ИЗДЕЛИЙ ИЗ БУМАГИ
Синтетические моющие средства были движущей силой развития P&G в период 1950-х и 1960-х годов. Но начиная с конца 1960-х и в течение 1970-х расширение деятельности компании происходило в основном благодаря отделению изделий из бумаги. Это отделение начало свою деятельность довольно незаметно: в 1957 году P&G приобрела ничем не примечательную бумажную фабрику Charmin, располагавшуюся в штате Висконсин и ставшую отправной точкой для продвижения P&G на рынок потребительских изделий из бумаги, в первую очередь бумажных салфеток, полотенец и туалетной бумаги. Впоследствии это приобретение послужило стартовой площадкой для запуска нескольких знаменитых брендов компании — но только после десяти лет исследований, экспериментов, инноваций и беспрецедентных кап итало вложений.
Развитие брендов Charmin и White Cloud (туалетная бумага), Bounty (бумажные полотенца), Puffs (салфетки для лица), Pampers и Luvs (одноразовые подгузники) потребовало привлечения самых талантливых технических кадров компании. Среди них были Виктор Миллз, Боб Дункан, Гарри Текленбург, Фред Уэллс, Джим Эдвардс, Джим Сиссон и Ларри Сэнфорд, и все они являлись авторами разработок, которые впоследствии вывели P&G в лидеры рынка изделий из бумаги. Одной из важнейших разработок стал СПФ, «секретный процесс F» (Confidential Process F, CPF[6]), — новая технология, повышающая впитывающую способность и мягкость туалетной бумаги, бумажных салфеток и полотенец. Команда разработчиков также усовершенствовала одноразовые подгузники, а затем рассчитала, как сократить стоимость производства так, чтобы миллионы родителей были в состоянии их приобретать.
Освоение нового направления — производства изделий из бумаги — стало самым крупным финансовым риском компании в рассматриваемый период времени. Роды спуст я ветераны отделения изделий из бумаги вспоминали о громадных капиталовложениях в новые технологические линии как об абсолютно непредвиденных и воспринятых с опасением. Они признавали, однако, что высшее руководство компании сделало твердую ставку на новое направление бизнеса. В 1963 году Ровард Моргене назначил Эда Харнесса, в то время руководившего гораздо более крупным отделением туалетных принадлежностей, на пост главы отделения изделий из бумаги. Чтобы обеспечить успех этого борющегося за выживание отделения, Моргене предоставил в распоряжение Харнесса самые ценные технические и маркетинговые кадры компании. Еще раз высшее руководство продемонстрировало свою приверженность бумажному бизнесу во время затянувшегося периода разработки Pampers, первых в мире одноразовых подгузников, запущенных в массовое производство. Хотя этот бренд потерпел неудачу на первых трех пробных рынках, впоследствии он стал самым крупным одиночным брендом компании и одним из самых революционных потребительских товаров послевоенного периода.