характерных черт. Эти общие характеристики стали основой при проектировании новых заводов и планировании их деятельности, причем не только в Соединенных Штатах, но и по всему миру. В 1980-х P&G ввела в употребление новую терминологию для описания таких высокопроизводительных организационных схем, или высокоэффективных систем организации труда. На годовом собрании руководства в Цинциннати в декабре 1980 года двое внутренних консультантов компании, М. Дж. Гоуин и F. X. Бичем, сделали доклад «Об общих характеристиках новых заводов», базируясь на опыте двадцати одного завода, действовавшего в шести странах мира. На этих производственных мощностях было сосредоточено примерно 40% всего персонала компании. Гоуин и Бичем выделили девять характеристик, общих для этих предприятий (см. вставку «Основные характеристики новых заводов»)32.
Основные характеристики новых заводов (на основании доклада М. Дж. Гоуина и Р. Х. Бичема от 9 декабря 1980 г.)
1. Уважение к способностям каждого работника.
2. Общие цели.
3. Руководство в соответствии с определенными принципами.
4. Нацеленность на результат.
5. Постановка и решение проблем.
6. Бригада как основная организационная единица.
7. Поощрения в соответствии с квалификацией и вкладом, внесенным в общее дело.
8. Требование разносторонней квалификации.
9. Обмен информацией между членами коллектива, информирование и обучение персонала.
В рамках широкомасштабной корпоративной инициативы в 1980-е годы P&G также пыталась перенести как можно больше положительного опыта новых заводов на старые, находившиеся под контролем профсоюзов. Результаты были положительными, хотя и не такими заметными, как на новых производствах. Национальные рабочие движения в США и Европе в то время перешли на оборонительные позиции, так как растущая глобальная конкуренция перевернула все привычные представления о коллективных договорах между предпринимателями и профсоюзами, сложившиеся после Второй мировой войны. Восьмидесятые годы стали свидетелями появления концессионных соглашений между этими сторонами, а также массового перевода многих производственных операций из развитых стран в страны с более дешевой рабочей силой в Латинской Америке, Азии и Южной Европе.
В этих условиях P&G старалась перестроить организационные схемы своих старых предприятий в соответствии с принципами технической специализации. Это была трудная задача, и потребовалось много времени на то, чтобы руководители и работники, привыкшие к традиционным методам работы, приняли как должное необходимость все делать по-новому. Все старые заводы делали явные успехи на этом пути, но наибольшей эффективности, как ни странно, достигла одна из самых старых — в Чебойгане (штат Мичиган). Операционные расходы здесь были существенно выше, чем на заводах с технической специализацией, и в конце 1970-х новый директор завода, Гомер Буллард, начал доказывать необходимость перемен местному профсоюзу, знакомя его с конфиденциальной информацией о состоянии дел на предприятии. Он также пригласил профсоюзных чиновников и рабочих-почасовиков посетить заводы с технической специализацией и другие высокопроизводительные предприятия в Соединенных Штатах. Потом Буллард узнал, что P&G собирается расширить производственные мощности в целях выпуска подгузников для взрослых, страдающих недержанием, под маркой Attends. Он убедил профсоюз, что завод в Чебойгане мог бы взяться за этот проект, но только после внедрения некоторых принципов технической специализации, включая сокращение количества должностных категорий и зависимость оплаты труда и продвижения по службе от приобретенной квалификации. Профсоюз согласился, и, хотя бренд Attends так и не стал популярным, в профсоюзе поняли, что нетрадиционные организационные схемы не всегда несут угрозу33.
После того как несколько старых заводов поменяли организационную структуру, остальным поневоле пришлось последовать их примеру. Иногда для ускорения перемен требовался настоящий кризис — угроза потери работы или даже полного закрытия. Во всех случаях компании приходилось идти на существенные расходы для проведения обмена информацией и обучения персонала, с тем чтобы достичь успеха. Изменений опасались не только профсоюзы. P&G пришлось убедиться в том, что ее собственные менеджеры могут стать серьезным препятствием на пути перемен. Перемен опасались не только профсоюзы. Мастера и руководители на производстве должны были примириться со сменой роли руководителя на роль наставника (коуч-консультанта)34.