Ход событий
Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» был внесен в Госдуму осенью 2004 года. Его авторами стали три депутата: президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль, бывший заместитель министра МЧС Валерий Востротин и подполковник ВДВ Андрей Шевелев.
В июле 2005 года был создан Национальный союз страховщиков страхования ответственности (НСССО), куда вошли 23 компании.
12 декабря 2005 года на президиуме фракции «Единая Россия» против законопроекта выступил председатель Комитета по безопасности Госдумы Владимир Васильев. По его словам, несмотря на принятие закона «О техническом регулировании», технические регламенты так и не были разработаны. Это значит, заявил депутат, что совершенно непонятно, как определить, относится или нет объект к категории особо опасных. «Получается, определять это будет чиновник на месте», — возмутился глава Коми-
тста по безопасности. В итоге депутаты сочли, что законопроект необходимо проверить на наличие коррупционной составляющей. По словам Васильева, комитет принял решение направить его для заключения в думскую комиссию по противодействию коррупции[304].
16 декабря 2005 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта» (285 — «за», 101 — «против», 5 воздержались).
17 декабря 2005 года Федеральная антимонопольная служба заявила о намерении возбудить дело в отношении Ростехнадзора и Национального союза страховщиков страхования ответственности (НСССО) которые, по мнению ФАС, уже пытаются ограничить конкуренцию на этом рынке[305].
3 февраля 2006 года в газете «Коммерсантъ» был опубликовано заключение антикоррупционной комиссии Госдумы на проект «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». Как следует из заключения, размытость формулировок документа создает правовой потенциал для коррупции. Комиссии, например, непонятно, на каком основании будут разноситься по категориям опасности объекты. «Возникают возможности в виде платы за отнесение к менее опасной категории, размер страховой премии за которую ниже, — говорится в документе. — Особенно расплывчатым выглядит понятие “оценка состояния готовности владельца опасного объекта к предупреждению, локализации и ликвидации чрезвычайной ситуации”... Это прямое приглашение к коррупции».
Антикоррупционная комиссия сочла также, что тарифы на этот вид страхования должен устанавливать закон, а не правительство. Опыт «автогражданки» показывает, что в противном случае появляется «возможность непубличного торга за наиболее выгодные для страховщиков условия». Подводя итог, анти-
коррупционная комиссия делает неожиданный вывод. Она предлагает внести в Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» положение, согласно которому все страхование «опасников» будет отдано государственной страховой компании.
«Это логично, — заявил “Ъ” депутат Михаил Гришанков, подписавший заключение комиссии. — Законопроект предусматривает прямые затраты из бюджета в 3 миллиарда рублей (деньги, на которые государственные эксплуатанты опасных производств купят страховку). Логично, если эти деньги в качестве взносов получит государственный страховщик». В настоящий момент на страховом рынке существует единственный страховщик, в котором государство напрямую владеет пакетом акций, — «Росгосстрах» (доля государства — 25% плюс одна акция). «Мы были бы счастливы заниматься этим видом страхования в одиночку», — заявил «Ъ» глава «Росгосстраха» Даниил Хачатуров[306]. Авторы заключения: Михаил Гришанков и Виктор Войтенко.
15 февраля 2006 года получено заключение Президента РФ Владимира Путина на проект закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта». В нем, в частности, говорится, что проект закона может быть представлен к рассмотрению во втором чтении только после устранения ряда замечаний. Рекомендуется отказаться от жесткого регулирования со стороны государства страховых тарифов. Высказывается опасение, что «жесткое госрегулирование тарифов с использованием общего подхода к оценке риска может ограничить конкуренцию между страховщиками и привести к неоправданному росту издержек владельцев опасных объектов»[307].
23 марта 2006 года председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Сергей Васильев провел парламентские слушания на тему «Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда
при эксплуатации опасного объекта». Основное заключение слушаний: законопроект требует существенной доработки ко второму чтению.
29 июня 2006 года Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам рекомендовал к принятию во втором чтении законопроект о страховании ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта.
7 июля 2006 года неожиданно сорвалось второе чтение законопроекта в Госдуме. По информации «Ъ», проект не прошел согласование в Главном правовом управлении Администрации Президента — суть претензий неизвестна, но поправки в законопроект было вносить уже некогда[308].