Лоббирование с целью использования. формальных или неформальных ресурсов. депутата, аппарата Государственной Думы. или самой Государственной Думы
Здесь лоббистов чаще всего интересуют: решение экономических задач предпринимателя в конкретной отрасли или территориальном округе, проекты постановлений и заявлений Государственной Думы или комитетов Государственной Думы, запросы
депутатов Государственной Думы, самой Государственной Думы, организация парламентских слушаний, пресс-конференций, семинаров с выступлением парламентариев по заранее оговоренным позициям с широким освещением в СМИ, организация приемной депутата Государственной Думы в местах экономической деятельности предпринимателя, а также включение представителя заинтересованной структуры в экспертный совет (группу) при комитете Государственной Думы, организация выставки продукции компании в стенах Государственной Думы. Рассмотрим наиболее значимые из них более детально.
Решение экономических задач предпринимателя в конкретной отрасли или территориальном округе. Типичными здесь являются просьбы повлиять на результаты государственных тендеров, выделение квот на поставку сырья, возврат бюджетных долгов, вывести на крупного заказчика или продавца (как в области ТЭК), решить проблем с проверяющими органами, бандитами.
Статус депутата Государственной Думы позволяет лично оказывать влияние на принятие многих подобных решений. Вот как свой лоббизм в этой области описывает депутат Михаил Гришан - ков: «Одной из сфер взаимодействия депутата с предприятиями является работа по установлению контактов руководства предприятий с потенциальными заказчиками продукции. Так, например, в прошлом году депутат способствовал получению заказа от строительных организаций Москвы на башенные краны производства ОАО «Нязястроймаш». Еще раньше, в октябре 2000 года, Михаил Гришанков провел работу по размещению крупного заказа московской мэрии на производство трамваев на УКВЗ»1.
Такая деятельность депутата хорошо оплачивается. Наши источники в Думе называют цифру от нескольких до десяти и более процентов от оборота. А речь идет о миллионах долларов!
Проекты постановлений и заявлений Государственной Думы или комитетов Государственной Думы. Официальную позицию Государственной Думы по тому или иному вопросу освещает Управление по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ, которое имеет немалые лоббистские возможности. Нужные
w w w. gr ish а nkov. ru.
постановления (т. е. те, за которыми стоят определенные силы), правильно освещенные, оперативно передаются в ведущие российские и зарубежные СМИ. Эти материалы охотно принимают, что также контролирует заказчик документа.
Наглядным примером данной формы лоббизма являются выдержки из текста, распространенного Управлением по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ 14 октября 2004 года. Приведем самые интересные места.
«14 октября члены Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям под председательством Мартина Шаккума на своем заседании рассмотрели вопрос о государственной поддержке гражданского авиастроения за счет средств федерального бюджета в 2005 году и ходе реализации Федеральной целевой программы “Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 — 2010 годы и на период до 2015 года”. В заседании приняли участие директор Департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго Юрий Коптев, директор Департамента бюджетной политики Минфина Владимир Белов, представители Минтранса и Минэкономразвития РФ. В проекте федерального бюджета на 2005 год на господдержку гражданского авиастроения предусмотрено 6,0 млрд рублей. Однако порядок предоставления и расходования выделенных средств в настоящее время отсутствует. Нет информации, на каких условиях, каким предприятиям отрасли планируется оказать поддержку. По словам Мартина Шаккума, “это не способствует прозрачности бюджета”. Комитет рекомендовал Правительству РФ ускорить согласование порядка предоставления указанных средств»[84].
Эту рекомендацию можно расценивать как заявление Комитета о проявлении интереса депутатов к проблеме. В особенности к вопросу о том, каким образом и среди кого будут распределяться бюджетные деньги. С большой уверенностью можно говорить, что инициатива обращения принадлежала отдельным предприятиям — производителям авиационной техники,
озабоченным процедурой распределения средств целевой программы. Эти компании, используя ресурс профильного комитета, пытались таким образом повлиять на чиновников в правительстве.
Запросы депутатов. Депутат Государственной Думы (инициатор запроса) вправе направить запрос председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, председателю Центрального банка РФ, председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов и должностных лиц (п. 1 ст. 14 Регламента)[85]. По вопросу о направлении депутатского запроса голосование не проводится, он просто оглашается на заседании. При этом делается протокольная запись, которая заносится в стенограмму. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения (п. 3 ст. 14 Регламента), помимо этого, депутат имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов (п. 4 ст. 14 Регламента). Депутатский запрос считается самой дешевой услугой на рынке лоббизма. Для этого даже необязательно выходить на депутата — достаточно его помощников. У них есть бланки запросов с печатями и подписями.
Зачастую депутатский запрос полезен для оказания давления на чиновников или создания информационного повода для СМИ. В первом случае запрос выступает сигналом для чиновника: «этих людей лучше не трогать, за ними стоят влиятельные
люди со стороны власти». Конечно, зачастую это обычная профанация. Однако, как показывает практика общения с чиновниками, для многих и этого бывает достаточно. «Деньги любят тишину» и никто не хочет привлекать внимание к «нагретым местечкам».
Во втором случае депутатский запрос является прекрасным инструментом воздействия на бизнес. Эффективность депутатского обращения полезно рассмотреть на следующем примере.
18 августа 2004 года депутат от фракции «Родина» Юрий Савельев направил запросы в Генпрокуратуру, МВД и ФСБ с просьбой провести расследование деятельности одной из крупнейших российских инвестиционных компаний — «Объединенной финансовой группы» (ОФГ). Он обвинил компанию в создании нелегальных схем по продаже акций ОАО «Газпром» иностранцам, а ее акционеров и менеджеров — в уголовных преступлениях. Речь шла об осуществлении ограниченных сделок через подставных лиц. Примечательно, что одним из собственников ОФГ является бывший министр финансов гайдаровского правительства, член совета директоров «Газпрома» Борис Федоров. Событие привлекло внимание СМИ. В результате «повышенного внимания» за один день капитализация «Газпрома» сократилась на 10%, был причинен экономический вред инвестиционной компании и репутационный — Борису Федорову.
Вот лишь некоторые предположения относительно причин появления депутатского запроса: попытка сыграть на падении акций, воздействовать на компанию или ее владельцев с определенной целью, причинить вред фирме-конкуренту, «кадровые войны» в «Газпроме». Кстати, интересны в данном случае комментарии потерпевшей стороны: агентству «Интерфакс» Борис Федоров заявил, что «запрос заказной», оправдываясь, что «в то же время в России нет ни одного крупного инвестбанка, который бы не работал с нерезидентами на рынке акций “Газпрома”, естественно, в рамках закона».
В газете «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-релиз ОФГ приводится такое объяснение истинных намерений заказчиков де-
путатского запроса: «Появление запроса и господин Федоров, и представители ОФГ связали с предстоящим 20 августа судом между клиентами ОФГ и компанией “Стройспортсервис” по поводу акций “Газпрома” на $50 миллионов. В ОФГ утверждают, что за действиями “Стройспортсервиса”, оспаривающего законность приобретения этих акций, стоит известный специалист по враждебным поглощениям Павел Свирский»[86]. И далее по тексту: «Не так давно господин Свирский вышел на руководство ОФГ и предложил “уладить” все вопросы, связанные с оспариваемым пакетом акций ОАО “Газпром”, заявив, что он контролирует действия ЗАО “Стройспортсервис”. За эту услугу господин Свирский попросил весьма приличное вознаграждение. ОФГ отвергла это предложение». За что видимо и поплатилась. Одним из инструментов воздействия послужил депутатский запрос Юрия Савельева.
Этот пример наглядно показывает, что при удачно складывающихся обстоятельствах даже депутатский запрос, направленный в болевую точку компании, может нанести существенный урон или, наоборот, принести выгоду.
Стоимость депутатского запроса начинается от 5 тысяч долларов[87]. Впрочем, запрос может стоить и 10 тысяч долларов и даже больше в зависимости от того, кому и по какому поводу он направляется.
Другим весомым инструментом воздействия является фракционный запрос. В этом случае запрос делается от одной или нескольких партий, тем самым показывается, насколько данный вопрос важен для заказчика.
Приведем пример: запрос фракций СПС, «Яблоко» и «Единство» в Государственной Думе третьего созыва. Заказчиком запроса выступила управляющая компания «Паллада» во время конфликта с ФКЦБ. Запрос был адресован премьер-министру Михаилу Касьянову. Благодаря этому ходу «Паллада» получила
поддержку ряда СМИ[88] [89]. Ценовой порядок фракционного запроса — от 30 тысяч долларов. Чаще всего в этом случае деньги идут в партийную кассу.
Следующим по значению является парламентский запрос. Государственная Дума может направить парламентский запрос Председателю Правительства РФ, членам Правительства РФ, Генеральному прокурору РФ, председателю Центрального банка РФ, председателю Центральной избирательной комиссии РФ, председателям других избирательных комиссий, председателям комиссий референдума, председателю Счетной палаты РФ, руководителям иных федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, Государственного фонда занятости населения РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ по вопросам, входящим в компетенцию указанных органов (п. 1 ст. 13 Регламента).
Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа депутатов (п. 2 ст. 13 Регламента). Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты Российской Федерации) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня его получения, (п. 3 ст.13 Регламента).
Ценовой порядок: парламентский запрос гораздо сложнее провести через Государственную Думу. В отдельных случаях, по мнению журналистов газеты «Коммерсантъ», его стоимость может доходить до 100 тысяч долларов-.
Организация парламентских слушании, пресс-конференций, семинаров с выступлением парламентариев по заранее оговоренным позициям с широким освещением в СМИ. Такие слушания, как правило, подразумевают рассмотрение всех точек зрения в отношении некоторой проблемы, привлечение к ней внимания всего политического сообщества, и как следствие — ускорение
движения по «думским коридорам» законопроектов, связанных с темой слушаний[90] [91].
Одним из примеров такой формы лоббизма стали парламентские слушания, прошедшие в Государственной Думе в октябре 2004 года2. Они были посвящены проблемам развития судостроения и водного транспорта в России. Среди выступавших выделим замминистра транспорта Сергея Аристова, главу Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, заместителя руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Владимира Попова, зампреда думского Комитета по энергетике, транспорту и связи Виктора Клюса.
Парламентские слушания проходят по стандартному сценарию: сначала состояние проблемы преподносится как критическое, приводится зарубежный опыт, а далее предлагается ряд мер по улучшению ситуации. Стоит отметить классический тон таких заседаний — если не принять меры сейчас, завтра уже будет поздно. Делается это с понятной целью оказать максимум воздействия на законодателей, представителей профильных министерств и журналистов.
Приводимые ниже цитаты дают представление о том, по какой схеме, как правило, проходят парламентские слушания.
В начале идут угрозы. «России грозит утрата статуса морской державы. Но этого мы допустить не должны» (С. Аристов). «В состоянии водного транспорта, как в капле воды, отражаются все проблемы российской экономики» (В. Язев). «Возраст подавляющего большинства речных судов превышает 26-летний рубеж. Причем только 43% по уровню безопасности признаются нормальными» (В. Попов).
Далее следует мировой опыт. «Вообще все главные мировые морские державы с целью защиты собственного транспортного рынка применяют широкий спектр мер протекционистского характера, направленные на резервирование за национальными
судовладельцами от 50 до 75% перевозок стратегически важных грузов» (В. Юпос).
После того как должное впечатление создано, докладчики переходят к самому главному. Обычными просьбами здесь являются: увеличение бюджетных расходов, особый льготный режим, заградительные, протекционистские меры. Рассмотрим самые показательные цитаты.
«Надо в срочном порядке пересмотреть налогово-таможенное законодательство, которое «не соответствует современным условиям». Только государственный протекционизм в сферах водных грузоперевозок и судостроения выведет отрасль из кризиса» (В. Юпос).
«Надо отменить НДС для судов, строящихся и ремонтируемых на загранбазах, временно снизить уровень ставки налога на имущество для морских судов, установить нулевую ставку земельного налога на территории внутренних водных путей морского и водного транспорта, включая акватории морских и речных портов, судоремонтных заводов и ремоитно-отстойных баз» (общее мнение выступающих).
Очень часто парламентские слушания позволяют выявить группы интересов и их представителей в лице чиновников и парламентариев.
Наглядным примером является круглый стол о законодательной поддержке использования альтернативных видов моторного топлива, который состоялся в Государственной Думе 10 февраля 2005 года[92]. Его инициировал думский Комитет по энергетике, транспорту и связи под руководством известного газового лоббиста Валерия Язева. На круглом столе предлагалось разработать закон, который способствовал бы замене дорогостоящего бензина природным газом. По словам выступавших, это в разы дешевле и, кроме того, безопасно для флоры, фауны и самого человека. Стоит отметить, что время, в которое проводился круглый стол, совпало с гонениями на нефтяное лобби (митинги транс-
портников в связи с повышением цен на бензин и ГСМ, проталкивание правительством закона «О конкуренции», ущемляющего интересы нефтяных компаний, массовое недовольство населения).
Организац ия приемной депутата Государственной Думы в местах экономической деятельности предпринимателя является разновидностью депутатского патронажа. Практикуют его или одиозные депутаты типа Виктора Черепкова или депутаты из партий ЛДПР и «Родина». В данном случае основной ресурс депутата — скандальность, которая всегда привлекает внимание СМИ и отпугивает многих чиновников.
Примером депутатского патронажа может служить открытие депутатских общественных приемных в тех помещениях, используемых бизнесом, которые традиционно являются объектами всевозможных проверок — рынках, складах. Контролирующие органы лишний раз подумают, а стоит ли связываться с одиозным депутатом, привлекать его внимание. Стоимость депутатского патронажа, по нашим сведениям, составляет от 2000 долларов в месяц. Скандал только повышает его стоимость в глазах предпринимателей.
17 февраля 2005 года в газете «Ведомости» вышла статья «Алиби для пирата»1, в которой рассказывалось о новом виде бизнеса депутатов Государственной Думы. В частности, о том, что депутат от ЛДПР Владимир Овсянников заступился за предпринимателя Сергея Калуженка, на складе которого милиция обнаружила контрафактные диски с компьютерными играми. Пожелавший сохранить анонимность сотрудник столичного ГУВД рассказал «Ведомостям», что в конце октября милиция наведалась на склад, где нашла контрафакт. По итогам проверки прокуратура возбудила уголовное дело. Однако, когда в конце декабря сотрудники ГУВД пришли на склад с обыском, то наткнулись на закрытую дверь с табличкой «Общественная приемная депутата Госдумы Владимира Овсянникова».
Депутат Владимир Овсянников направил также в адрес генпрокурора Владимира Устинова депутатский запрос, в котором
1 Дорохов Р., Виноградова Е. Алиби для пирата // Ведомости. 2005. 17 феир. X» 28. С. Б8.
содержались жалобы на грубые нарушения закона со стороны сотрудников 9-го отдела УБЭП ГУВД Москвы, проверявших Ка - луженка, и просьба наказать виновных. Сотрудник прокуратуры подтвердил журналистам газеты «Ведомости», что его ведомство расследует действия убэповцев, и заявил, что «депутат Овсянников направрш уже несколько запросов в разные инстанции, что практически парализовало расследование».
Перечисленные типы предмета лоббистскорі деятельности в Государственнорр Думе являются основными в заказах заинтере - сованных структур. Хотя можно выделить и еще несколько достаточно распространенных: включение представрітеля заинтересованной структуры в экспертный совет (группу) при КОМРІ - тете Государственной Думы; организащія выставки продукции компании в стенах Государственрюрр Думы; покупка удостовере - ния помощнррка депутата Государственной Думы ррлрр федеральных номеров депутата Государственрюй Думы. В последнирр год работы Государственной Думы традррционно поступают заказы на включерше представрртелерр заинтересованной стороны в федеральный список проходной партии.
з